Глава 3. Об отношении М.В. Ломоносова к «войне»

 

Война в понимании Ломоносова – это героизм, причем героизм не только на полях военных сражений.

По Ломоносову, самые сильные сцены "Илиады", "Одиссеи" и "Энеиды" затмились бы изображениями побед Петра. Эта гиперболическая идейная установка сопровождает образ Петра на протяжении всего творчества М.В. Ломоносова. Культ Петра был фундаментом государственной идеологии Российской империи в XVIII веке. И для создания этого культа "требовалось участие общенационального, духовного авторитета - художника, способного своим искусством подтвердить ведущую роль российского императора в культурной жизни общества". Будучи одним из последовательных идеологов петровского культа, Ломоносов допускал даже смелые, вызывавшие споры сравнения создателя Российской империи с Творцом: «Он Бог, он Бог твой был, Россия…» [19,100].

В одах своих поэт прославляет победы русских над врагами или отмечает различные торжественные даты. 19 августа 1739 года русская армия после сражения овладела штурмом мощной турецкой крепостью Хотин, что явилось завершением четырехлетней войны. Ломоносов так откликнулся на это событие, которое: «Не медь ли в чреве Этны ржет и с серою кипя клокочет? Не ад ли тяжки узы рвет и челюсти разинуть хочет? То род отверженной рабы, в горах огнем наполнив рвы металл и пламень в дол бросает, где в труд избранный наш народ среди врагов, среди болот чрез быстрый ток на огнь дерзает» [19,21].

Петр выступает в этой оде как Герой - Герой с большой буквы. Сначала поэт даже не называет его имя: «Над войском облак вдруг развился, блеснул горящим вдруг лицем, умытым кровию мечем гоня врагов, Герой открылся». Ломоносов предвосхищает явление своего Героя рядом громких вопросов (излюбленный ломоносовский риторический прием). Но вот Пётр назван и – «…чувствуя приход Петров, дубравы и поля трепещут». Именно таким эффектным и должно быть появление Героя, ставшего могущественным мифом. Вместе с Петром из "мглы" является и "Смиритель стран Казанских", который "Селима гордого потряс" - Иван Грозный. Герои прошлого спокойны за Россию, которая под мудрым руководством Анны разбивает противников под Хотином.

М. В. Ломоносов был восприимчив к эстетике героического эпоса, любование которым составило его переводы из Гомера и Вергилия. Есть в его переводах и характерный ломоносовский гуманизм, страх перед ужасами войны: «Вот, троянин, поля, что ты искал войною, и вот Гесперия. Измерь, лежа убитый». [13,376]

Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить "языком богов" о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям. Так, в 1747 г., когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду "На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года".

Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом "тишина.

Ломоносов - поэт-патриот, он дорожит независимостью своей родины, гордится победами русского оружия, радостно воспевает их, но захватнические войны ему ненавистны, он признает справедливой только войну оборонительную. Об этом ясно говорится в оде 1747 года и еще более четко-заявлено в одах 1757-1762 годов, написанных в то время, когда Россия участвовала в Семилетней войне. Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами ради спокойствия и счастья россиян: «Когда на трон она вступила, как высший подал ей венец, тебя в Россию возвратила, войне поставила конец. Тебя прияв, облобызала: - «Мне полно тех побед, – сказала, – для коих крови льется ток. Я Россов счастьем услаждаюсь, я их спокойством не меняюсь на целый Запад и Восток» [19,122].

Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, что России нужен мир и не нужны войны. Пафос и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные.

Ломоносов служил и государству, и просвещению, ощущая взаимосвязь этих явлений и их институтов. Ломоносов - поэт совершенно осознанно отдает приоритет герою историческому, память о котором может быть полезной как рычаг просвещения и усиления России.

 Ломоносов включает в свой эпос и были и о современных ему героях - героях Семилетней войны. В поэме сюжеты разных эпох, объединенные общей идеей преемственности русского героизма: «О войско славное, потомки тех героев, что, следуя Петру по жатве многих боев, торжественные ввек приобрели венцы, Отечество в земны прославили концы, я вашим мужеством в труде сем ободряюсь и сердцем и умом меж вами обращаюсь: воюйте счастливо, сравните честь свою со предков похвалой, которую пою» 19,334].

Смысл этого обращения прозрачен. Величие петровского героизма, по Ломоносову, и состоит в том, что он заложил традиции, продолженные героями елизаветинского времени, поразившие Европу на полях сражений. Ломоносова интересует герой, создавший новую Россию, с величественной имперской идеей и преемственностью героизма. Героизму новой России, олицетворенному Петром, и посвящен эпос Ломоносова.

Просветитель и естествоиспытатель, Ломоносов не мог не придать своему герою черты победителя природы, подчинившего себе ее силы в апофеозе науки. Ломоносов любуется тем, как Петр, не боявшийся смелых замыслов, подчинил себе природу, ждущую человеческих трудов, готовую обогатить труженика, неутомимого работника: «И в сердце положил великий труд. Канал, дабы российскою могущею рукою потоки Волхова соединить с Невою». Здесь у Ломоносова возникает род героизма, редкий у поэтов XVIII века - героизм труда. Петр у Ломоносова пророчески оценивает и богатство русского севера, озвучивая мысли самого Ломоносова-северянина: «Сказал: "Ты можешь мне произвести, Россия, целебны влажности и жилы золотые. Но ныне для твоей бессмертной похвалы спешу против врагов чрез горы и валы; железо мне пролей, разжженной токи меди…». Здесь Петр пророчествует, проникая в славное будущее создаваемой им империи (Ломоносов ставит именно такую идеологическую задачу). Пророчество Петра содержит и характерный для Ломоносова апофеоз науки и географических исследований, героизация которых входит в программу поэта: «Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на восток, и наша досягнет в Америку держава…».

Эти строки перекликаются с прославлением героизма Витуса Беринга, которое встречается в елизаветинской оде Ломоносова 1742 года: «к тебе от встречных стран спешат уже Американски волны в Камчатской порт, веселья полны…»

Герои науки, герои-первопроходцы (именно в 1742 году было получено известие о достижении берегов Америки экспедицией В. Беринга) становились, наряду с героями-монархами и воинами, национальными героями России, утверждёнными и воспетыми в поэзии - и в этом заслуга Ломоносова, его мощного поэтического и культуртрегерского энтузиазма. В поэме присутствует и новый для Ломоносова (и русской поэзии) исторический герой - московский царь Иван Третий, Иван Великий, о котором поэт помнит, что: «Сей бодрый государь в Россию первый ввел на бранях новый страх земных громовых стрел. Неслыханны пред тем и сильные удары почувствовав от нас против себя татары, вовек отчаялись над россами побед: скончался с гордостью ордынскою Ахмет».

"Бодрый государь" - то есть, под стать Петру, работоспособный, активный, неутомимый (таким и был Иван Великий, строитель московского Кремля). "Бодрый государь" - это близкое к постижению идеала и потому исключительно важное как для Ломоносова, так и для эпохи, определение. И Петр, создатель новых традиций, является в свою очередь продолжателем традиций русского героизма защитников нашей государственности, освободителей от ордынского ига, из которых поэт вспоминает Ивана III.

В поэме упоминаются герои прошлого - кроме русских князей и царей, это Александр Великий и его противник Дарий, а также герои-сподвижники Петра, Карпов ("вождь Преображенских сил") и Шереметев, мужественные призывы которого "отмщеньем дышущих бодрит напор сердец". Но вообще для поэмы Ломоносова характерна сосредоточенность на главном и заглавном герое, все остальные лишь подчеркивают его величие.

Надежды на победное окончание Семилетней войны, в которой Россия должна была утвердиться как великая европейская держава, защищающая законный порядок и спасающая мир от войны, выразились в пожелании: "И повели войнам престать" ("Разговор с Анакреоном"), доказавшем не раз звучавшее в одах миролюбие патриотического чувства у Ломоносова. Отметим, что Ломоносов воспринимал миролюбие только при условии того, что его родной России уготована участь победительницы. Унижений родной империи Ломоносов не терпел, о чем в острой публицистической форме писал в оде Екатерине 1762 года: «Слыхал ли кто из в свет рожденных, чтоб торжествующий народ предался в руки побежденных? О стыд, о странной оборот!».

Такова была поэтическая реакция Ломоносова на актуальные политические реалии того времени: Россия, по капризу императора Петра III, не воспользовалась плодами блестящих побед нашей армии над Пруссией, над Фридрихом Великим. Ломоносов считал необходимым поэтически откликнуться на этот позор, на оскорбление героического начала России - начала, которое поэт олицетворял в образе Петра Великого.

Пышность и великолепие поэтического слога помогают Ломоносову воссоздать мощную энергетику и красочную наглядность описываемых картин. Вот, например, в оде 1742 года удивительно яркая картина военного сражения, в центре которой персонифицированный образ Смерти. От созерцания этого образа мурашки бегут по коже: «Там кони бурными ногами взвевают к небу прах густой, там Смерть меж готфскими полками бежит, ярясь, из строя в строй, и алчну челюсть отверзает, и хладны руки простирает, их гордый исторгая дух». А что за чуўдные кони с «бурными ногами»! В обычной речи так выразиться нельзя, в поэтической - можно. Больше того, «бурные ноги» коней, взвевающие к небу густой прах,- почти космический образ. Проведенный при этом по очень тонкому поэтическому лезвию. Чуть- чуть в сторону, и все сорвется в нелепость.

Ломоносов горячо любил русский язык, он верил, что этот язык открывает для развития поэзии широчайшие исторические перспективы. Сильный язык - это тоже оружие. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть», - писал он, а в «Российской грамматике» (1754-1755) добавлял - «в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка... Сильное красноречие Цицероново, великолепная Виргилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи».

Величайший русский гений, академик Михаил Васильевич Ломоносов, будучи основателем Московского университета, оказал мощное содействие развитию всех наук, в том числе и науки международного права ( чаще всего это понятие применяется для обозначения международного публичного права как системы юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также с участием др. субъектов международно-правовых отношений в сферах межгосударственного сотрудничества и определяющих их взаимные права и обязанности).

Патриот, в одах своих воспевавший славные победы русских войск, ведших справедливые войны против Турции и против агрессора, прусского короля Фридриха II, в защиту Австрии, Ломоносов особенно высоко ценил блага, которые доставляет народам мир. В качестве подтверждения, приведем отдельные его высказывания, которые также могут быть наказом, а иногда и предостережением международным политикам:

v «Велико дело в том, чтоб часто побеждать, но более того всегдашний мир держать».

v Всем памятен его гимн миру: «Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина! Блаженство сел, градов ограда, коль ты полезна и красна!»

v Славу русской армии Ломоносов видит в том, что она борется с агрессором. «Имеем, - говорит он, - и в нынешние веки злобною завистью терзающиеся сердца к похищению чужих владений: и ныне нередко почитается сильного оружие вместо прав народных».

v Таков Фридрих II Прусский, стремившийся «в буйной страсти вселенной наложить ярем»: «Присяжны преступив союзы, поправши нагло святость прав, царям навергнуть тщится узы желание чужих держав».

v Но «российский Геркулес» «един сто острых жал притупит: восставит вольность многих стран».

v Ломоносов призывает к строгому соблюдению договоров: «Народы, ныне научитесь,смотря на страшну гордых казнь, союзы разрушать блюдитесь, храните искренню приязнь».

Обобщая вышеизложенное самим Ломоносовым, можно сделать вывод, что если идти от политики государств до их интересов, которые и лежат в основе проводимой ими политики, то не трудно увидеть, что справедливый мир может быть достигнут только за счет баланса интересов различных государств. В свою очередь, несправедливый мир - это подавление или ущемление одними странами, более сильными, интересов других государств, которые вынуждены идти на подписание мирного договора в надежде, что со временем удастся собраться с силами и осуществить реванш в ходе более удачной войны.

«Способ, каким государства добиваются своих прав,- писал И.Кант,- не является судебным процессом, а лишь войной, которой, как и счастливым исходом ее - победой, не решается вопрос о праве. И мирный договор кладет конец данной войне, но не военному состоянию, когда всегда можно найти предлог к новой войне. Строго говоря, несправедливый мир - это всего лишь перемирие, которое не только не устраняет причин новой войны, но, наоборот, подстегивает к ее более усиленной подготовке» [10,159].

Нам известно, что мыслители различных эпох осуждали войны, страстно мечтали о вечном мире и разрабатывали различные аспекты проблемы всеобщего мира. Одни из них обращали внимание в основном на ее этическую сторону. Они полагали, что агрессивная война есть порождение безнравственности, что мир может быть достигнут только в результате морального перевоспитания людей в духе взаимопонимания, терпимости к различным вероисповеданиям, устранения националистических пережитков, воспитания людей в духе принципа "все люди братья".

Другие видели главное зло, причиняемое войнами, в хозяйственной разрухе, в нарушении нормального функционирования всей экономической структуры. В связи с этим они пытались склонить человечество к миру, рисуя картины всеобщего процветания в обществе без войн, в котором приоритет будет отдаваться развитию науки, техники, искусства, литературы, а не совершенствованию средств уничтожения. Они считали, что мир между государствами может быть установлен в результате разумной политики просвещенного правителя.

Третьи разрабатывали правовые аспекты проблемы мира, достичь которого они стремились путем договора между правительствами, созданием региональных или всемирных федераций государств.

Подводя черту проводимому в данной работе исследованию, можно сделать вывод: каким бы образом не достигался мир, он является общечеловеческой ценностью. Представляется, что ретроспективный анализ взглядов Ломоносова на проблемы «войны и мира» имеет не только культурное, но и историческое значение.

 


Заключение

 

М. В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливых трудов.

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.

Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии.

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук.

В-заключение, в общих чертах охарактеризуем взгляды М.В. Ломоносова на проблемы «войны и мира»:· Тема Родины и служения ей - ведущая в творчестве М. В. Ломоносова. Именно она определяет понятие мира, она является основой стремлений поэта и ученого. Родина, ее необъятные просторы, неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, будущее величие и слава - одна из основных тем в поэзии Ломоносова;· Процветание Родины невозможно без мира, «возлюбленная тишина» Ломоносова – источник богатства и силы, источник жизни. От мира зависит продолжение рода человеческого. Если его не разрушить, то человека окружает гармония и красота;· Целью своей жизни он избрал превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа. Наука у Ломоносова не только способствует процветанию России, но и приносит пользу каждому человеку. По убеждению поэта, благо и слава Родины - в развитии "божественных" наук: механики, химии, астрономии, географии. · Тему мира Ломоносов связывает с самим русским народом, к труду "избранным", выдержавшим во имя мира и добра "тьму сильных боев. Лишний раз мысль ученого подтверждается мыслью К. Аксакова: "Источник внутренней силы и жизни и, наконец, мысль всей страны пребывают в простом народе". Мы можем что-то сделать на поприще личной деятельности, личного сознания только тогда, когда между нами и народом нашим есть "непрерывная живая связь и взаимное понимание";· Ломоносов ярко демонстрировал свое отношение к поэзии и понимание задач поэта в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей», формировать общественное мнение в пользу государства, просвещения, усиления его путем воспитания гражданственности, патриотизма, нравственных начал. Он был поэтом-гражданином. Любовь к Родине, в его понятии, является категорией нравственной, основой основ духовности человека, первопричиной всех дальнейших деяний человека;· Константин Аксаков, пишет: "Немного таких стихов, в которых каждое слово требует внимания и подает раздельно свой голос". Поэзия Ломоносова – это не пустое «рифмачество», а четко продуманная программа мирного процветания государства. Однако голос поэта не всегда может быть услышан тем, к кому он обращен. Ломоносов же своей неуёмной энергией, силой своего слова и дипломатическими умениями смог влиять на политику России своего времени. Его взгляд, обращенный на будущее Отчизны, и в наше время получает свое развитие посредством наук, культурных и духовных преобразований общества, которым Ломоносов заложил фундамент;· Для усиления России Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. Сегодня же русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово, если не задуматься над проблемами сегодня, возможно завтра мы не сможем понять друг друга, а это может привести русский народ к ослаблению и разобщению. Так глубоко и широко у Ломоносова трактуется понятие «мира». Как же выражает он свое отношение к «войне»? Обобщая все сказанное в 3 главе, можно так его определить:Ø Поэт прославлял победы русских над врагами, однако, он же и писал, что России не нужны чужие земли [19,165]. Необходимо отметить, что поскольку война есть продолжение политики во время мира, а мир есть продолжение политики войны, то в зависимости от социального характера все многообразные состояния отсутствия непосредственного применения вооруженного насилия можно разделить на два типа: мир справедливый, демократический и мир несправедливый, насильственный, основанный на отношениях господства и угнетения. Конечно, несправедливый мир не может быть миром в строгом смысле этого слова, а является лишь перемирием… отсутствием войны. Ломоносов был поборником мира справедливого, демократического;Ø Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства (“самодержавства”) и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков, усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны; Ø Мечтая о великом будущем своей родины, он неустанно подчеркивал значение России для судеб человечества, в одной он писал об утомленной войной Европе, которая в огне простирает к России руки и молит о мире;      Поэт напоминал о том, что Россия - важнейший член европейской политической системы;Ø Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов;Ø Ломоносов признавал справедливой только войну оборонительную. Когда началась Семилетняя война, и, верная союзническому долгу, Россия послала в Пруссию свою стотысячную армию, Ломоносов говорил о том, что нужно укреплять границы отечества, обращал внимание на необходимость обезопасить положение Петербурга и довести до конца победоносную Семилетнюю войну;Ø Ломоносов считал, что слава русского оружия, созданная на полях сражений в Петровские и Елизаветенские времена, прирастала традициями и преемственностью героизма новой России. Он писал об историческом значении героических свершений эпохи Петра, что счастье России утверждено «Петровой кровью» и будет служить «будущим родам». «Примеры храбрости российской» долго будут служить грозным предостережением врагам России. Ломоносов проводил мысль о неразрывной связи Петра I с историческими судьбами русского народа, заставляет «взирать» с облаков на беспримерный героизм русских воинов Петра I (а также Ивана Грозного), тем самым связывая воедино узловые моменты исторического развития России; Ø По мнению Ломоносова личность Петра сыграла большую роль в истории России. Ломоносов связывал фигуру Петра I с его неустанным трудом, с его гигантской деятельностью, направленной на развитие страны, укреплению которой способствовали его военные успехи. Тема Петра I, "просвещенного монарха", "отца Отечества", "неустанного строителя, плавателя, в морях — героя" широко представлена в творчестве Ломоносова, который был горячим приверженцем петровских преобразований. Имя Петра, которое было для Ломоносова символом величия его родины, должно было служить, по мысли поэта, вдохновенным примером и для царствующей императрицы Елизаветы Петровны.Ø В своем творчестве Ломоносов поднимает вопросы войны и мира, которые актуальны и по настоящее время. Он формулирует собственные взгляды и дает советы правителям для решения насущных политических и культурных проблем. Ломоносов поэт-патриот. Ломоносов дорожит независимостью своей Родины. Войны ему ненавистны. Поэт стремится к миру без войн, без вражды и политических стяжательств. Как необходим он сейчас нам, живущим в XXI столетии. Подводя итог работы, вернемся к задачам, которые были поставлены в начале исследования, а именно: изучить основные взглядов поэта и ученого на проблемы «войны и мира», определить их сущность, а также их влияние на общественную мысль XVIII века; исследовать пути развития взглядов ученого в современных условиях.Хочется верить, что нам удалось проанализировать различные аспекты, связанные с объектом исследования, раскрыть основные понятия не выходя далеко за рамки заданной темы и объема. Для наглядности основные взгляды М.В.Ломоносова сведены в Таблицу 1, их трактовка подкреплена конкретными примерами из его произведений.

Проблема мира, как и проблема войны, привлекает внимание политических и общественных движений, ученых многих стран и сегодня. Бесспорны успехи миролюбивых сил и всех организаций, как и достижения ряда школ и направлений, научных центров, специализирующихся на исследовании проблем мира. Накоплена обширная сумма знаний о мире как цели, как факторе развития и выживания человечества, о сложной диалектике взаимосвязи войны и мира и ее особенностях в современную эпоху, о возможных путях и предпосылках продвижения к миру без оружия и войн – и в этом, бесспорно, велика роль ученого и поэта, Михаила Васильевича Ломоносова.


Список литературы:

 

1. Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981.2. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. - М., 1986.3. Белявский М.Т. Все испытал и все проник: О М.В. Ломоносове.-М.: Изд-во МГУ, 1990.-221с.4. Берков П.Н. Ломоносов и литературная полемика его времени. М, -- Л., Изд-во АН СССР, 1936, 263с.5. Вавилов С.И.   Ломоносов и русская наука. - М.: Воениздат, 1947. - 47 с.6. Васецкий Г. С. М.В. Ломоносов. Его философские и социально-политические взгляды. - М.: Соцэкгиз, 1940. - 80 с.7. Вернадский В. И. Памяти М. В. Ломоносова / Материалы к биографии. -М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 326 – 328.8. Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей / В. П. Вомперский. - М.: Изд. МГУ, 1970. - 211 с. 9. Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века / Общ. ред. и вступ. ст. В. М. Живова. -М.: Языки русской культуры, 2001. 352 с10.. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. -М. 1986. 11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М., 1978–1980.12. Дмитриев С.Д. Петр II. Осиротевшее царство. Фаворит и опала. Божья воля. - М.: Изд-во: АСТ, 2006.13. Егунов А. Н. Ломоносов - переводчик Гомера / Литературное творчество Ломоносова.- М. - Л., 196214. Западов А.В. Поэты XVIII века /М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин/. -М., 1979. 15. Капто А. С. Философия мира. -М.,1990,16. Клаузевиц К. О войне. -М., 1990.17. Ключевский В.О. «Исторические портреты» - М., издательство “Правда”, 1990 г. 18. Ключников Ю. Одиночество героя. –М.: Наш Современник, 2005.-№7.19. Лебедев Е.Н. М.В.Ломоносов. Сочинения. -М.: Современник, 1987.- 444с.20. Лебедев Е.Н. Михаил Васильевич Ломоносов: историческая литература. - Ростов-на-Дону; М.: Феникс, Зевс, 1997. - 636.21. Ломоносов М. В. Знак бессмертия.
-ММММММ -М.: Русский раритет, 2004. - 240 с.22. М.В.Ломоносов. Избранные произведения / под ред. Андреева Ю.А., 4-е изд: -Л: Сов. писатель, 1990. -464с.23. Ломоносов М.В. Полное собр. соч.: В 7 т. М.; Л., 1952.24. Любомиров П. Г. Крепостная Россия XVII—XVIII вв., с. 586 25. Меньшуткин Б.Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова /- 3-е изд., с дополнениями П.Н. Беркова, С.И. Вавилова и Л.Б. Модзалевского. -М.;Л.; Изд.АН СССР 1947. -296с. 26. Моисеева Г. Н.. Ломоносов и древнерусская литература.. - Л.: Наука, 1971. -119с.27. Павлова Г.Е. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. -М.: Современник, 1989.- 493с.28. Пигарев К.В., Фридлендер Г.М. Ломоносов / История всемирной литературы. - Т. 5. - М., 1988. - С. 367-372.29. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. - 66c. 30. Пумпянский Л.В. Очерки по литературе первой половины XVIII в/ В сб.cт.«XVIII век», т. I.- М- Л.: Изд-во АН СССР, 1935-118с.31. Серман И.З. Русская поэзия начала XVIII века. Кантемир. Тредиаковский. Ломоносов. /История русской поэзии: В 2 т. Л., 1968. Т. 1.32. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 10. Т. 19-20. -М., 1993.33. Соловьев С.М. «Чтения и рассказы по истории России»: М., изд. “Правда”, 1989. 34. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.35.  Уткина Н.Ф. Михайло Васильевич Ломоносов. - М.: Мысль, 1986.- 223с.

 Философский словарь. / ред. И.Т. Фролова. -М.: ИПЛ 6-е изд, 1991.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: