До начала 90-х, когда Россия входила в качестве одной из республик в состав бывшего СССР, система внешнеторгового регулирования носила жестко централизованный характер, соответствующий всей системе управления народным хозяйством.
Распределение всех ресурсов диктовалось потребностями народного хозяйства; импорт обеспечивал получение недостающих товаров из-за границы; со своей стороны, экспорт был предназначен главным образом для получения необходимой для оплаты валюты. Экспортные и импортные товары продавались и покупались на внешнем рынке через специализированные экспортно-импортные объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импорт любого товара были фактически монополизированы внешнеторговыми объединениями.
Разница между внутренними и мировыми ценами на экспортные товары компенсировалась из государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали деятельность внешнеторговых объединений.
|
|
Возникающая как следствие такого положения оторванность производителя от внешнего рынка, монополизация внешнеторговой деятельности, призванной «расшивать» узкие места несостыкованных планов, — все это приводило к крайне неэффективному функционированию внешнеторгового механизма, отсутствию каких-либо стабильных налаженных связей между национальными производителями и потребителями — с одной стороны и зарубежными — с другой.[6]
Ситуация стала критической в конце 80-х годов: резко сократились темпы роста внешней торговли, уменьшилась ее роль в формировании национального дохода.
Осуществляя с начала девяностых годов общую реорганизацию системы хозяйственного механизма, руководство России провело кардинальное изменение и системы внешнеторговых связей. В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия союзных объединений, а право выхода на рынок получил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена либерализацией цен и установлением более реального курса рубля.
Последовательное проведение в жизнь важнейших шагов хозяйственной реформы повысило значимость традиционных торгово-политических средств: пошлин, системы лицензирования, квотирования и ряда других аналогичных средств, выдвинувшихся на авансцену внешнеэкономической политики России.