На основании вышеперечисленных функций формируются основные направления деятельности социального педагога в рамках профориентации:
1. Работа с учащимися (осуществляется на протяжении всего процесса обучения). При всем обилии методов работы социального педагога по профессиональному самоопределению, основным является профессиональная консультация.
Основной целью профконсультации можно считать формирование профплана личности и составление прогноза стратегий деятельности человека по достижению желаемой цели с учетом индивидуально-психологических его характеристик, особенностей жизненной ситуации, профессиональных интересов, склонностей, состояния его здоровья.
Профессиональная консультация – научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, а также потребностей общества.
Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Она проводится в следующих формах:
|
|
· справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;
· диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии;
· формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;
· медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным.
В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа – первичная профконсультация и углубленная профконсультация.
Первичная профконсультация – это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора.
|
|
Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координации движений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом.
Социальный педагог задает вопросы, систематизирует ответы, анализирует их, дает советы и полностью несет ответственность за их последствия. Результаты диагностики должны помочь школьнику объективно оценить себя и найти наиболее эффективные способы самосовершенствования.
Специалист дает только общие советы, не влияя напрямую на выбор профессии, если для этого нет медицинских или прочих оснований. В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других – требуется углубление работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору или его изменению (в связи с выявлением каких-либо психофизических качеств). В последнем случае желательно, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащихся.
Общая классификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом:
· информационно-справочные методы;
· диагностические;
· методы морально-эмоциональной поддержки клиента;
· методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.
Владение этими методами обеспечивает не только эффективность профессионального самоопределения клиента, но и способствует осознанию смысла выполняемой работы.
Охарактеризуем подробнее группы методов профессиональной консультации.
Информационно-справочные и просветительские методы:
· профессиограммы;
· справочная литература;
· информационно-поисковые системы как ручные (карточные, бланковые, в виде картотек), так и компьютерные (банки информации ЭВМ);
· профессиональная реклама и агитация;
· экскурсии на предприятия и в учебные заведения;
· встречи со специалистами;
· просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
· система профориентационных уроков;
· учебные фильмы;
· использование средств массовой информации с учетом их специфики;
· приемы и методы совместного с учащимися знакомства с миром профессий (проблемные вопросы, отдельные задания с последующим обсуждением их выполнения);
· методы активизации познавательной деятельности (задание самостоятельно узнать что-то о профессии с объяснением порядка и приемов получения информации о данной профессии, учебном заведении).
Диагностические методы в идеале направлены на помощь клиенту в самопонимании:
· беседы-интервью закрытого типа;
· открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);
· опросники профессиональной мотивации;
· опросники профессиональных способностей;
· личностные опросники;
· проективные личностные тесты;
· наблюдение;
· сбор косвенной информации о клиенте (от знакомых, родителей, друзей, педагогов, других специалистов);
· психологические обследования;
· профессиональные пробы в специально организованном учебном процессе;
· исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (работа с испытательным сроком);
· использование тренажеров для отработки трудовых навыков и изучения готовности осваивать новые профессиональные действия);
|
|
· методы и приемы совместного рассмотрения результатов диагностического обследования;
· методы активизации самопознания клиента (готовность оценивать людей по определенным критериям, готовность к самооценке и рассмотрению различных ситуаций самоопределения).
Методы морально-эмоциональной поддержки:
· группы общения (используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия);
· тренинг общения (освоение коммуникативных навыков при приеме на работу, деловых контактах, на экзаменах);
· сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (гештальтгруппы, логотерапия);
· публичные выступления;
· профориентационные активизирующие методы (игры с элементами психотренинга);
· положительные примеры самоопределения;
· обсуждение и проигрывание ситуаций по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения;
· приемы формирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностей профессионального и личностного самоопределения.
Методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития:
· построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
· построение системы различных вариантов действий клиента, позволяющие выбрать наиболее оптимальные варианты перспектив;
· использование различных схем альтернативного выбора (при уже имеющемся варианте) профессии, учебного заведения, специальности (используется обычно на заключительном этапе консультации);
· приемы совместного анализа ситуаций самоопределения с использованием различных методов и приемов оценки и самооценки профконсультационных ситуаций;
· приемы формирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов формирования у клиента готовности выделять собственные критерии оценки профессиональных планов и перспектив.
|
|
Владение социального педагога перечисленными выше методами во многом определяет эффективность профессионального самоопределения.
Активизирующими в некотором смысле можно считать почти все методы. И лекцию можно провести так, что слушатели будут активизированы. Но иногда и «беспроигрышные» методы могут проводиться неумело и скучно. Это зависит и от специалиста, и от позиции клиента. Однако есть методы, которые несут более высокий активизирующий потенциал. Таких методик немного, поэтому практики заимствуют многое из психотерапии, клинической и социальной психологии, из астрологии и даже мистики.
Формы работы с учащимися:
· Индивидуальные и групповые консультации по вопросам профессионального самоопределения;
· Профессиографические уроки;
· Беседы, классные часы по профориентационной тематике;
· Встречи с представителями профессий;
· Конкурсы мастерства;
· Экскурсии на предприятия и в учебные заведения;
· Привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конференциях;
· Вовлечение учащихся в работу кабинета профориентации, оформлению стендов, плакатов и т. д.
2. Работа с родителями. Содержание сотрудничества социального педагога и родителей включает два основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Психолого-педагогическое просвещение родителей в рамках профориентации предполагает организацию следующих форм работы с семьей:
· родительские собрания, лектории, конференции;
· тематические беседы по вопросам профориентационной работы с детьми;
· информационно-справочные консультации.
Традиционно сложившейся формой работы социального педагога с родителями являются родительские собрания:
Примерная тематика родительских собраний:
· «Роль семьи в профессиональном самоопределении учащихся»,
· «Система профессионального образования в РФ»,
· «Пути получения профессий»,
· «Ошибки выбора профессии»,
· «Учет состояния здоровья при выборе профессии»,
· «Рынок труда и его требования к профессиональному образованию».
Родители могут оказывать помощь в организации и проведении различных профориентационных мероприятий (совместных дней творчества детей и их родителей, профессиографических уроков, экскурсий и т.д.) Их можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.[18]
Тема работы была бы раскрыта не полностью, если бы были упущены из внимания те диагностические методики, которые позволяют определить способности, интересы личности, дать прогноз по успешности профессиональной деятельности в той или иной сфере. Можно выделить следующие группы профориентационных диагностических методик:
1. Диагностика интеллекта:
1.1. Методики для изучения памяти
· Методика «Оперативная память»
· Методика «Память на числа»
· Методика «Память на образы»
1.2. Методики для изучения внимания
· Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)
· Методика «Красно-белая таблица»
· Методика Мюнстерберга
· Методика «Расстановка чисел»
1.3. Методики для обследования логического мышления
· Методика «Количественные отношения»
· Методика «Закономерности числового ряда»
· Методика «Компасы»
· Методика «Сложные аналогии»
· Методика «Выделение существенных признаков»
· Методика «Интеллектуальная лабильность»
· Тест возрастающей трудности (методика Равена)
2. Диагностика психических состояний и свойств личности:
· Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина)
· Личностная шкала проявлений тревоги (А. Тейлор)
· Шкала депрессии (адаптирован Т.И. Балашовой)
· Тест Люшера
· Тест «Несуществующее животное»
· Метод «Незаконченные предложения»
· Опросник EPJ
· Опросник минимульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPJ)
· Характерологический опросник Леонгарда
· Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)
· Методика личностного дифференциала (ЛД)
· Тест Кэттелла (16PF – опросник)
· Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
· Определение направленности личности (ориентационная анкета Б. Басса)
3. Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье:
· Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга
· Рисуночный тест «Деловые ситуации» – модификация метода С. Розенцвейга
· Методика определения стиля руководства трудовым коллективом А.Л. Журавлева, (адаптация В.П. Захарова)
· Методика «Выявление стиля саморегуляции деятельности»
· Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (опросник из 128 вопросов)
· Методика «Q‑сортировка» В. Стефансона (60 утверждений)
· Тест описания поведения К. Томаса (30 пар высказываний)
· Метод социометрических измерений (социометрия)
· «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (8 вопросов)
· Методика PARJ (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл)
· Методика Рене Жиля предназначена для изучения социальной приспособленности ребенка, его взаимоотношений с окружающими
4. Тесты профессиональной ориентации:
· Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е.П. Ильина)
· Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)
· Методика «Карта интересов»
· Методика «Определение предпочтительного типа будущей профессии» основывается на классификации Е.А. Климова
· Методика экспресс-диагностики характерологических черт личности – опросник Айзенка – рассчитана на испытуемых 12–17 лет
· Тест механической понятливости В.П. Захарова (на основе теста Беннетта).[19]
Таким образом, можно сделать вывод, что роль социального педагога при профессиональном самоопределении старшеклассников огромна. Для того, чтобы учащийся смог определиться в профессии необходима слаженная работа всего педагогического коллектива и родителей. Социальный педагог должен быть знаком не только с разносторонней информацией о различных профессиях, но и владеть разнообразными методами, чтобы эту информацию донести до старшеклассников и их родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное самоопределение личности – очень важный момент в жизни человека. Выбор профессии имеет самое прямое отношение к удовлетворенности жизнью, к будущему человека. Ответственно подходя к работе по профессиональной ориентации социальный педагог, совместно со всем педагогическим коллективом, могут вовремя направить подростка на правильный путь и помочь ему избежать ошибки.
Изучив различные подходы к понятию профессионального самоопределения, особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности, профессиональное самоопределение старшеклассников, выделив факторы влияющие на выбор профессии, можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности, ответственности за своё становление.
2. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации.
3. Профессиональное самоопределение охватывает не только юношеский возраст, когда непосредственно уже происходит окончательный выбор профессии, но и предшествующие ему периоды. Так на этапе дошкольного детства характерны сюжетно ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Происходят первоначальные трудовые пробы, которые развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых. На этапе младшего школьного возраста, учебная деятельность, получение новых знаний, развитие воображения, развитие мыслительных процессов, способствуют получению дополнительной информации о профессиональном труде. На этапе подросткового возраста появляются профессионально окрашенные фантазии, формирование оценочных категорий, в том числе нравственных в отношении той или иной профессиональной деятельности. На этапе юношеского возраста происходит реальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей, способностей, а так же состоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказать влияние ряд факторов выделенных Е.А.Климовым такие как: позиция родителей, позиция товарищей, позиция учителей, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний, информированность и склонности.
4. Не исключён и неправильный выбор в таком случае многие переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт. У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора.
5. На правильность профессионального самоопределения оказывает влияние самопознание и самооценка. Если они ошибочны, происходит неправильное самоопределение. К сожалению, адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
6. Эффективность профориентационной работы социального педагога с учащимися определяется многими факторами, в том числе уровнем его информированности, владением различными методами подачи информации, активизации процесса профессионального самоопределения. А также планомерностью и целенаправленностью работы по профориентации всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2003.
2. Карелин А.А. Психологические тесты. В 2-т. – М.: Владос, 2000.
3. Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007.
4. Климов Е.А Психология профессионала.– М.: АП и СН Моск. псих.-соц. ин.‑т, 2007.
5. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей и прикладной психологии. СПб., 2002.
6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
7. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.
8. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2008.
9. Программа и методика организации и проведения профессиональных проб / Отв. ред. В.А. Власов. – Ярославль, 2004.
10. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: «Академия», 2003.
11. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
12. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С. 16–19.
[1] Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997-с.37.
[2] Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993 – с. 72.
[3] Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 2007 – с. 83.
[4] Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2003 – с. 115.
[5] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Вопросы психологии. – 2007. – №1. – с. 17.
[6] Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997 – с. 64.
[7] Климов Е.А Психология профессионала.– М., 2007 – с. 39.
[8] Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие. – Балашов, 2008 – с. 115.
[9] Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2003 – с. 78.
[10] Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2003 – с.93.
[11] Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2003 – с.97.
[12] Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 2007 – с. 123.
[13] Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 2007 – с. 124.
[14] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Вопросы психологии. – 2007. – №1. – с. 18
[15]Программа и методика организации и проведения профессиональных проб. – Ярославль, 2004 – с. 28.
[16] Программа и методика организации и проведения профессиональных проб. – Ярославль, 2004 – с. 31.
[17] Программа и методика организации и проведения профессиональных проб. – Ярославль, 2004 – с. 36.
[18] Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей и прикладной психологии. СПб., 2002 – с. 44.
[19] Карелин А.А. Психологические тесты. В 2-т. – М.: Владос, 2000 – с. 57.