I класс
Знакомство с некоторыми правилами техники безопасности во время выполнения ручных работ и в процессе самообслуживания.
Выполнение требований санитарии и личной гигиены при выполнении трудовых поручений.
Соблюдение правил бережного отношения к газонам, цветникам, кустарникам на территории школы, усадьбы семьи, на улице селения.
«Война с королем Мусором» (участие в уборке двора).
II класс
Расширение круга знаний и умений, связанных с соблюдением техники безопасности в труде.
Оказание помощи соклассникам в соблюдении техники безопасности в процессе физической работы.
Создание благоприятных условий для работы в комнате для труда (проветривание помещения), нормальный температурный режим, чистота и порядок на рабочих местах и пр.).
Подробное инструктирование по вопросам техники безопасности, экономии материалов и инструментов.
«Кукольное ателье» изготовление платья для кукол с соблюдением требований культуры труда).
III класс
Знакомство с особенностями и свойствами обрабатываемых материалов и применяемых инструментов, а также с приемами труда.
Беседа о художественной стороне изготовляемых изделий (самоделок, украшений, вещей).
Углубление знаний техники безопасности во время работы в комнате труда.
Соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте.
«Умелые руки» (смотр результатов труда ребят).
IV класс
Знакомство со свойствами древесины, металла и других используемых в труде материалов.
Овладение правильными приемами пользования ручным инструментом (хватка, применение, возвращение на место хранения).
Знакомство с правилами техники безопасности во вовремя работы на учебно-опытном участке.
«Умелые руки» (смотр).
V класс
«Азбука НОТ» (важнейшие правила организации труда). Обучение чтению технических чертежей и инструкций в процессе выполнения работ по дереву и металлу в школьных учебных мастерских.
Беседа о способах подготовки инструментов и приспособлений для работы.
Инструктирование ребят по вопросу об экономии материалов. Самоконтроль и контроль за позой учащихся во время работы. Организация «Бюро добрых услуг» для оказания практической помощи престарелым гражданам (ремонт мебели, предметов домашнего обихода).
Участие в субботнике вместе с представителями старших поколений. «Умелые руки» (смотр).
VI класс
Сознательное соблюдение всех основных правил техники безопасности во время практических занятий.
Овладение умением оказывать первую помощь пострадавшему во время труда.
Углубление знакомства с критериями оценки качества изделий, изготовляемых в учебных мастерских.
Участие в операции «Семь цветов радуги».
Участие в субботнике по благоустройству улиц.
Моделирование основных видов современного вооружения: ракет, самолетов, вертолетов, боевых кораблей, танков; выставка моделей.
VII класс
Знакомство с некоторыми новыми технологиями обработки древесины, металлов и других материалов.
Соблюдение техники безопасности при работе с применением электроинструментов.
Выполнение простейших эскизов и технических чертежей школьниками.
Знакомство с нормированием труда на производстве и в школе.
Выставка изделий школьников «Человек славится трудом».
VIII класс
Знакомство с важнейшими принципами организации коллективного труда.
Ознакомление с передовыми технологиями в сельском хозяйстве, промышленном производстве и в строительстве.
Работа учащихся в условиях установленных и педагогически обоснованных норм труда.
Конкурс на лучшее по качеству изделие школьников.
Участие в операции «Все — людям».
IX класс
Соблюдение требований НОТ в процессе трудовой деятельности учащихся.
Смотр технического мастерства юношей с участием компетентных «судей», специалистов.
Смотр практических умений и навыков девушек (швейное дело, кулинария, домашнее хозяйство и пр.).
Участие в вечере защиты профессий.
Операция «Трудовой десант» (помощь престарелым в ремонте жилья, в уборке урожая и пр.).
Х класс
Знакомство с методами планирования, организации и учета труда (индивидуального и коллективного).
Расширение круга представлений старшеклассников о принципах НОТ в современном промышленном и сельскохозяйственном производстве. Беседа о безопасности труда в современных условиях. Труд и экология (инструктаж).
XI класс
Ознакомление с принципами нормирования труда на современном производстве.
Формирование понятия «Себестоимость продукции». «По законам красоты» (оценка изделий с эстетической точки зрения). Пресс-конференция с передовиками шефствующего над школой предприятия (хозяйства).
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие «Экономическая культура» многогранно: оно охватывает круг представлений человека о совокупности производственных отношений, об экономической базе того или иного общества, знания о конкретных отраслях народного хозяйства страны, своего региона, о сущности потребления, о личном потреблении — использовании потребительских благ в материально-вещественной форме и в форме личных услуг для удовлетворения потребностей в пище, одежде, жилище, образовании, культуре, отдыхе, медицинском обслуживании и пр.
Экономическая культура воспитанников предполагает их знакомство с товарно-денежными отношениями, с бюджетом семьи и школы, бережное отношение к природным ресурсам, к народному достоянию, школьному и личному имуществу, разумное расходование заработанных средств и средств своих родителей.
ТЕМАТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
I класс
Беседа о бережливости.
Бережное отношение первоклассников к учебникам, учебному, школьному оборудованию (приучение). «Книжкины именины» (операция).
II класс
Беседа о том, как нужно беречь школьное имущество. «Приучение школьников к уходу за одеждой и обувью, чтобы быть всегда опрятными и чтобы личные вещи дольше служили. «Живи, книга» (операция).
Беседа о том, как учащийся может помочь родителям и учителю в экономном расходовании электроэнергии, газа, воды, топлива.
Знакомство с ценами на некоторые продукты питания и учебные принадлежности.
III класс
Участие в сборе макулатуры, другого вторсырья. Помощь библиотекарю в проведении переплетных работ. Изготовление самодельных пособий для предстоящей учебно-познавательной деятельности.
Ознакомление с ценами на продовольственные товары и предметы
домашнего обихода.
Приобретение навыков экономного расходования денежных средств.
IV класс
Ознакомление с тем, что можно изготовить из тонны макулатуры, сколько при этом сберечь деревьев. Слово о хлебе (беседа). Знакомство с семейным бюджетом.
V класс
Цена времени.
Ознакомление с бюджетом школы и с путями экономии средств, выделяемых на содержание школы. Участие в конкурсе бережливых.
VI класс
Что значит быть бережливым? (классный час). Как беречь электроэнергию, тепло, воду. Твой первый заработанный рубль. Участие в конкурсе бережливых.
VII класс
Ознакомление с путями экономии расходов на ремонт здания школы и учебного оборудования.
Участие подростков в планировании расходования средств на содержание семьи.
VIII класс
Твои экономические знания (беседа).
Бюджет твоей семьи.
Помощь родителям в ведении домашнего хозяйства.
Участие в оплачиваемой работе в свободное от учебных занятий время.
IX класс
Знакомство со сметой расходов на содержание школы. Заработано честным трудом (об участии школьника в оплачиваемом производительном труде).
Х класс
Хлеб — экономическая и нравственная категория.
Борьба за экономию и бережливость — задача каждого гражданина.
Участие в работе школьного клуба «Экономист».
XI класс
Встреча с представителями учебных заведений, готовящих кадры экономистов.
Участие в Дне открытых дверей экономических вузов и колледжей.
Знакомство с экономической ситуацией в стране.
Чтение литературы по проблемам экономики (по собственному выбору и рекомендации наставников).
Посещение лекций по вопросам экономики.