Тратить время на главное – значит расставлять приоритеты в списке своих долгосрочных целей. Как бы ни хотелось одновременно и ВУЗ закончить с красным дипломом, и создать свой бизнес, и совершить кругосветное путешествие, вряд ли получится все это совместить. Мы оказываемся перед выбором, необходимостью расставить приоритеты в своих целях. Это не значит, что от каких-то целей придется отказаться первоочередными на данный момент.
Каждый день нам приходится определять, какую задачу решать в первую очередь, какую – во вторую. Часто мы принимаем решение интуитивно. Использование упрощенного метода многокритериальной оценки позволит не только полагаться на наши чувства, но и выбирать более осмысленно и взвешенно.
В примерную систему могут входить следующие, наиболее часто встречающиеся критерии:
1. источник задачи (уровень руководителя, поставившего задачу; приоритетность задачи для него);
2. влияние выполняемой работы на работу коллег на «горизонтальном» уровне (является ли задача звеном в цепочке выполняемых задач);
|
|
3. вклад задачи в общий результат (цели компании, проекта, подразделения, отдела);
4. собственный интерес к задаче;
5. срочность;
6. сложность задачи;
7. времязатратность задачи (большие, сложные задачи решаемые в первую очередь);
8. наличие в данный момент необходимых ресурсов, их доступность.
Иногда к этим критериям добавляются также такие, как:
1. является ли эта задача денежной (связано ли её решение с прибылью; насколько велик риск потерять деньки в случае, если задача не будет решена);
2. влияет ли задача на имидж компании;
3. клиентская ли это задача;
4. влияет ли задача на бесперебойность работы офиса;
5. влияет ли задача на увеличение количества продаж (новых клиентов и т.д.)
Формулируя критерии, необходимо учитывать специфику своей деятельности, компании, отдела. Лучше результата можно добиться, если соотнести матрицу своих критериев с критериями своих коллег и выработать общие критерии для оценки ежедневных задач.
Для быстрого принятия решения в определении приоритетности появляющихся в течение дня задач можно использовать технику трех вопросов.
Суть этого подхода проста: выбираем три самых значимых критерия, по которым будем оценивать значимость внезапно возникшей задачи, и задаем три вопроса:
Является ли эта задача клиентской?
Влияет ли она на имидж компании?
Является ли эта задача сложной?
При появлении новой задачи ставим «+» или «-» напротив каждого критерия.
Если задача получила три «+» - её решаем в первую очередь; если два «+» - она является менее приоритетной; один «+» - приоритетность задачи низкая; три «-» бюджетируем время на решение этой задачи по остаточному принципу.
|
|
Правильного и единственного верного списка критериев для приоритезации задач не существует. Многие критерии специфичны и отражают особенность того или иного вида деятельности компании или подразделения. Поэтому важен фактор командной работы и принятия совместного решения при формировании матрицы рабочих критериев.
Формализация критериев позволяет:
· достичь общего понимания, на основании чего принимаются решения;
· дает возможность доносить до окружающих свою систему принятия решений и выработать совместную;
· принимать более конструктивные решения по изменению и совершенствованию системы принятия решений; каждый раз при принятии решения экономить время при выборе правильного направления, варианта.