Понятие воинского преступления

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

На тему: «Уголовная ответственность за воинские

                     преступления»

 

 

Студент дипломник                                          Нурмагамбетов Е.К.

 

 

Научный руководитель                                                       старший

                                                                                     преподаватель

                                                                                         Акутин Н.А.

 

 

Рецензент                                                                  Макишев М.М.

                                                                              

 

 

           «____» ___________ 2001 г.

 

Уральск – 2001 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………3

Раздел I ……………………………………………………….10

1.1. Понятие воинского преступления …………………..10

Отличие воинского преступления от воинского 

  проступка………………………………………………..17

1.3. Состав воинского преступления……………………..24

Раздел II ………………………………………………………38

Преступление против порядка подчиненности и

  воинских взаимоотношений………………………….38

Преступление против порядка прохождения

  воинской службы………………………………………51

Раздел III ……………………………………………………..62

Основные причины и условия, способствующие

  совершению воинских преступлений……………….62

3.2. Предупреждение воинских преступлений …………69

Раздел IV ……………………………………………………..76

4.1. Понятие уголовной ответственности и уголовно –

  правовые отношения …………………………………76

Основание уголовной ответственности за воинские

  преступления…………………………………………...85

Заключение …………………………………………………88

Список использованных нормативно-правовых актов и научной литературы ……………………………………….94

Введение.

 

Защита Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. Как на граждан Республики Казахстан, так и на граждан России возлагается обязанность оберегать интересы своего государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. «Защита Отечества есть священный долг и обязанность каждого гражданина».

Мощь Вооруженных Сил коренится не только в оснащении их современным первоклассным оружием, но и в моральной силе, в силе духа всего личного состава армии. Поэтому строгое соблюдение воинской дисциплины - необходимое условие укрепления военной мощи Вооруженных Сил.

Для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы, и устанавливается Воинская обязанность граждан, которая включает:

1. подготовку граждан к военной службе;

2. приписку к призывным участкам;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы;

5. службу в запасе;

6. прохождение учебных сборов в запасе;

7. обязательное всеобщее обучение граждан в военное время.

Вооруженные Силы предназначаются для отражения агрессии, направленной против Российской федерации (Республики Казахстан), для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории этих государств, защиты суверенитета, охраны и обороны государственных и военных объектов, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации (Республики Казахстан). Долг Вооруженных Сил перед народом – надежно защищать Отечество, быть в постоянно боевой готовности к выполнению возложенных на них задач.

В свою очередь, согласно ст. 20 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности» все ораны и должностные лица государства, организации, независимо от форм собственности и граждане Республики Казахстан обязаны оказывать содействие:

- укреплению обороноспособности республики;

- поддержанию и повышению уровня боеспособности Вооруженных Сил Республики Казахстан;

- охранению мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов).

Если к обороне Российской Федерации привлекаются Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства Внутренних


1 Конституция РК ст. 36 (РФ ст. 59)

 

Дел, железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и войска гражданской обороны (другие войска), а для выполнения отдельных задач по обороне страны привлекаются воинские формирования других министерств и ведомств Российской Федерации.

То Вооруженные Силы Республики Казахстан включают в себя: органы военного управления, виды Вооруженных Сил – сухопутные войска, войска противовоздушной обороны, военно-воздушные силы, военно-морские силы, тыл, военно-строительные части, военно-учебные (учебные) заведения; в военное время, кроме того, пограничные и внутренние войска Республиканскую гвардию, войска комитета национальной безопасности, органы управления и части гражданской обороны.

Отдельные воинские формирования Республики Казахстан могут входить в состав объединенных (коалиционных) Вооруженных Сил (группировок войск) или находится под объединенным командованием в соответствии с международными договорами.

Если коснуться истории развития уголовного законодательства о преступлениях против военной службы, то во времена предшествующие законотворческой деятельности Петра I, вопрос наказуемости деяний военнослужащих решались воинскими уставами, а главным образом Сборным Уложением 1649 года.

Регулируя общественные отношения разных правовых отраслей, оно впервые уделило особое внимание правам и обязанностям населения и ратных людей на случай возникновения войны. Предоставляя последним определенные права, уложение, вместе с тем, обязывало: не допускать при следовании на военную службу насилия к населению, потраву покоса, и т.д. Законодатель сурово наказывал и дезертирство, уклонение от несения военной службы, измену, похищение или утрату военного имущества. Говоря об ответственности ратных людей в одной из своих глав, Соборное Уложение, по сути дела, подразумевало в ней их ответственность за любое преступление, совершенное во время войны лицом (боярином, дворянином, простолюдином, иностранцем) при следовании на «Государеву службу», при ее прохождении или при возращении с нее.

Представления о понятии воинского преступления, как и любого деяния совершенного в период прохождения военной службы, в последующем нашли отражение при подготовке Полевого Уголовного Уложения 1812 года и Военно-Уголовного Устава 1839 года, применение которых также не становилось в зависимость от общих, гражданских уголовно – правовых законов. Лишь с 1868 года Воинский Устав о наказаниях стал связывать понятия воинского преступления не только с самим фактом его совершения определенной категорией лиц, но и с нарушением ими каких-то специальных обязанностей по военной службе. При этом в основу группировки различных составов был положен принцип о самостоятельной наказуемости деяний, совершенных в обычное и в военное время.

Первые, в свою очередь охватывали собой преступления и проступки в виде:

1. нарушения чинопочитания и подчиненности;

2. оскорблений и насильственных действий в отношении караула или начальника;

3. той или иной формы отклонения от службы (в том числе путем побега, самовольной отлучки, неявки в срок на службу);

4. превышения должностных полномочий или противодействия их осуществлению;

5. нарушения обязанностей во время несения караульной службы или дежурства;

6. недобросовестности по отношению к сохранности военного имущества или управления им;

7. нарушение порядка отправления должности;

8. противозаконных поступков должностных лиц по некоторым специальным родам службы;

9. преступлений и поступков, общих для военнослужащих и чиновников гражданского ведомства.

 

Во вторую группу воинских преступлений, т.е. деяний, совершаемых в период военных действий или в местностях, объявленных на военном положении, объединялись:

1. способствование неприятелю в проведении им враждебных действий или переписка с кем-либо из лиц, состоящих в неприятельской армии.

2. бегство оставление поста или потеря знамени в бою;

3. капитуляция, сдача крепости и т.п.;

4. самовольное отступление от плана ведения военных действий, принятие на себя командования и др.

5. непринятие должных мер предосторожности;

6. повреждение укреплений, орудий;

7. присвоение трофеев;

8. распространение ложных панических слухов среди военнослужащих;

9. разглашение военной тайны;

10. нарушение правил обращения с военнопленными или жителями, мародерство.

Советское уголовное законодательство пошло по несколько иному пути. Во всех Уголовных кодексах (1922, 1926, 1960-х годов) выделялась глава, содержащая статьи о воинских преступлениях.

После образования СССР ответственность за них была отнесена к ведению общесоюзных органов, которые устанавливали единое понятие и систему преступлений против военной службы. Первым актом – Положением о воинских преступлениях 1924 года – этими деяниями назывались преступления: 1) совершенные военнослужащим Красной Армии и Красного Флота либо лицами, зачисленными в команды обслуживания или призываемыми на службу в территориальные формирования на время отбывания ими сборов; 2) направленные против установленного порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения, и 3) «если при том эти преступления по своему характеру и значению не могут быть совершены гражданами, не состоящими на военной или морской службе».

Впервые же годы существования Советского государства издавались декреты, направленные на борьбу с другими («Не контрреволюционными») видами посягательств на завоевания социалистической революции. Таким преступлением против обороноспособности государства объявлялось дезертирство. Постановление Совета рабочей и крестьянской обороны «О дезертирстве» от 25 декабря 1918 года, признавая дезертирство «одним из самых тяжких и позорных преступлений», установило наказуемость:

1. «пойманных дезертиров в пределах от денежных вычетов (в утроенном размере причитавшегося им за время отсутствия из части содержания) до расстрела включительно, и

2. всех укрывателей дезертиров, председателей домовых комитетов и хозяев квартир, в коих будут обнаружены укрывающиеся к привлечению к «принудительным работам на срок до 5 лет».

Ряд декретов предусматривал ответственность за посягательства на внутреннюю и внешнюю торговлю. «Спекулянт, мародер торговли, срыватель монополии вот наш главный», «внутренний враг экономических мероприятий Советской Власти», – писал В.И. Ленин 2.

Также были изданы ряд уголовно правовых норм, направленных на «повышение обороноспособности советской страны». Так, постановлением ЦИК СССР 8 июня 1934 г. Положение о преступлениях государственных было дополнено статьями об измене Родине. Этот закон имел недостаток: он предусматривал наказание в виде в ссылке на пять лет всех совершеннолетних членов семьи военнослужащего, перебежавшего за границу, даже в случаях, когда они ни чем не способствовали измене и не знали о ней. Эта норма была включена в нарушение принципа ответственности только при наличии вины.

Конституция СССР 1936 года как юридическая основа всего законодательства сыграла существенную роль в дальнейшем развитии Советского Уголовного права.

В ст. 133 говорилось, что «Измена Родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж – карается по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние».

Не изменяя в принципе перечень конкретных деяний, образующих систему воинских преступлений, Положение 1927 года дополнило ее рядом новых составов: принуждение к невыполнению обязанностей по военной службе, оскорбление одним военнослужащим другого при отсутствии у них признаков подчиненности, нарушение уставных правил несение внутренней 2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 43 с. 208

(вахтенной) службы, злоупотребление в военное время флагами и знаками Красного Креста или Красного Полумесяца и т.д. В период Великой Отечественной войны воинскими преступлениями стали признаваться также не законное награждение орденами, медалями и нагрудными знаками, а равно передача их другим лицам, утрата Красного Знамени по малодушию войсковой части. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 года установил уголовную ответственность за угрозу насилием в отношении начальника в связи с выполнением им своих служебных функций, нарушение различного рода правил (полетов, кораблевождения, эксплуатации боевой техники), самовольное оставление части, добровольную сдачу в плен и т.д. Уточнив и видоизменив некоторые ранее действующие составы (дезертирство самовольная отлучка и др.). Указ одновременно декриминазизироал деяния в виде военного шпионажа, невыполнения военнослужащим переменного состава кавалерийских частей обязанностей привода собственных лошадей.

Закон об уголовной ответственности за воинские преступления от 25 декабря 1958 года ввел один признак «предусмотренности» воинского преступления данным законом. Это было не случайно, так как Основы уголовного законодательства СССР и уголовные кодексы союзных республик отменили принцип аналогии законов. При таком подходе вопрос о привлечении лиц к уголовной ответственности мог быть решен не только при наличии самого факта виновного нарушения военнослужащим правил прохождения военной службы, но и при соответствии признаков конкретного деяния, и какого-либо конкретного состава преступления, предусмотренного законом.

 Немного иначе стал формулироваться и признак субъекта преступления: военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе, военнообязанные во время прохождения учебных сборов, определенная категория лиц (солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры) органов государственной безопасности и, кроме того, леща, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве СССР. Учет последнего требовал обращения, в частности, к законам о всеобщей воинской обязанности, об увольнении с действительной военной службы лиц офицерского состава по собственному желанию и т.д.

Определяя третий признак воинского преступления – совершение его против «Установленного порядка несения военной службы», законодатель подразумевал в качестве основных видов деяний, по сути, то же, что и ранее; т.е. нарушение порядка:

- подчиненности

- прохождения военной службы

- пользования военным имуществом

- эксплуатации военной техники

- несения специальных служб (караульной, пограничной, внутренней службы, боевого дежурства)

- пользования сведениями, составляющими военную тайну, или документами и предметами, ее содержащими

- осуществления предоставленных должностному лицу прав и полномочий

- исполнения служебного долга в особых условиях (во время военных действий, экстремальных ситуаций)

- ведения военных действий и обращения с населением, предусмотренный международными соглашениями

Закон об уголовной ответственности за воинские преступления перестал упоминать составы, предусматривающие ответственность за:

1) переписку и другие способы сношения во время с лицами, принадлежащими к неприятельской армии, проживающими на территории неприятеля или в местности, а занятой им;

2) самовольное отступление начальника от данных ему распоряжений;

3) уклонение от несения службы по религиозным и иным убеждениям;

4) противозаконное использование начальником своих подчиненных для оказания личных услуг ему, членам семьи или другим лицам;

5) создание препятствий в использование подчиненным своих льгот и преимуществ. Одновременно были восстановлены статьи, устанавливающие специальные основания наказуемости за насильственные действия в отношении начальника и разглашение военной тайны или утрату документов, содержащих военную тайну.

Содержащаяся в новом УК РФ 1996 года система преступлений сконструирована применительно к мирному времени и не охватывает собой деяния, совершаемые в условиях войны (в УК РСФСР 1960 года к такому роду деяниям относились: самовольное оставление части в боевой обстановке, добровольная сдача в плен, дурное обращение с военнопленными и т.д.) Установление уголовной ответственности за деяния военнослужащих в военное время или в боевой обстановке – задача особого законодательства.

Обязательным условием успешной деятельности командиров, начальников, всех военнослужащих по повышению боеготовности и боеспособности войск и сил флота является строгое соблюдение действующих законов, воинских уставов и других нормативных правовых актов. Воинский правопорядок создает надежную правовую базу высокой организованности и дисциплинированности личного состава Вооруженных Сил, позволяющих ему в любой обстановке в самых сложных ситуациях успешно решать боевые задачи по защите Отечества.

Тему моей дипломной работы «Уголовная ответственность за воинские преступления» я выбрал не случайно, так как считаю, что эта тема актуальна в настоящее время. Мощь и сила государства определяется ее Армией, и мне кажется, что любое государство не должно диктовать другим свою волю, но и не должно позволять дать сломать свое военное равновесие, и государство должно заботиться о том, чтобы крепить свою обороноспособность.

Несмотря на принимаемые организационные, воспитательные и правовые меры, состояние воинской дисциплины в Вооруженных Силах не отвечает предъявленным требованиям. Растет количество правонарушений, распространены факты неуставных взаимоотношений и уклонения от воинской службы. Совершение в Армии воинских преступлений вызывает особую тревогу, например: в 1996 году в Республике Казахстан они составили 78% всех совершаемых в Армии преступлений. По этому, на мой взгляд, главное направление в борьбе с правонарушениями в Вооруженных Силах республики должно быть нацелено, прежде всего, на пересечение воинских преступлений. Этим и обоснован выбор моей дипломной работы.

 


Понятие воинского преступления

 

«Военная служба – это особый вид государственной службы граждан Республики Казахстан, связанный с выполнением ими своего долга перед государством и народом в Вооруженных Силах».3

Строгое соблюдение этого порядка составляет существо воинской дисциплины. Твердая воинская дисциплина, не ущемляя прав военнослужащего, обеспечивает сплоченность воинских коллективов, их постоянную готовность к выполнению задач, стоящих перед Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями.

«Начальным моментом военной службы считается день зачисления гражданина в список личного состава воинской части. Окончанием военной службы считается день истечения срока военной службы».4 Начальный и конечный момент прохождения военных сборов граждан, пребывающих в запасе, определяются соответственно первым днем их фактического пребывания на сборах и последним днем этих сборов.

Порядок несения военной службы представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе жизни и боевой деятельности войск, закрепленных в военной присяге, воинских уставов, положениях о прохождении службы различными категориями военнослужащих и др. Этот порядок обязателен для исполнения всеми военнослужащими, строгое и точное его соблюдение составляет существо воинской дисциплины и является необходимым условием обеспечения и боевой постоянной готовности Вооруженных Сил.

Понятие преступления – одна из основных категорий уголовного

права. Определение того, какие из конфликтов между личностью и обществом представляют повышенную опасность и требуют применения мер уголовно-правового реагирования, является одно из основных задач уголовного законодательства. Преступление всегда представляет собой деяние (действие или бездействие). Преступление – это всегда поведение, деятельность конкретного человека.

Противоправное поведение человека может быть выражено как в активной деятельности, так и в бездействии лица в случаях, когда на него законом была возложена обязанность, действовать. Бездействие в таком случае также представляет собой определенный поступок. Понятием деяния охватывается как общественно опасное действие (бездействие), так и их вредные последствия.

Как правомерное, так и противоправное поведение человека начинается с мыслительной деятельности, которая сама по себе (мысли, умозаключения) не может быть преступной, если не сопровождается не посредственной деятельностью, поступками человека. Намерения, цели, ради осуществления которых человек не предпринимает действий, не относятся к области уголовно-правового регулирования, поскольку не создают опасности причинения вредных последствий.                                                                     

3 Закон РК «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» от 19.01.1993 г. ст. 2

4 Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» ст. 37

 

Определение понятия преступление дается в ст. 9 УК РК (ст. 14 УК РФ): «Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие) запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Армия и флот отличается от других государственных учреждений, общественных организаций, ведомств и министерств более строгой централизацией.

Конечно же, нельзя противопоставлять воинскую службу государственной службе. Общие принципы организации и деятельности служб едины. Но вместе с тем на основе специальных законов, уставов, наставлений, приказов Министерства Обороны, отражающих волю народа в Армии складываются специфические военно-служебные отношения, предназначенные для выполнения сложных, ответственных задач по защите Отечества.

Объем воинских преступлений охватывает лишь деяния, посягающие на эти военно-служебные отношения, порядок несения воинской службы.

Характерным для воинских преступлений является и то, что субъектом их может быть строго определенный круг лиц, а именно: военнослужащие, военнообязанные во время прохождения ими учебных сборов, а также лица, в отношении которых имеется специальное указание в законе. Эти лица признаются субъектом воинских преступлений потому, что только на них возлагается специфические обязанности воинской службы, поэтому только они могут быть непосредственными исполнителями этих преступлений. Но не всякое посягательство на порядок несения воинской службы, не всякий военнослужащий или военнообязанный во время прохождения им учебных сборов может нести ответственность за воинские преступления. Содеянное им признается воинским преступлением лишь при том условии, если такое деяние предусмотрено в законе.

Для всякого преступления характерны существенные признаки - общественная опасность, его противоправность виновность и наказуемость.

Только при наличии всех указанных признаков в совокупности деяния может быть признано преступлением. Общественная опасность – это объективное свойство деяния (действие или бездействие) реально причинять существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создавать угрозу причинения такого вреда. Согласно части 2 ст. 9 УК РК «Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного особенной частью настоящего кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Общественная опасность – это явление, в котором раскрывается социальная сущность преступления, материальный признак его. Деяние общественно опасно, поскольку оно посягает на существующие общественные отношения и по своему характеру противоречит интересам народа.

Общественная опасность может зависеть от особенностей самого общественно опасного деяния – места, времени, способа, обстановки его совершения. Так, например уклонение в военное время от выполнения трудовой мобилизации или выполнения иных повинностей, а равно от уплаты налогов признается преступлением лишь в военное время (ст. 82 УК РК).

Одной из основных величин, определяющих общественную опасность, является вред, который причиняет или может причинить совершенное деяние. Некоторые деяния становятся общественно опасными с момента совершения действия или бездействия, независимо от того, какие они повлекли за собой вредные последствия. Другие же приобретают общественную опасность лишь при наступлении тех последствий, которые указаны в законе. Характер последствий, позволяющих отнести деяние к числу общественно опасных и преступных, законодателем может быть описан по разному. Иногда последствия четко определены (причинение вреда здоровью, материальный ущерб).

Так характер последствий (тяжесть причиненного вреда здоровью) служит основанием для выделения различных по своей опасности видов телесных повреждений – тяжких, менее тяжких, легких (ст. ст. 108, 109, 112, УК РФ) (ст. ст. 99, 100, 101, 104 УК РК).

Общественная опасность преступления связана также с такими его признаками, как мотив и цель. Так, заведомо ложное показание свидетеля или потерпевшего, совершенное с корыстной целью, признается более опасным, чем те же действия при отсутствии такой цели (ст. 184 УК РФ).

В некоторых случаях общественная опасность определяется особенностями лица, совершившего деяние. Некоторые деяния признаются преступными лишь в тех случаях, когда они совершены лицом, находящимся в особых отношениях с потерпевшим (доведение до самоубийства лицом, от которого потерпевший был материально или иным образом зависим – ст. 107 УК РФ; ст. 98 УК РК).

Наука уголовного права и уголовное законодательство выделяют в общественной опасности качественную и количественную стороны. При этом характер общественной опасности принято называть качественной характеристикой преступления, а степень – количественной.

Преступления, посягающие на одни и те же общественные отношения, принадлежат к одному типу общественной опасности. Например, посягательства на жизнь человека имеют один характер общественной опасности, посягательства на собственность другой.

При определении количественной стороны общественной опасности – ее степени – следует принимать во внимание ряд факторов: тяжесть причиненных последствий, особенности посягательства (окончено оно или нет, совершено единолично или в соучастии, какой способ был использован при совершении преступления и т.д.), характер вины, особенности субъекта преступления, т.е. конкретные проявления признаков преступления. Например, умышленное причинение тяжких телесных повреждений (ст. 111 УК РФ; ст. 103 УК РК) имеет более высокую степень общественной опасности, чем менее тяжких (ст. 112 УК РФ; ст. 104 УК РК) и легких (ст. 115 УК РФ; ст. 105 УК РК) телесных повреждений.

Степень общественной опасности преступления свое окончательное выражение находит в санкции. Для того, чтобы сравнить степень общественной опасности двух преступлений, надо сравнит их санкции. Чем более строгое наказание предусматривает санкция статьи, тем выше степень общественной опасности преступления. Степень общественной опасности позволяет отграничивать друг от друга одинаковые по характеру общественной опасности преступления.

Преступлением может быть признано лишь деяние, обладающее высокой, характерной для уголовного закона степенью общественной опасности.

Деяние может быть признано малозначительным, а лицо, его совершившее, не подлежит уголовной ответственности в случае, например, незначительности причиненного ущерба (кража малоценной вещи, повреждение имущества, для восстановления которого не требуется значительных затрат), незначительной, второстепенной роли лица в достижении преступного результата, приготовления к незначительному преступлению.

При совершении умышленного преступления должно быть установлено, что умысел виновного был направлен именно на совершение малозначительного деяния и причинение последствий, не обладающих высокой степенью общественной опасности.

Если же виновное лицо замышляло причинить существенный вред, но по независящим от него причинам не смогло этого добиться, деяние не может считаться малозначительным. Малозначительность поступка могут обусловить лишь признаки, которые проявились в совершенном деянии (способ совершения преступления, его мотив, цель, степень вины лица и т.д.). Обстоятельства, не проявившиеся в деянии (чистосердечное раскаяние лица после совершения преступления, добровольное возмещение причиненного ущерба, образ жизни виновного до совершения преступления, семейное положение и т.д.), при определении его преступности учитываться не должны.

Признаки, определяющие малозначительность деяния, находятся в обратной связи с объектом посягательства: чем большую важность и значимость представляют общественные отношения, которые были нарушены совершенным деянием, тем меньший вред может позволить признать деяние малозначительным.

Преступление не только общественно опасное деяние. Это деяние, которое нарушает определенные нормы права, и поэтому оно противоправно.

Поэтому, вторым в порядке рассмотрения, но не по значению, обязательным признаком преступления является уголовная противоправность, то есть запрещенность деяния уголовным законом.

Надо иметь в виду, что о преступлении может идти речь, если запрет установлен именно уголовным законом. Противоречие деяния нормам других отраслей права не дает оснований для признания его преступным. Например, совершение на территории Республики Казахстан сделки в иностранной валюте запрещено законом о валютном регулировании, но в УК такое деяние не предусмотрено, а, следовательно, подобное деяние не преступно.

Неразрывно с противоправностью связаны следующие два признака преступления: виновность и наказуемость. Согласно ч. 2 ст. 19 УК РК объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

Противоправность свидетельствует о том, что лицо, совершившее преступление, нарушило запрет, содержащийся в уголовно-правовой норме.

Виновным в преступлении признается лишь то лицо, которое совершило деяние умышленно или по неосторожности. Поскольку виновность является одним из обязательных условий противоправности (уголовным законом запрещены исключительно виновные действия или бездействия), то отсутствие в действиях субъекта вины означает отсутствие в его деянии и признака уголовной противоправности.

Следующий признак преступления – уголовная наказуемость. Преступление это действие или бездействие, запрещенное под страхом наказания. Нельзя рассматривать преступление в отрыве от наказания. Признаком преступления является именно наказуемость, то есть наличие в законе угрозы применения наказания, а не реальная наказанность деяния. Лицо, виновное в совершении конкретного общественно опасного, запрещенного уголовным законом под угрозой наказания деяния, может и не подвергнуться наказанию (истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности, амнистии и т.д.), но от этого совершенное деяние не престает быть преступным.

Все эти принципиальные положения относятся и к воинским преступлениям, представляющим лишь разновидность преступлений, предусмотренных в уголовном законодательстве.

Воинское преступление следует определить, как общественно опасное, виновное, уголовно наказуемое деяние, предусмотренное Уголовным Кодексом, посягающее на установленный порядок несения воинской службы, совершенное военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ст. 366 УК РК; ст. 331 УК РФ).

Воинские преступления занимают важное место в системе уголовного Законодательства и им свойственны отличительные признаки, которые далеко не тождественны с признаками преступлений против человека, в сфере экономики, против государственной власти, госуправления и негосударственной службы, общественной безопасности и здоровья населения. Твердое знание этих специфических черт воинских преступлений необходимо не только для военных юристов, но и для всех командиров – воспитателей.

Понятие воинского преступления или преступления против военной службы как Указано выше основано на общем определении преступления. Однако ему присущи некоторые особенности, что дает основания для выделения воинских преступлений, в отдельную группу преступлений входящих в уголовное законодательство.

Эти особенности следующие:

1. Объект посягательства, направленность деяния против установленного порядка несения военной службы (специальный объект).

2. Совершение преступления военнослужащими либо военнообязанными во время прохождения учебных сборов (специальный субъект).

3. Наказуемость деяние по статьям, предусматривающим ответственность за воинские преступления (военно-уголовная противоправность).

Любое воинское преступление характеризуется совокупностью этих трех специальных признаков. При отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть квалифицировано как воинское преступление.

Общественная опасность воинских преступлений определяется тем, что они посягают на общественные отношения, существующие в Вооруженных Силах, наносят ущерб этим отношениям, ослабляют воинскую дисциплину и боевую готовность войск.

Противоправность воинского преступления заключается в противоречии общественно опасного деяния требованиям военно-уголовного закона.

Родовым (специальным) объектом воинских преступлений является установленный в Вооруженных Силах РК (РФ) порядок несения воинской службы.

Непосредственный объект воинского преступления это те отношения, против которых направлено данное, конкретное посягательство.

Так, например, непосредственным объектом (ст. 372 УК РК; ст. 337 УК РФ) самовольного оставления части и дезертирства (ст. 373 УК РК; ст. 338 УК РФ) является порядок военной службы, порядок подчиненности; объектом промотания или утраты военного имущества (ст. 389 УК РК; ст. 348 УК РФ) – порядок пользования этим имуществом.

Так как субъектами воинских преступлений могут быть только эти лица соучастниками воинских преступлений могут быть и военнослужащие, а также военнообязанные, находящиеся в запасе и проходящие сборы, то исполнителями воинских преступлений могут быть и военнослужащие, и гражданские лица. Однако гражданские лица не могут выступать в роли исполнителей воинских преступлений, потому что на них не возлагаются обязанности, вытекающие из требований воинских уставов, военной присяги. Они могут отвечать только как организаторы, подстрекатели или пособники. В этом заключается особенность, точнее говоря, ограниченный характер соучастия гражданских лиц в воинских преступлениях.

По характеристике соучастия гражданских лиц в воинских преступлениях следует также иметь в виду, что спецификой воинской службы объясняется тот факт, что на практике почти не встречается соучастия гражданских лиц в совершении, например, преступления против подчиненности, нарушения, правил несения внутренней службы и многих других преступлений. Поэтому, как правило, не возникает проблем, связанных с квалификацией действий гражданских лиц в совместном совершении такого рода преступлений.

Следует отметить, что наибольшую опасность представляет совершение группой лиц неповиновения, сопротивления начальнику или принуждения его к нарушению служебных обязанностей. Поэтому уголовная ответственность за совершение подобных преступлений предусмотрена в Уголовном Кодексе – ч. 2 ст. ст. 367, 368 УК РК (ч. 2 ст. ст. 332, 333 УК РФ). Преступление считается совершенным группой лиц, если имело место совместное его совершение, и соисполнители были объединены общностью умысла.

Необходимым условием привлечения соучастников к ответственности является их осведомленность в том, что другие так же, как и они, не повинуются или оказывают сопротивление.

Известно, что хищение государственного имущества может быть квалифицировано как совершенное группой лиц лишь при условии, если в его совершении участвовали двое или более лиц, заранее договорившихся о совместном его совершении. При отсутствии такого условия не будет и хищения группой лиц.

Несколько иначе обстоит дело с воинскими преступлениями. Квалификация их, как совершенных группой лиц, возможна не только при совершении воинских преступлений по предварительному сговору, но и без такового. Соучастие здесь будет налицо и тогда, когда общность умысла возникает в ходе совершения преступления. Однако в этом случае соучастник может нести уголовную ответственность при условии, если он действовал умышленно: сознавал, что совершает общественно опасное деяние совместно с другими военнослужащими, желал этого или сознательно допускал наступление вредных последствий.

Соучастием признается только умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении преступления.

Под группой о которой идет речь в частях «2» ст. ст. 367, 369 и д. УК РК (ч. 2 ст. ст. 332, 334 УК РФ), понимается не только количественное образование: преступление, совершенное группой лиц, приобретает новое содержание, более опасное. В этом случае преступное поведение любого участника выступает в известном смысле причиной или условием общественно опасного поведения другого участника. Своими действиями все участники посягают на один объект, в чем выражается внутреннее единство совместного преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: