Проблемы и трудности формирования гражданского общества в современной России

Проблемы и трудности формирования гражданского общества в России обусловлены прежде всего историческими условиями и характером проводимых в стране реформ.

 С 1985 г.  в стране с большими трудностями, но все-таки начинает развива­ется средний и малый бизнес — ядро формирования среднего класса и социальной базы гражданского общества. В целом по России зарегист­рировано более 946 тысяч малых предприятий. Причем за год, как показывает статистика, по стране их прирост составляет 10%. Доля малых предприятий в ВВП страны составляет около 11%. Много это или мало? В чем состоит проблема?

Статистика высвечивает в этом вопросе несколько проблем. Во-пер­вых, в сравнении со странами, успешно решающими задачи форми­рования зрелого гражданского общества, Россия, конечно, находится далеко позади. К примеру, доля малого бизнеса в ВВП в странах Ев­росоюза составляет 67%, в США — 52%, в Японии — 55%. В России в этой сфере работает около 19% населения, в странах Европы — до 70%. В среднем в России на 1 тысячу человек приходится где-то 7 малых предприятий, в то время как в США и в Европе — 35. А если учесть, например, что в США к малым предприятиям отно­сятся структуры, в которых работают до 1000 рабочих, а в России — 100 человек, то эта разница увеличивается еще соответственно где-то в 10 раз[5]. Во-вторых, в России развитие малого и среднего бизнеса распределяется крайне неравномерно по субъектам РФ. Так, к при­меру, из 946 тысяч малых предприятий, зарегистрированных в целом по стране, 203 тысячи находится в столице. Малый и средний бизнес в столице дает городу почти 40% налоговый поступлений. В-третьих, трудность самоорганизации малого и среднего бизнеса в современной России обусловлена тем, что он в силу своей слабости, рассеянности, плохой "встроенности" в части представительства своих интересов в институтах власти более подвержен разрушительным воздействиям со стороны бюрократии, чем, скажем, бизнес крупный или даже сред­ний, отраслевой. Поэтому без стратегически осмысленной, ресурсно обеспеченной помощи со стороны государства в сложившихся условиях процесс создания социальной базы гражданского общества в России может растянуться на многие десятилетия. Проведенные социологи­ческие исследования в рамках разработки Государственной концепции поддержки малого бизнеса показали, что основными препятствиями его развития остаются несовершенство системы налогообложения (60,1% респондентов), высокий уровень коррупции (32,2%), связанный с по­лучением лицензий, контролем и надзором бюрократии за бизнесом, которые зачастую превращают его в разорительный. Очень высокие проценты получения кредита (50%), ставки арендной платы и многое другое.

Есть еще один важный аспект этой стороны рассматриваемой проблемы. По данным Доклада Всемирного банка о состоянии россий­ской экономики, 23 российских олигарха контролируют 25 субъектов РФ (из 89), более трети промышленной продукции страны, 19 мил­лионов работников, что составляет 16% трудовых ресурсов, 17% бан­ковских активов, 60% рынка ценных бумаг и т.д.[6] К чему это ведет — понятно. К примеру, по подсчетам академика Львова, в современной России 85% россиян владеют 7% национального богатства, а в руках небольшой группы (примерно 1500 человек), что составляет 0,00001% от всего населения России), сосредоточено более половины богатства страны. В США, например, где богатство накапливалось длительной историей развития капитализма, для сравнения, 1% самых богатых семей страны владеет 38,5% национального богатства. Бедность и ни­щета россиян — это не только проблема социальная. Это проблема политическая и нравственная. Идеалы и ценности демократии не мо­гут быть реализованы в стране нищих, в стране, где даже по офици­альным данным более 30 миллионов граждан находятся на грани ни­щеты, где противостояние богатства и бедности, власти и общества исключает возможность формирования климата доверия между ними, толерантной среды, так необходимой для создания реального граж­данского общества.

И все-таки, какой можно сделать вывод по этому аспекту рас­сматриваемой проблемы? Мы должны отметить, что за годы реформ в России действительно стал формироваться новый экономический класс, использующий наемный труд. По Всероссийской переписи 2002 г. в его состав входит примерно один миллион человек, что составляет около 1,5% занятого населения. В его состав входит также еще около двух миллионов индивидуальных предпринимателей — это еще около 3% занятого населения. Если учесть, что значительная часть этого нового класса сосредоточена в мегаполисах, то общая картина фор­мирования новых экономических отношений и их возможных послед­ствий для страны, по крайней мере на сегодняшний день очевидна. Можно констатировать, что за годы реформ в стране пока так и не сложился самостоятельный, и, самое главное, самодостаточный "сред­ний класс", который по своему реальному статусу способен выступать социальной опорой новой социально-экономической и политической системы, сознательно и организованно защищать свои интересы и цен­ности, активно влиять на принятие и реализацию властью политических решений, разработку стратегии государственной политики. Для этого у него нет, ко всему прочему, и сложившихся действенных институтов опосредования его собственных интересов. Словом, в современной Рос­сии беспомощно скорее не государство, которое обладает легитимной машиной насилия и убеждения, а общество. И задача государства в современной ситуации должна сводиться не столько к усилению вер­ховной власти, сколько к созданию условий для формирования в стране действенных структур гражданского общества, установлению климата доверия между государством и обществом, толерантной среды функционирования и развития демократической социально-полити­ческой системы.

Однако надо признать, что при всех сложностях формирования социальной базы гражданского общества в современной России, проти­востояния ему сложившегося в стране корпоративно-бюрократического государства, представители формирующегося российского среднего класса обладают достаточно высоким, можно сказать, обнадеживаю­щим социальным оптимизмом. По результатам различных социологи­ческих исследований у представителей формирующегося российского среднего класса он составляет в пределах от 65—75%, у всего населе­ния страны — в пределах 45—55%.

Мощным фактором торможения формирования гражданского об­щества является сложившаяся в стране корпоративно-бюрократиче­ская государственность. В стране нарушается принцип "равенства всех" перед законом, независимость судопроизводства, усиливаются процессы сращивания власти денег и государства. За годы реформ удвоился корпус российской бюрократии, неимоверных размеров достигла коррупция. В последние годы значительно возрос так назы­ваемый "административный ресурс" федеральной власти, активно используемый в избирательном процессе всех уровней. Эта позиция федеральных властей служит определенным сигналом для властей ре­гиональных, действующих теперь по принципу "делаю как вы". Поэтому не без оснований так осторожно и с недоверием общество от­неслось к новым реформаторским проектам Кремля по дальнейшему укреплению "вертикали" власти путем изменения системы формиро­вания институтов глав субъектов Российской Федерации, да и всего избирательного законодательства. Эти сомнения обусловлены тем, что в условиях фактического отсутствия гражданского контроля над властью реализация этого политического проекта может развиваться и на пользу, и во вред становящемуся гражданскому обществу. Все бу­дет зависеть от того, насколько государство объективно и осознанно отнесется к реализации своих функций по созданию реальных предпо­сылок становления в стране гражданского общества. Ведь в стране уже сложились различные векторы, направленные как на укрепление и развитие гражданского общества, так и на торможение этих процес­сов. И последние явно преобладают. Они очевидны и постоянно яв­ляются предметом политической полемики, научных исследований. Обозначим их хотя бы в тезисной форме.

К оптимистическим факторам становления гражданского общества в России можно отнести:

1) зарождение среднего класса как социальной базы зрелого граж­данского общества. Пусть медленно, неравномерно с точки зрения распределения по субъектам Российской Федерации, с большими осо­бенностями в сравнении с западной традицией, но все-таки процесс формирования гражданского общества (можно сказать, гражданского общества переходного типа) в современной России набирает обороты. Конечно, пройдут еще многие годы, прежде чем средний класс из формально институализирующегося — "класса в себе", превратится в "класс для себя";

2) при всех сложностях российской действительности наличие в обществе высокого уровня социального оптимизма. Как мы уже отмети­ли, у среднего класса он колеблется в пределах 65—75%, у населения страны в целом — 45—55%. Это свидетельствует о том, что нынешнее российское общество, во-первых, основательно и, по-видимому, уже окончательно отошло от веры в идеалы недалекого прошлого. Возврат в прошлое уже невозможен. И, во-вторых, несмотря на про­тивостояние власти и общества и традиционное недоверие граждан к институтам власти, общество все чаще с большой надеждой обращает взор в будущее, связывая его с идеалами реальной демократии, кото­рую оно уже сейчас по крупицам пытается выстраивать "снизу". Это и есть та "закваска", тот "фермент", которые медленно формируют молодой российский средний класс как "класс для себя";

3) укрепляющееся у общества осознание необходимости опоры на собственные силы. В последние годы эта тенденция становится преобладающей не только в среде формирующегося среднего класса, что вполне естественно, но и в сознании большинства граждан нашей страны. Новые социально-экономические условия приучают (а скорее, принуждают) граждан к самодеятельности, освобождению от иллюзий государственной опеки, пониманию важности самоорганизации и вы­страиванию тех "горизонтальных" отношений, которые формируют социальную ткань гражданского общества. Да и само государство своей, зачастую антинародной, политикой "учит" своих граждан "философии выживания". Конечно, это не лучший курс подготовки вхождения в "гражданское общество", но ведь в нашей стране всегда создается своя "философия жизни";

4) меняющуюся ментальность молодежи как стратегического ре­сурса демократических преобразований в стране, все более ориенти­рующуюся на ценности рыночной экономики и открытого общества. В стране уже выросло поколение молодежи, которое сформировалось в сложнейшую эпоху российского транзита. Это переходное поколение легче и глубже усваивает ценности тех социально-экономических и по­литических систем, которые нашей стране еще предстоит выстроить или достроить. Правда, запущенность работы с молодежью на уровне государственной молодежной политики порождает в этой сфере до­полнительные сложности, но это предмет особого анализа.

К факторам торможения процессов формирования в стране граж­данского общества можно отнести трудности или проблемы объектив­ного и субъективного характера.

К трудностям объективного характера относятся:

1) новизна стоящих перед страной проблем и возникающие в этой связи возможные ошибки и просчеты в их решении;

2) разнородность социального, экономического, культурного уров­ней развития субъектов РФ, отрицательно влияющая на динамику всех процессов российского транзита;

3) отсутствие национальной идеи, которая могла бы консолидиро­вать нацию на решение задач российского транзита, выступить "госу­дарственной философией" стратегического развития страны. Отсут­ствие такой "государственной философии" отрицательно сказалось на всех этапах проводимых в стране реформ как во внутренней, так и в международной политике. Российский транзит, а правильнее было бы сказать — очередная российская революция оказалась революцией разрушения, революцией без созидательных стратегических государствен­ных идей. Не случайно она не выдвинула ни одного положительного "героя", "трибуна революции", исторического государственного дея­теля — деятеля-созидателя! Похожая на ползучий государственный пе­реворот, в первых ее лицах (не хотелось бы называть их вождями) она показала стране и миру мелких перерожденцев, которые, используя вверенные им народом механизмы государственной власти, скрыто от своих граждан, преследуя свои низменные интересы, реализовывали разрушительные для страны проекты. И в этом также состоит одна из объективных сложностей не только формирования в стране граждан­ского общества, но и в целом строительства новой демократической социально-политической системы.

Но наиболее негативные последствия на процесс демократизации, на формирование в стране основ гражданского общества влияют, ко­нечно, проблемы субъективного характера. К ним можно отнести:

1) сложившуюся в стране корпоративно-бюрократическую госу­дарственность. Здесь, пожалуй, трудно определить, что в большей мере относится к объективному или субъективному факторам. Одно продолжает или дополняет второе;

2) нарушение в стране принципов правового государства "равен­ства всех перед законом". Понятие "административный ресурс" в рос­сийском политическом процессе приобрело особый оттенок, который, пожалуй, не свойствен ни одному другом государству, претендующему на звание правового, демократического и тем более социального. Вряд ли можно утверждать, что в России существует независимый суд. "Басманное правосудие", "самый басманный суд" — эти термины по­литической публицистики со временем наверняка станут крылатыми выражениями, родившимися в эпоху российского транзита;

3) игнорирование политической элитой страны реального человека как объекта, цели и конечного результата проводимых в стране реформ. Тяжесть реформ всегда и везде ложилась прежде всего на плечи ши­роких народных масс. Однако европейская традиция не знает таких реформ, которые были бы сопоставимы с российскими по степени несправедливости и безнравственности по отношению к своему наро­ду, особенно к старшим поколениям, которые своим трудом создали великую державу, одержали великую победу над фашизмом, подняли страну из руин и которые волей обстоятельств завершают свою жизнь в бедности и нищете;

4) ставка в развитии бизнеса не на формирование реального "сред­него класса", не на создание условий "равных возможностей", а на чиновничий протекционизм, порождающий язву коррупции. Это ста­новится скорее следствием целой системы факторов, чем сознательной позицией власти. Но ситуация от этого не улучшается;

5) выборочный принцип подхода к борьбе с коррупцией. Види­мость борьбы с коррупцией государство создает за счет своей борьбы по преимуществу только с низовой коррупцией, с людьми, которые живут фактически по вине государства за чертой бедности[7];

6) дефицит нравственности у власти и общества и понимания по­литическим классом исторической ответственности перед страной. К сожалению, годы реформ, годы российского безвременья нанесли мощнейший удар по сознанию российских граждан.  В про­веденном Ю. Левадой в декабре 2003 г. исследовании на вопрос "Что, на ваш взгляд, имеет сейчас в России больше всего/меньше всего власти, влияния?" были получены такие ответы. 71% респондентов считает, что больше власти и влияния в России имеют деньги; 5% по­лагают, что в России правит закон; и лишь 2% респондентов выразили свое убеждение в том, что в стране правит совесть и вера. Дефицит совести — это, пожалуй, самое "выдающееся" приобретение соци­ально-политической системы современной России, ее политического класса[8];

7) продолжающееся непростительное ослабление воспитательных функций государства, общей и политической социализации российских граждан и особенно молодежи [10].



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Логика развития российских реформ, выявляет одну вполне определившуюся тенденцию, суть которой состоит в том, что процесс формирования гражданского общества в России может быть реализован только на основе встречного движения общества и госу­дарства. А это предполагает, что историческая перспектива встречного движения сил и воль государства и становящегося в стране гражданского общества к установлению между ними определенного баланса, ведуще­го к стабильности и устойчивому развитию страны, займет достаточно длительный период, в котором вполне могут быть как прорывы, в ре­шении этой проблемы, так и откаты. Мы никогда не должны забы­вать историю российских реформ, которые всегда осуществлялись сверху и которые никогда не завершались достижением поставленных целей и задач.

Но хочется верить, что крах либеральных реформ может стать на­чалом возрождения России на основе либерально-консервативных цен­ностей, в целом близких российскому менталитету. По существу мы уже наблюдаем формирование этой тенденции, которая пока неод­нозначно воспринимается в нашем обществе. "Права человека, силь­ное государство (твердая власть, как говорил Э. Берк, также хоро­ша, как свобода), безопасность гражданина, частная собственность, крепкая семья, гражданское общество, право выбирать правительство, низлагать его в случае "дурного поведения", стабильные и реально функционирующие законы, справедливое распределение доходов, высокие нравственные основания общества и государства, профессио­нализм управленцев — это далеко не полный перечень ценностей классической традиции политической философии консерватизма, из­ложенный ее родоначальником Э. Берком еще в 90-е гг. XVIII в.

Эти ценности не могут быть чужды политически ответственной элите и гражданам любого современного государства, в том числе и России. Другое дело, что реальное освоение и осознание этих ценнос­тей предполагает сложный и продолжительный путь трудной деятельности государства и общества по превращению желаемого в действи­тельное. В стране должны возникнуть нравственные центры [нацио­нально ориентированные лидеры, политическая элита, общественные организации (самоорганизация общества) и, наконец, само государ­ство], в которых идеи СЛУЖЕНИЯ НАРОДУ и ОТЕЧЕСТВУ должны стать не только формальными базовыми ценностями их государствен­ной философии. Они должны войти в плоть и кровь каждого гражда­нина, стать ценностями всего российского народа. И это — не утопия. Этого требует ретроспективный взгляд на мировую политическую ис­торию с точки зрения целей и задач возрождения России. Великие дела вдохновляются великими идеями, которые реализуют великие созидатели, поднимающие на это священное дело свои народы. Это необходимый путь, через который должна пройти нынешняя Россия. Иного,  не дано!

Здесь коренится и ответ на главный вопрос предмета исследова­ния. Безусловно, формирование гражданского общества в России есть важнейшее условие создания демократической политической сис­темы. И в этом направлении за трудные годы реформ в стране сдела­но очень немногое. Но важно понимать, что в России в силу ее ис­торических, социальных, геополитических и иных особенностей, а также в силу самой специфики российских трансформаций, осуществляемых в основном "сверху", тип гражданского общества будет и должен отличаться от его западноевропейских образцов. В своем развитии оно, конечно, будет меняться. Но в любом случае роль го­сударства в социально-политической системе демократической России никогда не будет сведена к пресловутым функциям "ночного сторожа". Да и нет таких аморфных демократий среди нынешних, относящих себя к классическим или образцовым. Тем более, что демократия вовсе не противопоставляет слабому государству сильное гражданское общество. Она сильна своей стабильностью и уравновешенностью взаимодействия гражданского общества и государства. А мера этой уравновешенности и характер механизмов, с помощью которых она достигается, в разных странах могут и должны быть различны.

В реальной политической практике в решении этой проблемы необходимо придерживаться не только принципов политической тео­рии, но и принципов политического прагматизма и здравого смысла, которые не противоречат и самой политической теории. Ведь полити­ка это не только и даже не столько наука, сколько искусство. Нужно использовать теоретические образцы и политические практики своих предшественников. Но в политике всегда надо помнить, что они воз­никали в иное время, в иных условиях, с иными народами и государ­ствами. Политическая мудрость правящего класса как раз и должна определяться его умением совмещать общее с особенным, обуслов­ленным спецификой страны, ее культуры, социальной и политической истории, реальным местом в мировом политическом сообществе [3].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: