Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

 

 

Таможенный кодекс Российской Федерации закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации № 5003-1 от 21.05.1993 «О таможенном тарифе».

Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД). ТН ВЭД определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Законом «О таможенном тарифе» определены основные цели таможенного тарифа:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

- защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику[5].

Таможенная пошлина ― обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1. фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2. протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Существует несколько классификаций таможенных пошлин.

Классификация по способу взимания:

а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну)[6].

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Классификация по объекту обложения:

а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Классификация по характеру:

а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

в) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров[7].

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Классификация по происхождению:

а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

Классификация по способу вычисления:

а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

б) эффективные ― реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров[8].

 

 

Задача казус

Задача № 15.

 

Общество с ограниченной ответственностью арендовало у научно - исследовательского института подвальное помещение для размещения торгового склада. Через месяц из–за неисправностей канализационных труб, находившихся в подвале, он оказался залитым, и обществу был причинен материальный ущерб в сумме 70 тысяч рублей. Общество обратилось к институту с требованием о возмещении ущерба. Институт отказался удовлетворить это требование, ссылаясь на то, что подвальное помещение находилось во владении и пользовании общества, и институт не мог знать о неисправностях канализационных труб.

Решите дело.

 

Решение

Гражданский кодекс РФ. Глава 34. Аренда. § 1. Общие положения об аренде

Решение: в соответствии с

 Статья 616. Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества

 1. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

 Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

 Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:

 произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;

 потребовать соответственного уменьшения арендной платы;

 потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

 2. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Таким образом, исследовательский институт должен возместить ущерб Обществу с ограниченной ответственностью. Однако здесь следует уточнить конкретные детали прорыва труб – причины прорыва (возможно они наступили в результате нарушений техники безопасности со стороны Общества с ограниченной ответственностью).

 

 


 


Список используемой литературы

 

 

Нормативные акты:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 года.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (часть первая) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., №32, ст. 3301.

3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц" // СЗ РФ, 2001, N 33, ч. 1, ст. 3431

4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4190

 

Научная литература и статьи:

 

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 20.02.2009) // Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.

3. Федеральный Закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (принят ГД ФС РФ 11.06.2003) // Российская газета", N 128, 03.07.2003.

4. Определение Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от 18 марта 2009 г. N 2647/09 // КонсультантПлюс

5. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 января 2009 г. N 16987/08 // КонсультантПлюс

6. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 мая 2001 г. N КГ-А40/1338-01 // КонсультантПлюс

7. 1001 договор на все случаи бизнеса" (А.А. Батяев, О.В. Бобкова, Н.В. Васильчикова, Г.А. Корнийчук, И.Ш. Резепов, Л.В. Сальникова, О.А. Скачкова, И.А. Смагина, Р.Л. Суняева, Д.А. Шлянцев) (ООО "ИД "РАВНОВЕСИЕ", 2008)

8. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта.

9. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С.

10. Гражданское право: учебник для студентов Вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» (П.В. Алексий и др.); под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия, А.Н. Кузбаларова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 895 с.

11. Гражданское право: В 2 т. Том 2. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2003. – 544 с.

12. Гражданское право: Часть вторая: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2007. – 592 с.

13. Гражданское право России: Учебник для вузов. – М.:ЗАО Юстицформ, 2008 – 560 с.

14. Гражданское право: учеб.: в 3т. Т.3. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 784.

15. Гражданское право: Учеб.: В 3т. Т.2. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев и др.; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М.: ТК Велби, изд – во Проспект, 2004. 848 с.

16. Гражданское право: Учебник. ТОМ II" (под ред. О.Н. Садикова) (Юридическая фирма "КОНТРАКТ", ИНФРА-М, 2007)

17. Договор транспортной экспедиции" (Ю. Нестерчук) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 14)

18. Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975.

19. Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях" (А.С. Кузьмичев, А.А. Малыгин) ("Журнал российского права", 2007, N 5)

20. Комментарий к гражданскому кодексу российской федерации, части второй" (постатейный)(под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

21. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции" (Н.В. Морозова) ("Законодательство и экономика", 2005, N 4)

22. Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения" (И.Е. Данилина) ("Транспортное право", 2005, N 2)

23. Проблемы квалификации договора транспортной экспедиции" (М.В. Жидкова) ("Транспортное право", 2007, N 2)

24. Правовое регулирование транспортной экспедиции" (Ю.А. Метелева) ("Журнал российского права", 2007, N 6)

25. Гайдук Э.Г. Прекращение деятельности юридического лица: основания и последствия // Журнал российского права, 2002. -№ 8. – С. 21-24

26. Гражданское право. Часть 1. Учебник. / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: “ПРОСПЕКТ”, 1998. – 632 с.

27. Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Под общей ред. А.Г. Калпина. – М.: Юристъ, 2001. – 542с.

28. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. -М.: Инфра-М,1999. – 426 с.

29. Гражданское право. Общая часть. // Под ред. В. А. Тархова. –СПб.: Альфа, 2001. – 571 с.

30. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. / Под ред. проф. Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. - М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003

31. Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Гражданин и право, 2002. - № 11. – с. 7-9

32. Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", 2001. – 548 с.

33. Садиков. О. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, часть первая (постатейный). М.: Проспект, 2000. – 542 с.

34. Степанов Д.И. Проблемы законодательства о юридических лицах // Журнал российского права, 2002. - № 10, октябрь. – с. 17-21

35. Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц // Законодательство, 2000. - №1, январь. –С. 14-16

 

 

 

 

Приложение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: