Территориальный принцип

Применение территориального принципа рекомендовала Первая международная конференция по унификации уголовного законодательства в 1927г, постановившая, что «уголовный закон страны применяется ко всякому лицу, совершившему преступление на его территории. Этот закон в равной мере применяется к тем, кто совершит преступление на корабле, воздушном судне, в территориальных водах или над территорией государства. Однако принятие территориального принципа в чистом виде без каких-либо поправок и дополнений неизбежно должно было бы привести к одному из двух результатов: 1) Лица, совершившие преступление на территории чужого государства должны быть обязательно переданы тому государству, на территории которого преступление было совершено; 2) Лица, совершившие преступление на территории одного государства и скрывавшиеся на территории другого оставались бы безнаказанными[4].

Территориальный принцип заложен в статье 11 УК РФ, в соответствии с которой все лица совершившие преступление на территории Российской Федерации подлежат уголовной ответственности по УК РФ. Данный принцип основывается на суверенитете России, согласно ч.1ст.4 Конституции РФ распространяющийся на всю территорию РФ. Поэтому независимо от того является ли лицо, совершившее преступление на территории РФ гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства оно будет нести ответственность по УК РФ. Согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии с ч.2 ст.67 Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, в порядке установленным законом и международными договорами РФ.

Согласно закону РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» с изменениями на 7 марта 2005 г. Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Сухопутная государственная территория включает в себя материковую часть государства и островов в пределах Государственной границы, водную территорию Российской Федерации составляют, все водные объекты на территории РФ (ст. 14, 18 Водного Кодекса РФ), территориальные и внутренние морские воды, а также части пограничных рек и озер, а также воздушное пространство над ними. Уголовное законодательство действует и в случаях совершения преступления на континентальном шельфе Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК). Континентальный шельф Российской Федерации- это примыкающие к территориальному морю до определенной глубины поверхности и недра морского дна, в соответствии с международной Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Федеральным законом РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" № 187-ФЗ от 30.11.1995 г. с изменениями на 9 мая 2005 г.

Также в ч. 2 ст. 11 УК РФ определено, что действие уголовного законодательства распространяется и на исключительную экономическую зону Российской Федерации. Правовой режим данной зоны аналогичен континентальному шельфу. И ответственность за преступные нарушения такого режима также предусмотрена ст. 253 УК РФ. Исключительная экономическая зона определена в Федеральном законе РФ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» № 191-ФЗ от 17.12.98 г. с изменениями на 18 июля 2005 г. включающего в себя положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Исключительная экономическая зона на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные моря, устанавливается в морских регионах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов.

В исключительной экономической зоне наказуемыми по УК РФ являются только деяния, сопряженные с незаконным созданием зон безопасности, исследованиями и разработкой естественных богатств зоны. Поэтому, например, если вне территориальных вод в исключительной экономической зоне на иностранном судне будет совершено убийство, то реакция на него не входит в юрисдикцию Российской Федерации. При совершении преступления на приписанных к порту РФ воздушном, морском, речном судне, находящихся вне пределов России в нейтральном воздушном или водном пространстве, ответственность наступает по УК РФ. Имеются в виду гражданские самолеты, вертолеты, пароходы, яхты и т.д. В случае совершения преступления на судне в территориальных и внутренних водах или воздушном пространстве другой страны ответственность наступает по законодательству последней.

Законом Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 г. с изменениями 22 августа 2004 г. определено, что к недрам относится пространство под сухопутной поверхностью и водной территорией, определенной Государственной, границей Российской Федерации. К территории Российской Федерации приравниваются военные воздушные, морские и речные суда РФ вне зависимости от той территории, на которой они находятся (ч. 3 ст. 11 УК). Территория посольств Российской Федерации в иностранных государствах и машины послов под флагом РФ территориями Российской Федерации не являются. Вместе с тем здания посольств, автомашины послов пользуются дипломатическим иммунитетом.

Договором о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 г. установлено, что юрисдикция государств распространяется на объекты и их экипажи, находящиеся в космическом пространстве.

Преступление считается совершенным на территории России, если начинается оно за границей, а оканчивается в РФ, и в том случае, если за границей осуществлялась организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество, а исполнитель действовал на территории РФ. В тех случаях, когда приготовительная деятельность для совершения преступления за границей осуществлялась в Российской Федерации или же на нашей территории, имело место соучастие в совершении преступления за рубежом, ответственность также следует по УК РФ.

Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей, согласно действующим законам и международным договорам, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации решается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК). Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной ответственности пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советник, торговые представители и их заместители; военные, военно-полевые и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй и третий секретарь, атташе и секретарь-архивариус, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие с ними совместно. На началах взаимности ограниченным иммунитетом от уголовной ответственности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций. Право неприкосновенности распространяется на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей. Дипломатический иммунитет не дает права, использовать дипломатическую неприкосновенность в целях, несовместимых с функциями дипломатического представительства. Лица, преступно злоупотребляющие правом дипломатической неприкосновенности, объявляются персонами «non grata» и обязаны покинуть территорию Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 98 Конституции РФ установлено, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Поэтому, они не могут быть подвергнуты уголовной ответственности без отмены их неприкосновенности. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Депутаты законодательных органов субъектов Федерации и иных уровней правом неприкосновенности не обладают. Правом неприкосновенности пользуются также судьи (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ). Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, определенном федеральным законом. Этот порядок сложен и требует больших затрат времени.

Принцип гражданства

Принцип гражданства действует в отношении граждан Российской Федерации и постоянно живущих в России лиц без гражданства, совершивших преступления за рубежом. Они подлежат уголовной ответственности по ч. 1 ст. 12 УК РФ если:

- Совершенное ими деяние признано преступлением в государстве,
на территории которого оно было, совершено;

- Если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.
Согласно ч. 2 ст. 6 УК РФ, которая развивает ст. 50 Конституции РФ

установлено, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. При осуждении таких лиц наказание не может превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

В соответствии Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г. (с изменениями от 2 ноября 2004 г.) гражданами России являются лица:

* порождению;

* в результате приема в гражданство Российской Федерации;

* в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

* по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным
законом или международным договором Российской Федерации.

В законе также определено:

* иное гражданство- гражданство (подданство) иностранного
государства;

* двойное гражданство- наличие у гражданина Российской
Федерации гражданства (подданства) иностранного государства,
если с данным государством имеется международный договор;

* иностранный гражданин- лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство)
иностранного государства;

* лицо без гражданства (апатрид)- лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия
гражданства иностранного государства;

Лица без гражданства могут постоянно проживать на территории России не менее 185 дней в календарном году или же - находиться в нашей стране временно. Первая категория апатридов при решении вопросов привлечения к уголовной ответственности приравнена к гражданам РФ, а вторая - к иностранцам.

При совершении гражданином имеющим двойное гражданство преступления в каком-либо третьем государстве вопрос о том, по законам какого государства он должен нести ответственность, если он не был привлечен к ней в этом третьем государстве решается из международного принципа "эффективного гражданства", установленного в международном праве, согласно которому применяется закон того государства, на территории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу, жилье, имущество, пользуются всеми гражданскими и политическими правами.

Военнослужащие Российской Федерации несущие службу в частях, находящихся за границей и совершившие там преступление, несут ответственность по УК РФ, если международными соглашениями России не предусмотрен иной порядок решения этого вопроса (ч. 2 ст. 12 УК). В рассматриваемой норме установлен покровительственный принцип, или принцип специального режима.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: