Формирование культуры семейных отношений

Культура семейных отношений — реальный уровень сформированности у членов семьи нравственного сознания, чувств, поведения, а также взаимное духовное влияние представителей разных поколений. Культу­ру семейных взаимоотношений в большей степени характеризуют отношение к старикам, взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми. Сюда же относится и культура поведения влюбленных.

 

ТЕМАТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I класс

Беседы с родителями: «Как помогать детям учиться», «Воспитание в труде», «Самообслуживание школьника».

Беседы с первоклассниками: «Порадуем маму и папу старательной уче­бой», «Расскажите родителям, бабушке и дедушке о том, чему Вы уже научились в школе», «Чем и как ты можешь помочь своей семье».

Мамина школа.

II класс

Беседа с родителями: «Воспитание трудолюбия и бережливости у де­тей».

Как я помогаю маме и папе в работе по хозяйству (беседа).

Проверка домашних условий для занятий и отдыха школьника.

Мамина школа.

III класс

Беседа с родителями: «Психологический климат в семье и его значение в воспитании будущего семьянина».

Беседа с учащимися о заботливом отношении к родителям, старикам, а также к младшим членам семьи.

Мамина школа. Наука отца.

IV класс

Твоя родная семья.

Забота родителей о твоем здоровье и учебе.

Мамина школа. Наука отца.

V класс

Твои обязанности в семье.

Мама и папа вернулись с работы.

Кого можно считать настоящим товарищем.

Человеку нужен друг.

Мамина школа. Наука отца.

VI класс

Огонь родного очага.

Перед матерью в вечном долгу.

Мамина школа. Наука отца.

 

VII класс

Тепло рабочей ладони отца. Дедушка и бабушка, брат и сестра. Культура поведения в семье. Кто кому помогает в семье. Дружба мальчика и девочки. Мамина школа. Наука отца.

VIII класс

Сам себя воспитать должен. Твой труд в семье. Хочешь иметь друга — будь им! Слово о любви.

Песня в подарок (заказ по случаю именин членов семьи). Мамина школа. Наука отца.

IX класс

Культура поведения влюбленных. Какова она настоящая любовь. Личное ли это дело — личное счастье? Песни о любви (тематический концерт). Мамина школа. Наука отца.

Х класс

Честь человека: как ее понимать. Юноша и девушка сегодня.

Что значит быть ответственным за любимого человека? Мамина школа. Наука отца.

XI класс

Почему очень быстро распадаются семьи? (диспут). Гражданское отношение к браку и семье. Конференция: «Крепка семья — крепка держава». Мамина школа. Наука отца.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Педагогическая культура субъекта воспитания, в широком плане, пред­ставляет собой синтез всех сторон культуры человека. В более узком смысле данное понятие включает в себя: способность к постоянному самоконтролю и саморегуляции; повышенную внимательность к психическому состо­янию, поступкам, речи окружающих людей, к их внешнему виду; высо­кую культуру общения; соблюдение педагогического такта.

Принято считать, что педагогические функции выполняют только взрос­лые люди, граждане, в первую очередь, наставники, специалисты-педа­гоги, родители. Но это не совсем так. Педагогические функции присущи и самим учащимся.

Коллективы старших классов, отдельные ученики шефствуют над млад­шими школьниками, подростками. Юноши и девушки руководят техни­ческими, музыкальными и другими кружками учащихся, выполняют обя­занности вожатых, организаторов ключевых дел. Иногда им поручается проведение «пробных» уроков в начальных классах. Нередки случаи, ког­да в школах проводятся дни ученического самоуправления — обязанности директора, его заместителей, классных руководителей, дежурных адми­нистраторов выполняют старшеклассники. Осуществляют прием родите­лей, организуют всю предусмотренную внеклассную работу, налаживают самообслуживание, воздействуют на нерадивых учеников и нарушителей установленного порядка.

Следовательно, для подготовки учащейся молодежи к выполнению гражданских обязанностей, связанных с воспитанием членов общества, необходимо привитие им и педагогический культуры.

Пути формирования ее различны. В Х-ХI классах возможен неболь­шой факультативный курс «Педагогика», включающий, к примеру, та­кие темы: «Что такое воспитание», «Знакомимся с наукой — педагоги­кой», «Об искусстве воспитания», «Идеал человека», «Культура челове­ка», «Образование и обучение», «Сущность воспитания», «Педагогичес­кие функции человека», «Педагогика семейного воспитания», «Самовос­питание человека», «Педагогическая этика».

***

Итак, мы изложили 12 направлений воспитательной деятельности с детьми и учащейся молодежью, которые, на наш взгляд, обеспечивают системный и целостный подход к формированию гражданских и патрио­тических качеств личности на культурологической основе. Полагаем, что пользователи данных Рекомендаций с пониманием отнесутся к той Тема­тике воспитательной работы, которая составляет как бы ядро деятельнос­ти воспитателей по реализации каждого направления.

Мы осознаем, что Тематика по каждому разделу несет рекомендательный, примерный характер, позволяющий организовать участников вос­питательного процесса. Естественно, перечень дел и мероприятий, реко­мендованных форм и методов работы может быть значительно расширен. Отнесение их к тому или иному направлению в определенной степени является условным, поскольку диспут, вечер, индивидуальная беседа или коллективное творческое дело влияют на формирование не одного, а многих как бы сопутствующих основному качеств личности. В конечном итоге все это направлено на обеспечение целостного процесса воспитания Че­ловека, Гражданина, Патриота своей Родины.

 

 


* Аналитический обзор концепций и программ, указанных авторов см.: Тырышкин В.Н., Демина Л.Д., Проблемы социального воспитания в современных условиях: индивидуально-личностный контекст. В.Ж.: Образование и социальное развитие региона, №3-4.-Барн.:Изд-во АРНЦ СО РАО, 1996, с.192-202.

* Таланчук Н.М. Системно-синергатическая программа воспитания учащихся во внеурочное время. - Казань, 1995.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: