Система социального обеспечения в CША

Представляет определенный интерес система социальной защиты в ведущей зарубежной капиталистической стране — США.
Как и в западноевропейских странах, система социальной защиты в США реформируется, приспосабливаясь к современным условиям, но опираясь на прочные материальные ресурсы и сложившуюся систему ценностей. Национальная система социальной защиты была заложена в 30-е годы и берет свое начало с момента подписания президентом Франклином Рузвельтом Акта о Социальной Безопасности в августе 1935 года. В ее основу была положена ориентация американцев на успех, на личную ответственность за свое благополучие и благополучие своей семьи.
Американская система социальной защиты имеет два четко выраженных направления: систему социального страхования и систему социальной помощи.

Программы социального страхования обладают высоким статусом социальной респектабельности, поскольку все живущие на зарплату регулярно платят налоги в соответствующие фонды. Системой социального страхования, в основном, пользуются средние и высшие слои общества. Эта система ограждает экономически активно занятое население от основных социально-экономических рисков: старость, потеря кормильца, инвалидность, болезни, производственный травматизм, безработица.
В статье социальных расходов бюджета США на этот раздел социальной защиты приходится около 75%. Размеры пенсий по социальному страхованию в 2,5 раза выше денежных пособий по бедности.
Необходимо отметить, что как социальное страхование, так и социальная помощь в США не носят абстрактного характера, а имеют ряд основных и вспомогательных программ.
Одна из важнейших — основа пенсионной системы — Общая федеральная программа (ОФП). Для получения полной пенсии необходимо достичь 65 лет и иметь трудовой стаж не менее 3-х месяцев за каждый год в период с 21 до 65 лет. С уменьшением стажа пенсия снижается, минимально необходимый стаж составляет 10 лет.
Налог в Пенсионный фонд (включая часть медицинского обслуживания по программе «Медикер») составляет 15,3% от доходов, причем половину налога платит работодатель, а другую половину — работник. Расходование средств фонда строго регламентировано: из каждого доллара, поступающего в фонд, 69 центов идет в трастовые фонды, выплачивающие ежемесячные пенсии по старости застрахованным, членам их семей, вдовам; 19 центов — в трастовые фонды, оплачивающие счета застрахованных по программе «Медикер»; 12 центов — в трастовые фонды выплаты пенсий инвалидам и членам их семей; и 1 цент — на административные расходы.
В США размер полной пенсии строго дифференцирован и зависит от взносов в страховой фонд и от уровня доходов (от 58% заработной платы для низкооплачиваемых работников, до 29% — для высокооплачиваемых). Американцам, чей доход выше предельного (в 1995 году — 61 200 долларов в год) пенсия вообще не начисляется.
При всем том, что американцы критикуют свою пенсионную систему, ныне среди неимущего населения пропорционально меньше всего стариков.
Важнейшим компонентом системы социального страхования является программа медицинского обслуживания пенсионеров «Медикер», которая была создана в 1965 году, охватывает более 30 млн. американцев и имеет важнейшее социальное значение в жизни страны. Страховка делится на основную и дополнительную. По основной, пенсионерам оплачивается лечение в общестационарных условиях, дополнительное лечение и медицинские услуги на дому. Дополнительная страховка предусматривает добровольное страхование с выплатой страховой премии, а также оплату услуг врачей и обслуживание в поликлиниках. Программа «Медикер» предусматривает страхование здоровья людей в возрасте от 65 лет и старше и некоторых других групп населения.
Схожую с системой социального страхования компенсационную функцию выполняет федерально-штатная система страхования по безработице, введенная в середине 30-х годах. Система страхования по безработице компенсируется за счет налога на предпринимателей, наемные работники отчислений на эти цели не производят.
Вторым направлением системы социальной защиты в США является социальная помощь.
В отличие от социального страхования программы социальной помощи неимущим не пользуются авторитетом и поддержкой в американском обществе, ибо бедняки не платят социальных налогов и представляют значительно меньшую часть населения.
Собственно система помощи в США включает несколько крупных и множество мелких программ. По каналам этих программ лица, живущие в бедности, получают денежные пособия, продовольственную помощь, субсидируемое жилье, помощь для получения образования, профессиональной подготовки и т. д. Право на получение социальной помощи по различным программам имеют те, кто живет ниже официально установленного уровня бедности.

Таковых в Америке насчитывается порядка 12—15% населения. При этом необходимо учитывать своеобразие содержания понятия «бедности по-американски». Так, по статистике, 38% семей, официально признаваемых бедными, владеют собственными домами средней стоимостью около 40 тысяч долларов; 14% бедных семей владеют двумя или более автомобилями, хотя и не обязательно новыми или дорогими.
Уровень бедности определяется, исходя из стоимости утроенной минимальной диеты для стандартной семьи: родители и двое несовершеннолетних детей. Эта норма вошла практически во все федеральные и штатные законы, касающиеся социальной помощи неимущим гражданам.
В начале 90-х годов стоимость ежегодной помощи, представляемой по различным программам, составила около 190 млрд. долларов (около 4% ВНП). Примерно 40% средств идет на медицинскую помощь, почти 50% — на денежные выплаты, продовольственную помощь и жилье. Примерно 8% приходится на образование, проффесиональную подготовку и т. д.
Одной из основных федерально-штатных программ социальной помощи является Программа помощи семьям с зависимыми детьми (ПСЗД).
Финансирование данной программы осуществляется федеральным правительством на паритетных началах со штатами, примерно 50% на 50%. В рамках ПСЗД получают пособие матери-одиночки, либо родственники, воспитывающие детей. Помощь семье носит комплексный характер. Такая семья, кроме денежного пособия имеет право на получение продовольственных талонов (Программа продовольственных талонов), дети школьного возраста получают бесплатное питание (Программа школьных завтраков), семья получает медицинскую помощь по программе «Медикейд». Примерно четверть семей, получающих пособие на детей, пользуются субсидированным жильем.
В то же время, начиная с 1981 года, вводится требование о необходимости работы на безвозмездной основе для получения пособия по крупным федеральным социальным программам. Две программы требуют этого в качестве обязательного условия для получения социальной помощи на федеральном уровне: Программа помощи семьям с зависимыми детьми и Программа продовольственных талонов.
Программа «Медикейд», созданная в 1965 году, предоставляет медицинские услуги лицам, живущим ниже черты бедности. По ней помощь получают около 23 млн. человек, она оплачивается полностью из бюджета федеральным правительством совместно с властями штатов.
В американской системе социальной помощи особая роль принадлежит детским учреждениям, их структура включает детские сады (дневные и круглосуточные), группы продленного дня в школах, детские дома, центры программ «Хелп» и «Хедстарт», а также учреждения специального типа — приюты для «трудных» детей и подростков, школы для инвалидов и умственно отсталых, исправительные заведения. Программа «Хелп» рассчитана на матерей до 20 лет. Для тех из них, кто по каким-то причинам не имеет возможности проживать с родителями, создаются специальные приюты. Детям обеспечивают уход в объеме, принятом в детских садах, поэтому матери имеют возможность днем пополнять образование или получать специальность. Программа «Хедстарт» направлена на помощь детям из бедных семей, отстающих в своем развитии. На стационарной основе функционируют приюты для детей и подростков, испытавших эмоциональный срыв.
С 1974 года существует федеральная программа обеспечения дополнительного дохода, охватывающая более 4 млн. человек. По ней обеспечиваются престарелые граждане и инвалиды, не получающие пенсий и пособий по социальному страхованию.
В США действует еще ряд социальных программ, направленных на продовольственное и жилищное обеспечение, помощь бездомным и оказание юридических услуг, помощь в получении образования и программы коммунального развития.
В заключение, несколько общих замечаний о системе социального обеспечения в США. Во-первых, американская система социальной поддержки (зачастую американцы употребляют термин «социальная безопасность») имеет множество вариантов, связанных с особенностями и возможностями штатов. Дело в том, что 50 штатов проводят активную финансовую политику в социальной сфере и самостоятельно определяют формы помощи и методику реализации социальных программ. Федеральный центр, также финансируя наиболее крупные и важные социальные проекты, вырабатывает законодательную базу, определяет наиболее общие требования и осуществляет контроль за использованием финансовых средств.
Во-вторых, наряду с деятельностью государства значительную роль в системе социального обеспечения играет общественная и частная благотворительность. Можно сказать, что социальная структура США буквально пронизана благотворительными обществами, фондами и агентствами, которые не только принимают участие в финансировании многих социальных программ, но и имеют собственные социальные службы.
В-третьих, в последние годы, в связи с ростом материального благополучия граждан США наблюдается тенденция к коммерциализации социальных действий: социальные услуги становятся платными.
В-четвертых, американская система социального обеспечения направлена, в первую очередь, на помощь в самообеспечении, самореализации, достижении личного успеха, а не на развитие иждивенчества и расчет на помощь государства.
Итак, перспективная модель социальной политики должна отвечать следующим условиям: во-первых, иметь в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации; во-вторых, в нее должны быть заложены соответствующие «механизмы обратной связи», чутко реагирующие, улавливающие такие изменения; в-третьих, она обязана предусматривать эффективно и четко работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовать их в соответствующие решения и программы

 




























Заключение

Во многих странах количество денег, которыми располагает человек, является определяющим, а часто и единственным фактором жизненного стандарта, доступа к ресурсам, услугам, удовольствиям. Неравенство в доходах автоматически становится фактором социального неравенства во всех областях жизни

Традиционной, в плане социального обеспечения, является работа с пожилыми людьми. Эта сфера социальной работы постоянно расширяется, поскольку число пожилых людей в мире неуклонно растет. Старение населения планеты стало глобальной проблемой современности. Спектр социальных проблем, решаемых социальными работниками в этой области, достаточно широк — от улучшения системы социального обеспечения до усиления поддержки пожилых людей со стороны семьи и родственников. В работе с пожилыми людьми в специальных геронтологических центрах, стационарах, полустационарах, центрах дневного пребывания, обязанности по организации и содержанию которых возложены на местные органы власти и самоуправления, социальные работники используют свои знания в области теории и практики социальной работы, геронтологии и гериатрии, организации местного самоуправления, социальной политики. Особенно трудно приходится социальным работникам находить альтернативу организации помощи пожилым людям, имеющим хронические заболевания, на дому, поскольку стоимость медико-социальных услуг неуклонно растет, а средства, выделяемые государством на социальное обслуживание, в последние десятилетия почти во всех зарубежных странах, постоянно сокращаются.
В поисках таких альтернатив социальные работники часто выступают инициаторами создания общественных организаций, в рамках которых возможно оказание действенной помощи пожилым людям. Практически во всех странах действуют объединения ветеранов, деятельность которых выходит далеко за рамки чисто бытовой, социально-медицинской и социально-экономической помощи. Эти организации занимаются культурно-просветительской работой, предлагают разнообразные образовательные программы, участвуют в политической жизни своих стран. Практически все общественные организации пожилых людей (а их в мире насчитывается несколько тысяч, в том числе и несколько десятков международных) стремятся претворить в жизнь основные положения Принципов ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста»

Список литературы.

1. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. — М., 1998.

2. Козлов А-А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. — М., 1998.

3. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997.

4. Социальная работа. — М., 1992. — Вып. 1—4.

5. Теория и методика социальной работы. — М., 1994. 4.2.

 6. Основы социальной работы. Учебник. — М., 1997.

7. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. — М.,1992.

8. Энциклопедия социальной работы. / Пер. с англ. — М., 1994. В 3 т.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: