Формирование экологической культуры

 

Экологическая культура — составная часть общемировой культуры, связанная с осознанием проблем охраны природы планеты для жизни нынешнего и будущих поколений. Экологическая культура человека характеризует уровень развития его сознания, чувств и поведения, выра­жает отношение к природе. Высокая экологическая культура является показателем зрелости человека, его подлинной гражданственности. Эко­логическая культура молодого человека включает умение осмысливать характер взаимосвязи общества и природы, взаимосвязи хозяйственно-трудовой деятельности людей и окружающей их природной среды; чувст­во глубокой любви к природе, способность наслаждаться ее гармонией и красотой; знание реальных путей, способов и средств охраны природы и важнейших принципов природопользования, надлежащую практическую подготовку; навыки соблюдения правил поведения в природе; сознатель­ное отношение к соблюдению норм, устанавливаемых природоохранным законодательством; привычку экономно расходовать природные ресурсы; стремление принимать личное участие в экологической пропаганде и при­родоохранной деятельности.

 

ТЕМАТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Класс

Чтение небольших рассказов о природе. Чтение сказок о животных. Чтение и просмотр рисунков «Погода в картинках».

Экскурсии в природу на темы: «Золотая осень», «Здравствуй, зимуш­ка-зима!», «Голубыми дорогами весны», «Первые приметы весны». Беседа на тему: «Птицы — наши друзья». Рейд «Как работают птичьи столовые в суровые месяцы зимы». Игра «Цветочная больница» (уход за комнатными растениями). Ребятам о зверятах (просмотр телевизионной передачи). Участие в очистке улицы от опавших листьев, в охране зеленых насаж­дений.

Праздник первого снега.

II класс

Праздник «Золотая осень» (подведение итогов конкурса на лучший осенний букет).

Конкурс-сочинение на тему: «Мой четвероногий друг».

Рассказы, беседы, утренники на темы: «Друзья пернатых», «Берегите лес».

Рейд «Как и кто заботится о птицах».

Просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов «Времена года», «Топтыжка» и др.  

Заготовка зеленого корма и семян для обитателей живого уголка.

III класс

Чтение рассказов и статей о природе.

Беседы на темы: «Любите природу, охраняйте ее», «Беда от пожаров», «С огнем не шути», «Поведение в лесу, у водоемов», «Вода на службе у человека».

Знакомство с картинами на тему «Времена года».

Конкурс поделок «Природа и детская фантазия».

Сочинения и устные рассказы на тему: «Я и моя собака».

Участие в операции «Смена».

Участие в уборке и озеленении школьного двора.

Просмотр телевизионной передачи «Ребятам о зверятах».

IV класс

Праздники, утренники, беседы на темы: «Птицы — друзья леса и че­ловека», «Охрана растений и животных зимой». Выставки рисунков «Природа глазами детей». Классная олимпиада «Лучший знаток природы».

Операция «Поможем зимующим птицам». Уход за комнатными растениями и обитателями живого уголка. Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев. Знакомство с сериалом «Подводная одиссея команды Кусто».

V класс

Вечер «Осенние мотивы».

Экскурсии, беседы, утренники на темы: «Времена года в природе и сельском хозяйстве нашего края», «Хочешь быть здоровым — береги лес», «Заветы И.В.Мичурина школьникам», «Неповторимая красота род­ных мест».

Участие в природоохранной работе юных натуралистов, юных рыба­ков, цветоводов.

Организация проведения Дня леса, Дня птиц, праздника цветов. Игры: «Птичьи силуэты», «Проверь свою наблюдательность» и др. Участие в операциях: «Зернышко», «Зеленая аптека». Посадка и выращивание деревьев и кустарников по берегам малых рек и других водоемов.

Знакомство с передачами по телевидению «В мире животных», «Клуб кинопутешественников».

VI класс

Экскурсии, беседы, встречи, утренники, вечера и выставки, посвя­щенные охране природы. Их темы: «Значение леса в жизни человека», «Школьное лесничество и охрана природы», «Красная книга Алтая», «Ботаническая эстафета», Растительные богатства Алтайского края и их охрана».

«Скатерть-самобранка дикой природы» (игра).

Изучение и описание природного комплекса и знакомство с пробле­мой его охраны.

Охрана рыб в водоемах.

Подкормка птиц. Изготовление и развешивание гнездовий для птиц. Участие в заготовке черенков для размножения ягодных кустарников и саженцев земляники.

Выращивание и сбор лекарственных растений.

Знакомство с телевизионными передачами по вопросам охраны при­роды страны и края.

Пропаганда экологических знаний в подшефном классе.

Работа в отрядах голубых и зеленых патрулей.

VII класс

Экскурсии, конференции, праздники, встречи, биологические игры, занятия экологических кружков, экологические слеты на темы: «Тайны зеленого мира», «Лес и сельское хозяйство», «Природа — великий учи­тель», «Лес и животный мир», «Птицы и вредители леса», «Лекарствен­ные растения Алтая», «Редкие и исчезающие растения нашего края», «Животный мир лесных полос», «Обитатели водоемов нашей местности и их охрана», «Художники, писатели и поэты о красоте природы».

Экскурсия на пасеку, в Музей пчеловодства Барнаульской городской станции юных натуралистов.

Знаешь ли ты природу родного края (устная газета, викторина).

Что? Где? Когда? (игра на местности, посвященная экологии).

Угадай голоса птиц.

Ознакомление с памятниками природы Алтайского края.

Работа в школьных лесничествах. Участие в создании школьных заказ­ников и дендрариев.

«Красная тетрадь» (ведение дневника по охране важного и редкого объ­екта природы).

VIII класс

Внеклассные экскурсии в природу, краеведческий музей, лаборато­рии вузов, научно-исследовательских учреждений, а также на пасеки, фермы крупного рогатого скота и птицефабрики с целью осуществления экологического мониторинга).

Участие в операции «Родник».

Посещение водоочистительного сооружения.

Конференции, чтения, сочинения на темы: «Природа — первоисточ­ник материальных благ», «Развитие промышленности и проблема охраны воздушной среды», «Автомобильный транспорт — один из главных фак­торов загрязнения окружающей среды и подрыва здоровья людей: сужде­ния, проекты, рекомендации», «Рациональное использование недр», «Охрана водных богатств», «Место насекомых в системе животного мира», «Как мы охраняем природу».

Работа в школьных лесничествах, отрядах по борьбе с эрозией почв, зеленых и голубых патрулей.

Ведение «Красной тетради».

IX класс

Экскурсии на склады минеральных удобрений, на предприятия, на объекты очистки воздуха и воды от загрязнений.

Конференции, вечера, лекции на темы: «Развитие промышленности и охрана среды обитания», «Леса будущего сажают сегодня», «Алтай — жемчужина Сибири», «Школа и охрана природы», «Умеешь ли ты чувст­вовать природу?», «Красная книга нашего края и страны», «Что такое бионика».

Участие в операции по спасению малых рек и охране родников. Вечер «Березы, русские березы!». Ведение «Красной тетради».

Х класс

Экскурсии с целью ознакомления с природными биогеоценозами. Экскурсии на ТЭЦ, гидроэлектростанцию.

Самостоятельное знакомство с книгами по экологии, с соответствую­щими публикациями в краевой газете «Вестник экологии».

Посещение экологического лектория.

Пропаганда экологических знаний среда подростков.

Ознакомление с особо охраняемыми территориями и объектами при­роды края.

Участие в озеленении населенных пунктов.

Участие в районных, городских и краевых экологических слетах.

Ведение «Красной книги».

Диспут «Экология природы — экология души».

Работа экологогрупп по созданию экологических троп.

Работа в заповедниках.

XI класс

Экскурсии в экологические лаборатории, на опытные участки, где выводятся новые сорта растений с заданными свойствами.

Участие в конференциях и встречах с учеными — экологами, валеологами, медиками, журналистами, писателями с целью обсуждения про­блем охраны природы и здоровья людей.

Знакомство с краевой программой «Экология».

Регулярное чтение газеты «Вестник экологии».

Участие в практической природоохранной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: