Главная цель – создание оптимальных условий для развития личности учащихся в образовательном пространстве. Школа сегодня является «центром культуры», наряду с ней в единой системе выступают различные формы дополнительного образования (кружки, спортивные секции, объединения и др.) Серьезное внимание уделяется в нашей школе социально-психологическому сопровождению учащихся.
Деятельность социально-психологической службы школы осуществляется психологом, социальным педагогом, медицинским работником и районным центром помощи семье и детям.
Деятельность социально-психологической службы школы направлена на сохранение психологического здоровья и обеспечение психологического и социального развития школьников, а также содействует прогрессивному формированию личности школьников.
В решении всех проблем социальный педагог и психолог руководствуются, прежде всего, интересами школьников и задачами их всестороннего и гармоничного развития.
Социально-психологическая служба функционирует в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом и администрацией школы.
|
|
Работа социально-психологической службы осуществляется по направлениям:
- психодиагностическое: выявление общих и частных социально-психологических проблем, имеющих место в классах, в школе (наблюдение, анкетирование, собеседование); изучение и диагностика индивидуальных особенностей учащихся, групп учащихся; изучение особенностей, интересов, потребностей, материального положения, семейных взаимоотношений;
- психокоррекционное: устранение отклонений в развитии личности или познавательной сферы учащихся; работа с классным коллективом по предупреждению правонарушений; работа с неблагополучными учащимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды; работа по социальной помощи и защите различных категорий детей (инвалидов, сирот, детей из многодетных семей, детей из неблагополучных семей, детей из малообеспеченных семей);
- информационно-просветительское: профилактическая деятельность; методическая учеба (семинары, консультации, тренинги);
- профориентационное: активизация процесса формирования психологической и социальной готовности учащихся к профессиональному и социальному самоопределению;
- психопрофилактическое: реализация программ по профилактике правонарушений, употребления ПАВ; пропаганда здорового образа жизни (участие в районных мероприятиях, организация школьных дел, пропагандирующих здоровый образ жизни); профилактика и корректирование негативной воспитательной среды (работа с неблагополучными семьями); работа по сохранению положительного семейного воспитания; использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций для решения школьных проблем.
|
|
Школа выполняет социальные льготы по отношению к учащимся:
- льготное и бесплатное питание (опекаемые, малоимущие, учащиеся из многодетный семей);
- выделение льготных путевок в оздоровительные детские лагеря согласно квоте;
- ежегодно на базе школы действует оздоровительный лагерь (охват 45 %).
Анализируя социальный паспорт школы, видим, что состав семей имеет следующий вид.
Диаграмма 11.
Социальное положение семей
Диаграмма 12.
Занятость детей в дополнительном образовании
Все объединения детского дополнительного образования в ОУ работают на бесплатной основе.
Наши воспитанники добиваются хороших результатов в конкурсах, фестивалях и соревнованиях районного уровня (см. Приложение 1).
Одним из приоритетных направлений в системе дополнительного образования на 2009/2010 учебный год является расширение сети взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования. Проводятся мероприятия по обновлению содержания военно-патриотического воспитания: ведется учебный курс «обществознание», который является системообразующим в организации гражданско-правового образования на 2 и 3 ступенях обучения, совершенствуется содержание и организация игры «Зарница – школа безопасности».
Диаграмма 13.
Посещение объединений дополнительного образования трудными детьми
Позитивной тенденцией является создание воспитательной системы с учетом запросов, интересов, пожеланий учащихся и их родителей.
Основными формами организации отдыха, оздоровления, занятости детей в летний период являются:
- летние школьные лагеря с дневным пребыванием, где отдыхают и оздоравливаются ежегодно 140-к школьников;
- бригады по ремонту школы (через Центр занятости учащиеся зарабатывают до 100 тыс. руб.);
- спортивный лагерь;
- бригады по благоустройству и озеленению школы.
Таблица 8.
Летняя оздоровительная программа
Виды занятости | 2007/2008 учебный год, чел. | 2008/2009 учебный год, чел. | 2009/2010 учебный год, чел. |
Ремонтно-строительные бригады ЦЗН | 19 | 17 | 11 |
Отряды по благоустройству через ЦЗН | 18 | 11 | 14 |
Отряды по озеленению | 10 | 10 | 12 |
Ученические ремонтно-строительные бригады в школе | 15 | 18 | 20 |
Детская оздоровительная площадка | 40 | 40 | 45 |
Индивидуальное трудоустройство | 5 | 7 | 8 |
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием | 140 | 140 | 175 |
Всего охвачено детей | 308 | 300 | 292 |
ВШК и ОДН | 4 | 4 | 3 |
Школа выполняет просветительскую функцию по передаче детям духовной и физической культуры, определяет приоритетом деятельности развитие идей здоровьесберегающего образовательного пространства.
Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Оно направлено на создание условий для развития личности каждого школьника, где обучающиеся реализуют свои личностные индивидуальные запросы. Это предполагает возможность каждого школьника само реализоваться, найти себя в деле. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, спортивно-туристическое и другие.
Коллективом учителей проводится большая экскурсионная работа с использованием музеев и памятных мест пос. Лотошино, Лотошинского района, г. Москвы и Московской области, по городам России. Это значительно расширяет содержание деятельности учителя-предметника и классного руководителя. Она создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения, нравственно-духовной культуры учащихся.
|
|
Здоровое поколение – необходимое условие для гармоничного развития. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже и невозможно.
Педагогический коллектив школы понимает, что целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, и это дает основу для здоровья социального, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции.