Практика государственного регулирования внешней торговли в конце 80 — начале 90-х годов

До начала 90-х, когда Россия вхо­дила в качестве одной из республик в состав бывшего СССР, система внешнеторгового регулирования носила жестко централизованный характер, соответствующий всей системе управле­ния народным хозяйством.

Распределение всех ресурсов диктовалось потребностями на­родного хозяйства; импорт обеспечивал получение недостающих товаров из-за границы; со своей стороны, экспорт был предна­значен главным образом для получения необходимой для оплаты валюты. Экспортные и импортные товары продавались и поку­пались на внешнем рынке через специализированные экспорт­но-импортные объединения, каждое из которых обладало моно­полией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или им­порт любого товара были фактически монополизированы внеш­неторговыми объединениями.

Разница между внутренними и мировыми ценами на экс­портные товары компенсировалась из государственного бюдже­та. Банк для внешней торговли и Государственный банк финан­сировали деятельность внешнеторговых объединений.

Возникающая как следствие такого положения оторванность производителя от внешнего рынка, монополизация внешнетор­говой деятельности, призванной «расшивать» узкие места несо­стыкованных планов, — все это приводило к крайне неэффек­тивному функционированию внешнеторгового механизма, от­сутствию каких-либо стабильных налаженных связей между на­циональными производителями и потребителями — с одной стороны и зарубежными — с другой.[6]

Ситуация стала критической в конце 80-х годов: резко со­кратились темпы роста внешней торговли, уменьшилась ее роль в формировании национального дохода.

Осуществляя с начала девяностых годов общую реорганиза­цию системы хозяйственного механизма, руководство России провело кардинальное изменение и системы внешнеторговых связей. В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монопо­лия союзных объединений, а право выхода на рынок получил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешне­торговой монополии была дополнена либерализацией цен и ус­тановлением более реального курса рубля.

Последовательное проведение в жизнь важнейших шагов хо­зяйственной реформы повысило значимость традиционных торгово-политических средств: пошлин, системы лицензирования, кво­тирования и ряда других аналогичных средств, выдвинувшихся на авансцену внешнеэкономической политики России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: