Прибыль как результат предпринимательской деятельности

                                                                 1. Понятие и функции прибыли.

 

  Прибыль - многозначное понятие. Наиболее употребимое как разница между выручкой и полными издержками. Прибыль возникает в результате производственной, научно - иссле-довательской, торговой, спекулятивной деятельности. Возможность получения прибыли стимулирует предпринимательскую деятельность, даже если она сопряжена с риском. Как правило, прибыль отождествляется с денежным успехом. Долгое время марксисты считали, что, поскольку прибыль создается трудом работников, то капиталист не имеет права на при-быль. Однако, сейчас эта точка зрения изменилась, т. к. прибыль создается не только трудом работников, но и тем изначальным капиталом, который вложен в бизнес. Прибыль как эко-номическая категория является результатом всей производственно - хозяйственной деятель-ности. Она выполняет следующие функции.

1.    В обобщенной форме отражает конечный результат деятельности.

2.    Используется как стимулирующий фактор предпринимательской деятельно-сти.

3.    Выступает источником финансирования расширенного воспроизводства, сти-улирования работников.

Однако, то, что было бесспорно для капиталистического рынка, в социальной экономи-ке отвергалось и принижалось. Считалось, что прибыль - чисто капиталистическая катего-рия; только с 1965 года прибыль вошла в полноценный показатель и из прибыли стали соз-даваться три фонда. На прибыль влияют следующие основные факторы: цена, себестои-мость, объем продаж.

 

 Виды прибыли.

Формирование прибыли проходит долгий путь и начинается с ее расчетов, учета фак-торов, влияющих на нее. Эти факторы рассматриваются достаточно глубоко и тщательно, и в результате на предприятии складываются следующие виды прибыли.

1.    Прибыль от реализации.

2.    Балансовая (валовая) прибыль.

3.    Чистая прибыль.

4.    Нераспределенная прибыль.

Прибыль от реализации - результат полученной выручки от реализации за минусом полных издержек.

Валовая (балансовая) прибыль - прибыль от реализации + доходы от реализации других видов имущества, а также внереализационные доходы и расходы. Валовая прибыль рассчи-тывается как прибыль от реализации с добавлением следующих доходов.

1.    Доходы от реализации основных фондов.

2.    Доходы от реализации нематериальных активов.

3.    Реализация излишков сырья и материалов.

4.    Доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию.

5.    Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий.

6.    Доходы от сдачи в аренду.

7.    Полученные штрафы, пени, неустойки.

8.    Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.

9.    Суммы кредиторской задолженности, срок по которой истек.

10.  Суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности за прошлые годы.

11.  Положительная курсовая разница по валютным отчетам и операциям в ностранной валюте.

Существуют следующие внереализационные расходы, влияющие на объем валовой прибыли.

1.    Затраты на производство, не давшее продукции.

2.    Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей.

3.    Судебные издержки и арбитражные сборы.

4.    Штрафы, пени, неустойки, выплачиваемые данным предприятием.

5.    Убытки от списания безнадежных долгов.

Налогооблагаемая прибыль. Исчисление налогооблагаемой прибыли заключается в корректировке валовой прибыли на доход по разным видам деятельности и исключение из расчета субприбыли, имеющей льготы по налогообложению.

После того, как предприятие выплачивает из валовой прибыли налоги и платежи, оста-ется чистая прибыль.

 

Прибыль как результат предпринимательской деятельности

 

Планирование прибыли.

Методы планирования (прогнозирования) прибыли.

 В основе планирования прибыли лежит: объем производства, объем продаж, себестои-мость.

В предпринимательской деятельности процесс планирования прибыли необходим, т. к. Это определяет финансовое обеспечение предприятия. В условиях социалистической эконо-мики этот процесс осуществлялся довольно просто: объем производства, объем продаж, се-бестоимость, цена. В настоящее время этот метод себя не оправдывает, так как не дает объ-ективной оценки.

В условиях инфляции требуется другой подход прогнозирования прибыли. Существует факторный метод планирования прибыли. В его основе лежат следующие условия.

1.    Прогнозный характер планирования.

2.    Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью откло-нения от предполагаемой величины.

3.    Полный учет инфляционных изменений.

4.    Использование базовых показателей за предшествующий период.

5.    Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.  

6.    Выбор оптимальной величины показателей из ряда вариантов.

 

Факторный метод осуществляется в несколько этапов.

1.    Расчет базовых показателей за предшествующий период: выручка от реализа-ции, себестоимость, цены на продукцию, прибыль от реализации, валовая при-быль.

 

2.        Выработка целевых установок на планируемый год. Цели могут быть сгруппи-рованы по направлениям: рост выручки от реализации, выпуск новой продук-ции, изменение оплаты труда.

3.    Прогнозирование индексов инфляции: индекс цен на свою продукцию, индекс цен на покупку сырья и т. д.

4.    Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.

5.    Выбор оптимального варианта.

В этих расчетах наиболее сложным моментом является расчет затрат на производство и себестоимость продукции. 

 

 

Привлеченные ресурсы предприятия  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: