Субъект преступления

Субъект преступления – это совершившее преступление лицо, которое по закону может быть возложена обязанность отвечать, перед государством за содеянное. Согласно ст. ст. 4,5,10,11 УК РФ и ст. ст. 6,7,14 УК РК объектами преступлений могут быть граждане РФ (РК), иностранные граждане или лица без гражданства, вменяемые и достигшие определенного возраста.

Таким образом, признаками, характеризующими субъект преступления, являются: физическая природа субъекта, вменяемость, определенная возрастная характеристика. Первый признак – физическое лицо означает, что субъектом преступления может быть только человек. Не могут быть субъектами преступлений юридические лица: учреждения, предприятия, организации, какие-либо другие коллективы и объединения людей. В случае причинения вреда какими-либо юридическими лицами субъектами преступления все равно будут конкретные физические лица, виновные в причинении этого вреда.

Вменяемость лица означает его способность осознавать общественно-опасный характер своих поступков и способность руководить своим поведением, иными словами, это положительное характеристика его психического состояния, т.е. правильно ориентироваться в окружающей обстановке, понимать значимость своего поведения и руководить своими действиями (бездействием).

Лица, не обладающие такой способностью, не могут осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие болезненного состояния психически и поэтому признаются невменяемыми и не подлежат уголовной ответственности (ст. 16 УК РК; ст. 21 УК РФ).

Субъектом же воинских преступлений являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, военнообязанные, во время прохождения ими военных сборов. Иностранцы не являющиеся военнослужащими армии, как правило, не могут нести ответственность по статьям о воинских преступлениях за исключением случаев строго установленных законодательством и предусмотренных нормами международного права. Так, согласно ст. 82 Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года, на военнопленных распространяются законы и уставы вооруженных сил страны, держащей их в плену. Эти лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение воинских преступлений согласно уголовному кодексу, за исключением побега.

Субъектами воинских преступлений являются: рядовой состав, сержантский и старшинский состав, состав прапорщиков и мичманов, офицерский состав армии и флота.

Субъектами воинских преступлений являются также лица офицерского, сержантского, рядового состава, прапорщики органов национальной безопасности при совершении ими преступлений против установленного для них порядка несения службы. Они приравнены к военнослужащим. Но их надо отличать от лиц, состоящих на службе в пограничных войсках, которые являются военнослужащими.

Также субъектами воинских преступлений могут быть признаны наравне с военнослужащими Вооруженных Сил и военнослужащие, военно-строительных отрядов (частей), других войск воинских формирований. Так, действие уголовного кодекса распространяется и на военных-строителей соответствующих военно-строительных отрядов Министерства Обороны, срок службы которых засчитывается в срок действительной военной службы.

Военнослужащие могут быть субъектами воинских преступлений только в период прохождения ими действительной военной службы, призывники – с момента фактической явки в военный комиссариат для отправки в воинскую часть до дня получения документов об увольнение в запас; лица офицерского состава и военнослужащие сверхсрочной службы (контрактники), зачисленные на действительную военную службу из запаса - со дня убытия к месту службы, указанного в предписании военного комиссариата, до момента подписания документов об увольнении военнослужащего в запас или отставку.

Военнообязанные могут быть субъектами воинских преступлений только во время прохождения ими учебных сборов.

Субъектом воинских преступлений признаются как неправильно призванные лица старшего возраста, так и своевременно не уволенные из армии. Такие лица обязаны выполнять все обязанности по военной службе. Они могут быть уволены лишь в установленном порядке.

В армию призываются только лица, по состоянию здоровья годные к воинской службе. Отсрочки от призыва на срочную военную службу предоставляются гражданам по семейным обстоятельствам, для продолжения образования в учебных заведениях, по состоянию здоровья и по другим причинам. 6

Призыву на срочную службу подлежат граждане, достигшие 18 лет.

По достижении этого возраста уровень сознания юношей на столько созревает, что они понимают значение, необходимость воинской службы и способны с успехом выполнять серьезные обязанности воинской службы.

Достижение этого возраста для призыва в армию крайне важно. Воинская служба сложна, тяжела. Лица, не достигшие призывного возраста, могут не иметь еще тех знаний, навыков, того необходимого минимума жизненного опыта, той закалки, выдержки, стойкости, которые нужны для преодоления трудностей, испытаний армейской действительности. Таким образом, субъектом воинского преступления по уголовному праву могут быть военнослужащие или граждане, пребывающие в запасе во время прохождения ими военных сборов, достигшие к моменту совершения преступления призывного возраста, вменяемые, годные к воинской службе состоянию здоровья.

Объективная сторона.

Объективная сторона – это внешнее проявление преступления, проявление преступного поведения в объективной действительности. Объективной действительностью называют то, что воспринимается органами чувств. Следовательно, объективная сторона преступления проявляется через такие явления, которые можно воспринять через наши органы чувств, т.е. увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус.

Объективное свойство любого преступления выражаются внешне (в объективной действительности) в совершении действия или бездействии, опасного для общества, причинившего или способного причинить вред общественным отношениям (определенному укладу жизни в обществе), а также проявляются в особенности способа действия, времени, места и иных обстоятельств. Нередко общественно опасные поведения лица влечет за собой определенные вредные для общества последствия. Объективные свойства преступления находят законодательное закрепление при конструировании конкретных составов преступлений. В связи с этим объективная сторона любого состава преступления характеризуется в обобщенном виде такими признаками, как общественно опасное деяние (действие или бездействие), способ, время, место, обстановка, орудия и       6 закон РК «О всеобщей воинской обязанности» от 19.01.1993 г. ст. 15

средства совершения преступления, общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и преступными последствиями.

Объективная сторона воинских преступлений имеет немало тождественных черт с объективной стороной обще уголовных преступлений. Большая часть воинских преступлений совершается путем активных действий против порядка несения воинской службы, например насильственных действий в отношении начальника, сопротивления начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, дезертирства, членовредительства и других. Некоторые воинские преступления совершаются и бездействием: путем не повиновения, неисполнения приказа начальника, неявки в срок без уважительных причин на службу, при увольнении из части, назначении, переводе, утраты документов, содержащих военную тайну, бездействия, халатного отношения к службе и так далее.

Повышенная общественная опасность преступления, совершаемых путем активных действий, очевидна. Но нельзя сказать, что совершение воинских преступлений путем бездействия представляет меньшую опасность. В результате бездействия в ряде случаев могут наступать самые тяжкие последствия, в связи, с чем существенно возрастает и общественная опасность преступлений. Например, оставление погибающего военного корабля командиром, не выполнившим до конца своих служебных обязанностей, или оставление противнику укреплений, боевой техники и других средств ведения войны, не вызывающиеся боевой обстановкой. Нельзя отрицать повышенную общественную опасность такого бездействия.

Среди воинских преступлений имеются такие, объективную сторону которых составляют лишь действия или бездействие. Это так называемые формальные преступления. Для оконченного состава преступления здесь достаточен лишь сам факт действия или бездействия, например, оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ч. 1 ст. 371 УК РК; ч.1 ст. 336 УК РФ).

Есть так называемые материальные воинские преступления, при которых объективная сторона охватывает действия, бездействие и наступление в результате этого вредных последствий. Оконченный состав материальных воинских преступлений может иметь место лишь при условии, если из-за действий или бездействия наступят вредные последствия. Так, нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 391 УК РК) образует воинское преступление только при условии, если эти нарушения повлекут несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия; нарушение правил обращения с оружием, а также веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих (ст. 390 УК РК), признается воинским преступлением, если в результате этих нарушений причинены телесные повреждения или наступила смерть одного или более лиц. Подавляющее большинство составов воинских преступлений являются материальными преступлениями, поэтому при рассмотрении этих преступлений важное значение имеет установление причинной связи между действием или бездействием лица и наступившим вредным последствием. В настоящее время вопрос о причинной связи чаще возникает при нарушении правил вождения или эксплуатации машин (ст. 381 УК РК), халатном отношении к службе (ст. 391 УК РК), насильственных действий в отношении начальника (ст. 369 УК РК; ст. 334 УК РФ) и др.

В некоторых составах воинских преступлений наступление вредных последствий в диспозиции статей прямо не предусмотрено. Однако и в этих случаях следует устанавливать вредные последствия, поскольку их наступление, хотя может и не повлечь изменение квалификации содеянного, но существенно влияет на степень его общественной опасности и меру наказания. Например: оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного в связи с исполнением либо во время исполнения обязанностей военной службы. Однако если подобное деяния виновного повлекло вредное последствие – телесное повреждение потерпевшего оно учитываться при определении меры наказания. Таким образом, и в этих случаях имеет значение установление причинной связи между действием и наступившим вредным последствием.

В уголовном праве причинная связь имеет значение для установления зависимости между общественно опасным деянием и преступным последствием. Если нет такого деяния и нет последствий, то и не может быть речи о причинной связи. С другой стороны, вопрос о причинной связи не возникает, если имеется только один факт наступления тяжких последствий, так как нет в этом случае другого необходимого элемента этой зависимости – противоправного деяния. Только при наличии преступного деяния и общественно опасного последствия можно установить причинную связь между этими явлениями. Причинная связь должна устанавливаться не только между действием и последствием, но и бездействием и последствием.

Не может возникать причиной связи между действием, бездействием и результатом, если последствие наступило в связи с действием иных факторов. В каждом случае следует устанавливать: явилось ли последствие необходимым, безусловным результатом действия или бездействия лица. Значит, наступившие вредные последствия могут быть вменены в вину военнослужащему, если будет установлено, что преступный результат явился следствием виновного его действия или бездействия.

Для воинских преступлений имеет важное значение обстановка, при которой они совершаются. А поэтому в уголовном кодексе особо указывается военная время и боевая обстановка, как обстоятельства, существенно повышающие общественную опасность воинских преступлений. Роль и значение этих обстоятельств особо важны в условиях армии.

Военное время – это период нахождения Республики Казахстан в состоянии войны с иным государством. Начальным моментом военного времени является момент объявления войны, если такое объявление имело место или при внезапном нападении – фактическое начало военных действий. Конечным моментом военного времени является момент объявления об окончании войны, если такое объявление имело место, или при не объявлении об окончании войны – фактическое прекращение, или окончание ее. Военное время следует отличать от боевой обстановки. Боевая обстановка – это время нахождения воинской части, подразделения и т.п. в состоянии непосредственного соприкосновения с противником. Как правило, боевая обстановка обусловлена непосредственной близостью неприятеля, угрозой его нападения или непосредственного с ним столкновения.

Воинская часть может находиться в боевой обстановке не только в военное время, но и в мирное время, например при отражении нападения вооруженной банды или нападении на пограничную заставу и не только передней линии соприкосновения с противником, но и в глубоком тылу при отражении вражеских парашютистов, заброшенных неприятелем в тыл, отражении налета вражеской авиации нападении средств дальнего поражения и т.п.

По этой причине для многих воинских преступлений квалифицирующими признаками являются военное время и боевая обстановка. Законодатель в этих случаях резко повышает санкции закона. Лишение свободы до 20 лет либо смертельная казнь за совершение воинских преступлений в военное время или в боевой обстановке предусмотрены в статьях УК РК 368, 369, 373 и др., а также статьях УК РФ 333, 334, 338 и др. Нельзя считать, что военное время или боевая обстановка имеет большое значение для одних воинских преступлений, а для других – нет. Правильнее было бы эти обстоятельства признать квалифицирующими и в отношении наиболее часто встречаемых воинских преступлений, опасность которых может значительно возрасти в условиях военного времени или в боевой обстановке, например, разглашение военной тайны, нарушение правил полетов или подготовки к ним, нарушение правил вождения или эксплуатации машин и др. Общественная опасность этих преступлений, как и др. воинских преступлений, в период нахождения страны в состоянии войны с другим государством или во время нахождения части в состоянии непосредственного соприкосновения с противником также будет существенно возрастать.

Военная техника в данных условиях будет использована в самом широком масштабе, и значении ее в этот период в решении важных боевых задач также возрастает. Поэтому ответственность за преступное нарушение порядка эксплуатации ее в особых случаях не может быть приравнена к той, которая существует в условиях мирного времени. Значительно влияет на общественную опасность и наказуемость такое обстоятельство, как поле сражения. Под полем сражения понимается любое пространство: водное, воздушное, либо земная территория, где были или идут боевые действия войск. Факт совершения преступления на поле сражения во время боя или в районе военных действий является существенным квалифицирующим обстоятельством. Похищение вещей, находящихся при убитых или раненых (мародерство) может образовать состав воинского преступления, если оно имело место на поле сражения (ст. 385 УК РК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: