Методы сканирования альтернатив

Сетки параметров. Сетки параметров позволяют выявить приемлемые и неприемлемые условия для ведения внешнеэкономической деятельности с конкретными зарубежными странами, а также ранжировать страны по значимым переменным. Сетку параметров используют для сравнения стран по любым важным параметрам. Некоторые страны сразу исключаются из такой сетки по соображениям из очевидной неприемлемости для выхода на ее рынки.

 

Таблица 3. Сетка параметров сравнения стран по целесообразности проникновения на их рынки.

 

Переменные

 

Статистический вес

Страны

А Б В Г
1. Приемлемые (П) и неприемлемые (Н) факторы   Импортное квотирование   Высокие таможенные пошлины   2. Доходность экспорта   Издержки   Ставка таможенных пошлин   Емкость рынка текущая   Емкость рынка в ближайшие 3-10 лет   Возможная доля компании сразу и в ближайшие два года   Доля компании в ближайшие 3-10 лет     -     -   0-3     0-2   0-4     0-3     0-2   0-2     П     П   -     -   -     -     -   -     П     П   3     2   3     2     2   2     П     П   1     1   2     1     1   1     П     П   2     2   4     3     2   2
Итого     18 10 18
Оценка     + - +
3. Уровень риска (предпочтительнее низкие показатели)   Потеря рынка на ближайшие 3-10 лет (если сейчас не проникнуть)   Валютные проблемы   Возможность политической нестабильности   Внешнеторговое законодательство в настоящее время   Внешнеторговое законодательство на ближайшие 3-10 лет     0-4     0-3     0-3     0-4   0-2   -     -     -     -   -       2     0     0     1   0   1     0     1     0   1   3     3     2     4   2
Итого     3 3 14
Оценка         -
Общая оценка   - + + - + + -

Параметры и их статистический вес отличаются в зависимости от вида продукции и от положения дел в самой компании. Важно не допустить чрезмерного разбухания и громоздкости сетки, поскольку в этом случае трудно будет выяснить преимущества и недостатки сравнивания стран.

Матрица «возможности - риски» позволяет компании с помощью отобранных показателей с ранжированными статистическими весами оценивать каждую страну, при этом наглядно иллюстрируя ее положение в матричных клетках. Этот метод называется матрица Борга – Уорнера. На этой матрице можно отобразить положение страны, т.е. картину в динамике.

Риск бизнеса, усл.ед.

Возможности фирмы,усл.ед

           0                                                      5                                         10

 


- размер внешнеторговых операций

                                                                         

- отсутствие внешнеторговых операций

 


- размер будущих внешнеторговых операций

 

Рис. 4. Матрица «возможности-риски» зарубежных стран

Для построения такой матрицы вначале отбираются факторы риска и факторы возможностей рынков стран-импортеров, которым присваивается определенный вес в зависимости от их значимости. Затем каждый фактор оценивается в баллах для каждой страны, который умножается на свой вес. Затем полученные баллы по каждой стране суммируются, и она получает итоговый бал и проставляется по оси абсцисс и по оси ординат.

Подсчитав соответствующие баллы по каждой стране, можно оценить средний бал для оси риска и средний бал для оси возможностей и разбить матрицу на квадранты.

 Матрица «привлекательность страны- конкурентоспособность компании» позволяет иллюстративно показать соответствие продукции компании потребностям зарубежной страны, т.е. выявляет преимущества компании по конкретному виду товара в сопоставлении по отобранным странам.

Привлекательность страны                                                    

Высокая                  средняя               низкая

                                                                                            Конкурентоспособность компании в стране

Рис. 5. Матрица «привлекательность страны - конкурентоспособность компании»

Привлекательность зарубежного рынка, так же как и конкурентоспособность компании и ее товара на данном рынке, является агрегированным показателем и учитывает целый ряд переменных. Например, конкурентоспособность компании на рынке соответствующей страны включает долю рынка, перспективы ее удержания (увеличения), соответствие товара компании потребностям страны, абсолютную прибыль на единицу продукции, прибыль в процентах к издержкам, качество сбытовой сети, эффективность рекламы и т.д.

Компании следует сконцентрировать свои маркетинговые усилия на расширении рынка стран, находящихся в левом верхнем углу матрицы, поскольку привлекательность их рынков для компании здесь наивысшая и наивысшей является конкурентоспособность компании на них. Можно также в своих зарубежных действиях ориентироваться и на правый верхний угол, если компания в состоянии повысить на них свою конкурентную позицию.

Селективный, избирательный, осторожный подход требуется для маргинальных (пограничных) ситуаций, когда надо решать отдельно в каждом конкретном случае.

Анализ мнений политиков, ученых. Внимательному изучению подлежит мнение людей, осведомленных о положении дел в интересующей фирму стране, способных оказывать воздействие на будущие политические изменения, влияющие на бизнес. Изучается пресса, проводятся встречи, личные интервью с журналистами, представителями научных кругов, чиновниками среднего уровня и профсоюзными лидерами.

Метод экспертного анализа. Прибегают к помощи специалистов и специализированных агентств, способных прогнозировать политические и другие изменения в зарубежных странах, ранжировать их по степени привлекательности.

Построение моделей измерения нестабильности. Согласно одной из теорий, используемых для построения прогнозных моделей, фрустрация – расхождение между уровнем притязаний на лучшую жизнь и уровнем достигнутого благосостояния – и ожидание улучшений в значительной степени могут служить индикаторами стабильности будущего развития иностранного государства[6].

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: