- Ключевые факторы успеха
Анализ внутренней среды организации включает в себя оценку производства, маркетинга, финансов, персонала, систем управления и развития предприятия.
МАРКЕТИНГ-это цены, рекламная политика фирмы, доля рынка, имидж.
ПРОИЗВОДСТВО-оценка снабжения, производственного процесса, сбыта и качества продукции.
ФИНАНСЫ - доступность к финансовым средствам, направления и эффективность их расходования.
ПЕРСОНАЛ – оценка склонности к обучению, развитию.
Система управления – оценка состава управленческих кадров, выбранной структуры, организации информационных потоков.
Система РАЗВИТИЯ – оценка способности организации адекватно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде.
Цель изучения внутренней среды – выяснить, к каким результатам на сегодняшний день пришла организация, а также выяснить возможности организации в будущем.
Сначала определим, какие характеристики внутренней среды оказывают наибольшее влияние на успех предприятий строительной отрасли Нижегородского региона. Анализ факторов успеха приведен в табл. 16.
|
|
Таблица 16. Оценка ключевых факторов успеха для рынка кадровых услуг
№ | Показатель | Важность | Сила влияния | Результат | Место |
Маркетинг | |||||
1 | Имидж | 7 | 4 | 28 | 34-42 |
2 | Доля бизнеса в отрасли | 6 | 3 | 18 | 52-57 |
3 | Широта ассортимента услуг | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
4 | Цена | 10 | 5 | 50 | 1-10 |
5 | Выполнение работ в оговоренные сроки | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
6 | Степень удовлетворенности клиента | 10 | 5 | 50 | 1-10 |
7 | Степень приверженности потребителя к фирме | 8 | 5 | 40 | 11-13 |
8 | Возможности рекламы | 8 | 5 | 40 | 11-13 |
9 | Возможность выхода на новых клиентов | 10 | 5 | 50 | 1-10 |
Производство | |||||
10 | Состояние материально-технической базы | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
12 | Характеристика используемых технологий | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
13 | Гибкость технологий | 8 | 3 | 24 | 43-46 |
14 | Соответствие технологии стандартам | 10 | 5 | 50 | 1-10 |
15 | Степень износа оборудования | 8 | 3 | 24 | 43-46 |
16 | Возможности оборудования | 7 | 4 | 28 | 34-42 |
17 | Степень загрузки оборудования | 6 | 3 | 18 | 52-57 |
18 | Возможности применяемых технологий | 8 | 3 | 24 | 43-46 |
19 | Соответствие моде | 7 | 3 | 21 | 47-50 |
20 | Know-how | 7 | 4 | 28 | 34-42 |
21 | Скорость освоения новой технологии | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
23 | Своевременность поставок | 7 | 3 | 21 | 47-50 |
24 | Надежность поставок | 8 | 3 | 24 | 43-46 |
28 | Возможность выполнения всех требований заказчика | 10 | 5 | 50 | 1-10 |
Финансовые возможности | |||||
29 | Доступность капитала | 10 | 5 | 50 | 1-10 |
30 | Платежеспособность | 9 | 4 | 36 | 14-17 |
31 | Норма прибыльности | 10 | 5 | 50 | 1-10 |
32 | Наличие временно свободных средств | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
33 | Соотношение собственных и заемных средств | 6 | 3 | 18 | 52-57 |
34 | Ликвидность капитала | 4 | 3 | 12 | 61-63 |
35 | Оборачиваемость капитала | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
36 | Обеспеченность оборотными средствами | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
37 | Структура себестоимости | 7 | 3 | 21 | 47-50 |
38 | Возможность минимизации затрат | 9 | 4 | 36 | 14-17 |
Управление | |||||
39 | Обеспеченность профессиональными упр. кадрами | 10 | 5 | 50 | 1-10 |
40 | Выбор типа организационно-правовой формы | 7 | 2 | 14 | 60 |
41 | Характеристика лидеров | 7 | 3 | 21 | 47-50 |
42 | Скорость прохождения информации | 7 | 4 | 28 | 34-42 |
43 | Степень достоверности информации | 9 | 4 | 36 | 14-17 |
44 | Полнота передаваемой информации | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
45 | Наличие обратной связи | 7 | 4 | 28 | 34-42 |
46 | Гибкость управленческих методов | 7 | 4 | 28 | 34-42 |
47 | Соответствие организационной структуры поставленным целям | 7 | 4 | 28 | 34-42 |
48 | Возможности орг. структуры (изменения орг. структуры) | 6 | 4 | 24 | 43-46 |
49 | Умение разбираться в людях | 7 | 5 | 35 | 14-17 |
50 | Наличие деловых связей с внешней средой | 10 | 5 | 50 | 1-10 |
Персонал | |||||
51 | Возрастной состав | 7 | 4 | 28 | 34-48 |
52 | Профессиональный состав | 9 | 5 | 45 | 11-13 |
53 | Способность к обучению | 9 | 5 | 45 | 11-13 |
54 | Профессиональный опыт | 8 | 5 | 40 | 11-13 |
55 | Половой состав | 4 | 2 | 8 | 61-63 |
56 | Наличие проф. образования и соответствие его выполняемым работам | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
57 | Способность освоения новых технологий | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
58 | Ответная реакция | 6 | 3 | 18 | 52-57 |
59 | Мотивированность работников | 10 | 5 | 50 | 1-10 |
Система развития | |||||
60 | Наличие службы по развитию | 7 | 4 | 28 | 34-42 |
61 | Эффективность внедрения новой технологии | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
62 | Наличие собственных разработок | 8 | 4 | 32 | 20-33 |
63 | Возможности изменения технологии | 7 | 3 | 21 | 47-50 |
|
|
Проанализировав ключевые факторы успеха, рассмотрим 10 показателей, которые оказывают наибольшее влияние, имеют наибольшую важность в строительном бизнесе и которым необходимо уделять первоочередное внимание, отслеживать их изменения и искать пути улучшения. К ним относятся следующие показатели:
1. Цена;
2. Степень удовлетворенности клиента;
3. Возможность выхода на новых клиентов;
4. Соответствие технологии стандартам;
5. Возможность выполнения всех требований заказчика;
6. Доступность капитала;
7. Норма прибыльности;
8. Обеспеченность профессиональными управленческими кадрами;
9. Наличие деловых связей с внешней средой;
10. Мотивированность работников;
- Конкурентная позиция и стратегический потенциал организации
Проанализируем существующее состояние этих показателей в нашей организации и представим результаты в табл. 17.
Таблица 17. Оценка конкурентной позиции организации
№ | Показатели | Оценка |
1 | Цена | 4 |
2 | Степень удовлетворенности клиента | 5 |
3 | Возможность выхода на новых клиентов | 3 |
4 | Соответствие технологии стандартам | 5 |
5 | Возможность выполнения требований заказчика | 4 |
6 | Доступность капитала | 2 |
7 | Норма прибыльности | 3 |
8 | Обеспеченность профессиональными управленческими кадрами | 4 |
9 | Наличие деловых связей с внешней средой | 3 |
10 | Мотивированность работников | 4 |
Итого | КП = ∑Оi 10 | 3,7 |
Вывод: конкурентная позиция ООО «ШАНС» выше среднего показателя и составляет 3,7 балла.
Проанализируем возможности фирмы в будущем, оценив потенциал улучшения представленных показателей (Табл. 18).
Таблица 18. Оценка стратегического потенциала организации
№ | Показатели | Оценка |
1 | Цена | 3 |
2 | Возможность повышения удовлетворенности клиента | 3 |
3 | Возможность выхода на новых клиентов | 4 |
4 | Полное соответствие технологии стандартам | 2 |
5 | Возможность выполнения всех требований заказчика | 4 |
6 | Поиск боле выгодных условий привлечения капитала | 4 |
7 | Повышение нормы прибыльности | 3 |
8 | Возможность повышения профессионализма управленческих кадров | 5 |
9 | Установление новых деловых связей с внешней средой | 3 |
10 | Повышение мотивации работников | 3 |
Итого | СП = ∑Оi 10 | 3,4 |
|
|
Стратегический потенциал фирмы составляет 3,4 балла, что говорит о ее способности к дальнейшему развитию.
- Анализ сильных и слабых сторон
Таблица 19. Оценка сильных и слабых сторон организации
№ |
Показатель | Оценка в сравнении с конкурентом
| ||||||
-3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | ||
1 | Цена | * | ||||||
2 | Степень удовлетворенности клиента | * | ||||||
3 | Возможность выхода на новых клиентов | * | ||||||
4 | Соответствие технологии стандартам | * | ||||||
5 | Возможность выполнения требований заказчика | * | ||||||
6 | Доступность капитала | * | ||||||
7 | Норма прибыльности | * | ||||||
8 | Обеспеченность профессиональными управленческими кадрами | * | ||||||
9 | Наличие деловых связей с внешней средой | * | ||||||
10 | Мотивированность работников | * |
Анализ сильных и слабых сторон проведем путем сравнения рассматриваемого предприятия с основным конкурентом Кадровое агентство «Анкор». Результаты сравнения приведены в табл. 19.
Вывод: как следует из анализа сильных и слабых сторон организации, КА «ШАНС» имеет преимущества по цене, степени удовлетворенности клиентов, а также по обеспечению профессиональными управленческими кадрами. Однако проигрывает по возможностям выхода на новых клиентов и по наличию деловых связей с внешней средой. Компании следует обратить внимание на эти пункты, так как они важны для деятельности агентства. В целом ООО КА «ШАНС» занимает устойчивую конкурентную позицию на Нижегородском рынке и относится к группе основных кадровых агентств.
|
|
Оценка возможных вариантов стратегического развития предприятия
Для оценки возможных вариантов стратегического развития ООО КА «ШАНС» рассчитаем координаты точки на матрице стратегического планирования по следующим формулам:
X = (ПО+КП) - 6
Y = (УБ+СП) - 6
В нашем случае:
Х = (3,303 + 3,7) – 6 = 1,003
У = (3,54 + 3,4) – 6 = 0,94
Вывод: в соответствии с проведенным анализом рассматриваемая ситуация соответствует правому верхнему квадрату матрицы, для которого рекомендуются следующие варианты развития:
- Концентрированный рост;
- Интегрированный рост;
- Концентрическая диверсификация;
Как показал анализ стратегической ситуации получить устойчивое конкурентное преимущество за счет реализации одного из вариантов стратегий концентрированного роста нельзя. Больших возможностей для расширения анализируемого бизнеса нет, рынок в этой области уже поделен.
Рассмотрим перспективы стратегий интегрированного роста для компании. Прямая и обратная интеграция не подходят – так, как общество пока не имеет для их реализации достаточных финансовых возможностей. К тому же, любое производство отвлекает ресурсы на его организацию и закупку материалов, а себестоимость основного продукта при этом снижается незначительно: лишь на 5-10%. Поэтому нет смысла иметь собственное производство стройматериалов.
По оценкам ситуации во внешней и внутренней среде компании целесообразно реализовать стратегию концентрической диверсификации, которая больше всего подходит на ближайший период времени. Расширение по реализуемым в настоящий момент видам деятельности пока невозможно из-за сложившегося устойчивого разделения рынка, но вот укреплять позицию фирмы и расширить бизнес с помощью нового продукта или вида деятельности вполне возможно. Лучше заблаговременно подумать об этом, иначе можно очень быстро превратиться в «бедных псов». Чтобы удержаться на рынке и двигаться по траектории «золотого треугольника» (Зарождение - Звезда - Дойная корова - Зарождение), необходимо периодически вводить новый продукт или бизнес, совершенствуя при этом уже существующий и удерживая за счет этого устойчивую позицию на рынке.
У данного предприятия имеются в наличии определенные средства, достаточные для вложения в новый продукт или бизнес, который будет использовать имеющиеся мощности и возможности. Для удержания достигнутого положения требуются незначительные инвестиции. По нашим исследованиям, выполненным в ходе реализации данной работы, таким видом бизнеса может стать дорожное строительство.
SWOT- анализ
Цель данного анализа заключается в следующем: на основе выявленных возможностей и угроз, сильных и слабых сторон компании мы должны определить те мероприятия, которые позволят реализовать выбранный вариант стратегии развития предприятия. Возможности и угрозы, сильные и слабые стороны компании, а также мероприятия по реализации стратегии заносим в табл. 20.
Заключение: В бюджете РФ на 200.. год предусмотрено увеличение финансирования дорожного строительства. Лидерами на этом рынке являются 2 предприятия «Домострой» и «Рубикон». «Нижегородавтодор» постепенно теряет свои позиции на этом рынке, хотя и в настоящий момент его доля достаточно велика. Однако его конкуренты выигрывают в качестве оказываемых работ.
Дорожное строительство – сфера бюджетная. Главное здесь - закрепиться на этом рынке и найти хорошие заказы. Поэтому нашему предприятию необходимо сделать упор на службу маркетинга и укрепление деловых связей с администрацией. Оборудование можно купить, арендовать или взять в лизинг.
Таблица 20. SWOT- анализ
SWOT | Возможности: 1. Наличие квалифицированного персонала; 2. Наличие техники; 3. Удовлетворение потребностей клиента; 4. Стабильность спроса; 5. Наличие устоявшихся связей с клиентом; 6. Наличие отработанного тех. процесса; 7. Наличие офисного помещения; | Угрозы: 1. Конкуренция; 2. Нестабильность экономического положения в стране; 3. Риск неплатежей; 4. Риск закрытия вакансий самим клиентом; 5. Возможность разрыва связей с постоянными клиентами |
Сильные стороны: 1. Степень удовлетворенности клиента; 2. Возможность выхода на новых клиентов; 3. Соответствие технологии стандартам; 4. Возможность выполнения всех требований заказчика; 5. Обеспеченность профессиональными управленческими кадрами; 6. Наличие деловых связей с внешней средой; | Максимально использовать возможности: 1.1. Постоянное повышение квалификации сотрудников, обучение использование этого в конкурентной борьбе; 1.2. Повышение удовлетворенности потребителя за счет: использования отработанной технологии, своевременности выполнения требований; 1.3 Поиск выгодных условий для привлечения капитала в связи со стабильностью спроса; | Минимизировать последствия от угроз: 1.1. Удержание конкурентных позиций за счет высокой степени удовлетворенности клиента и расширения деловых связей; 1.2. Риск неплатежей, а также риск закрытия вакансий самим работодателем по возможности минимизировать выбором надежного партнера, развитием деловых связей, заключением грамотно составленного договора. 1.5 Выгодно вкладывать средства в соответствии с экономической и политической обстановкой в стране; 1.6 Выполнение всех требований клиента в срок, а также договоренность в ценеминимизируют разрыв связей с постоянными клиентами; |
Слабые стороны: 1.Доступность капитала; 2.Установление новых связей; | Устранение слабостей: 1.1. Повышения доступности капитала за счет 1.2. Установление новых деловых связей за счет выполнения все требований клиента; | Максимальная осторожность: 1.1. Малая доступность капитала и риск неплатежей 1.3. Плохое установление новых связей из-за низкой информированности о компании |
Как было отмечено ранее, имеется возможность переобучить персонал, и эта работа не требует специальных разработок.
За три последних года среднегодовые объемы ввода в эксплуатацию автомобильных дорог и мостов значительно превысили аналогичные среднегодовые показатели предыдущих лет. Программа дорожных работ продолжает набранную динамику в части нового строительства, реконструкции и ремонта.
Однако развитие сети дорог общего пользования продолжает отставать от роста автомобильного парка. За годы экономических реформ уровень автомобилизации страны увеличился более чем в 2 раза, а в ряде регионов и городов – в три и более раз.
Объективные данные показывают, что Россия встала на путь автомобилизации населения и бизнеса с многочисленными сопутствующими факторами. В их числе:
- Развитие многочисленных сегментов реального сектора экономики (автомобильного, нефтеперерабатывающего, химической промышленности и т.д.).
- Развитие инфраструктуры автомобилизации и практически всего малого бизнеса.
- Изменение стандартов личностного поведения, в том числе и в части использования общественного транспорта.
- «Гуманизация транспортной системы», т.е. изменение пропорций суммарной грузовой и пассажирской работы в сторону общепринятых в мире стандартов. Именно в этой связи можно говорить о том, что автомобильные дороги уже сегодня стали средой обитания автомобилизированных граждан
Поэтому, делая заключения по нашему исследованию, мы пришли к выводу, что предприятию необходимо реализовывать стратегию концентрической диверсификации и вложить средства в дорожное строитель