Анализ внутренней среды организации

- Ключевые факторы успеха

Анализ внутренней среды организации включает в себя оценку производства, маркетинга, финансов, персонала, систем управления и развития предприятия.

МАРКЕТИНГ-это цены, рекламная политика фирмы, доля рынка, имидж.

ПРОИЗВОДСТВО-оценка снабжения, производственного процесса, сбыта и качества продукции.

ФИНАНСЫ - доступность к финансовым средствам, направления и эффективность их расходования.

ПЕРСОНАЛ – оценка склонности к обучению, развитию.

Система управления – оценка состава управленческих кадров, выбранной структуры, организации информационных потоков.

Система РАЗВИТИЯ – оценка способности организации адекватно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде.

Цель изучения внутренней среды – выяснить, к каким результатам на сегодняшний день пришла организация, а также выяснить возможности организации в будущем.

Сначала определим, какие характеристики внутренней среды оказывают наибольшее влияние на успех предприятий строительной отрасли Нижегородского региона. Анализ факторов успеха приведен в табл. 16.

Таблица 16. Оценка ключевых факторов успеха для рынка кадровых услуг

Показатель Важность Сила влияния Результат Место
  Маркетинг        
1 Имидж 7 4 28 34-42
2 Доля бизнеса в отрасли 6 3 18 52-57
3 Широта ассортимента услуг 8 4 32 20-33
4 Цена 10 5 50 1-10
5 Выполнение работ в оговоренные сроки 8 4 32 20-33
6 Степень удовлетворенности клиента 10 5 50 1-10
7 Степень приверженности потребителя к фирме 8 5 40 11-13
8 Возможности рекламы 8 5 40 11-13
9 Возможность выхода на новых клиентов 10 5 50 1-10
  Производство        
10 Состояние материально-технической базы 8 4 32 20-33
12 Характеристика используемых технологий 8 4 32 20-33
13 Гибкость технологий 8 3 24 43-46
14 Соответствие технологии стандартам 10 5 50 1-10
15 Степень износа оборудования 8 3 24 43-46
16 Возможности оборудования 7 4 28 34-42
17 Степень загрузки оборудования 6 3 18 52-57
18 Возможности применяемых технологий 8 3 24 43-46
19 Соответствие моде 7 3 21 47-50
20 Know-how 7 4 28 34-42
21 Скорость освоения новой технологии 8 4 32 20-33
23 Своевременность поставок 7 3 21 47-50
24 Надежность поставок 8 3 24 43-46
28 Возможность выполнения всех требований заказчика 10 5 50 1-10
  Финансовые возможности        
29 Доступность капитала 10 5 50 1-10
30 Платежеспособность 9 4 36 14-17
31 Норма прибыльности 10 5 50 1-10
32 Наличие временно свободных средств 8 4 32 20-33
33 Соотношение собственных и заемных средств 6 3 18 52-57
34 Ликвидность капитала 4 3 12 61-63
35 Оборачиваемость капитала 8 4 32 20-33
36 Обеспеченность оборотными средствами 8 4 32 20-33
37 Структура себестоимости 7 3 21 47-50
38 Возможность минимизации затрат 9 4 36 14-17
  Управление        
39 Обеспеченность профессиональными упр. кадрами 10 5 50 1-10
40 Выбор типа организационно-правовой формы 7 2 14 60
41 Характеристика лидеров 7 3 21 47-50
42 Скорость прохождения информации 7 4 28 34-42
43 Степень достоверности информации 9 4 36 14-17
44 Полнота передаваемой информации 8 4 32 20-33
45 Наличие обратной связи 7 4 28 34-42
46 Гибкость управленческих методов 7 4 28 34-42
47 Соответствие организационной структуры поставленным целям 7 4 28 34-42
48 Возможности орг. структуры (изменения орг. структуры) 6 4 24 43-46
49 Умение разбираться в людях 7 5 35 14-17
50 Наличие деловых связей с внешней средой 10 5 50 1-10
  Персонал        
51 Возрастной состав 7 4 28 34-48
52 Профессиональный состав 9 5 45 11-13
53 Способность к обучению 9 5 45 11-13
54 Профессиональный опыт 8 5 40 11-13
55 Половой состав 4 2 8 61-63
56 Наличие проф. образования и соответствие его выполняемым работам 8 4 32 20-33
57 Способность освоения новых технологий 8 4 32 20-33
58 Ответная реакция 6 3 18 52-57
59 Мотивированность работников 10 5 50 1-10
  Система развития        
60 Наличие службы по развитию 7 4 28 34-42
61 Эффективность внедрения новой технологии 8 4 32 20-33
62 Наличие собственных разработок 8 4 32 20-33
63 Возможности изменения технологии 7 3 21 47-50

 

 

Проанализировав ключевые факторы успеха, рассмотрим 10 показателей, которые оказывают наибольшее влияние, имеют наибольшую важность в строительном бизнесе и которым необходимо уделять первоочередное внимание, отслеживать их изменения и искать пути улучшения. К ним относятся следующие показатели:

1. Цена;

2. Степень удовлетворенности клиента;

3. Возможность выхода на новых клиентов;

4. Соответствие технологии стандартам;

5. Возможность выполнения всех требований заказчика;

6. Доступность капитала;

7. Норма прибыльности;

8. Обеспеченность профессиональными управленческими кадрами;

9. Наличие деловых связей с внешней средой;

10.  Мотивированность работников;

 

 

- Конкурентная позиция и стратегический потенциал организации

 

Проанализируем существующее состояние этих показателей в нашей организации и представим результаты в табл. 17.

Таблица 17. Оценка конкурентной позиции организации

 

Показатели Оценка
1 Цена 4
2 Степень удовлетворенности клиента 5
3 Возможность выхода на новых клиентов 3
4 Соответствие технологии стандартам 5
5 Возможность выполнения требований заказчика 4
6 Доступность капитала 2
7 Норма прибыльности 3
8 Обеспеченность профессиональными управленческими кадрами 4
9 Наличие деловых связей с внешней средой 3
10 Мотивированность работников 4
Итого  КП = ∑Оi         10 3,7

                                                                                                                              

                                                                                                          

Вывод: конкурентная позиция ООО «ШАНС» выше среднего показателя и составляет 3,7 балла.

Проанализируем возможности фирмы в будущем, оценив потенциал улучшения представленных показателей (Табл. 18).

Таблица 18. Оценка стратегического потенциала организации

 

Показатели Оценка
1 Цена 3
2 Возможность повышения удовлетворенности клиента 3
3 Возможность выхода на новых клиентов 4
4 Полное соответствие технологии стандартам 2
5 Возможность выполнения всех требований заказчика 4
6 Поиск боле выгодных условий привлечения капитала 4
7 Повышение нормы прибыльности 3
8 Возможность повышения профессионализма управленческих кадров 5
9 Установление новых деловых связей с внешней средой 3
10 Повышение мотивации работников 3
Итого  СП = ∑Оi         10 3,4

 

Стратегический потенциал фирмы составляет 3,4 балла, что говорит о ее способности к дальнейшему развитию.


- Анализ сильных и слабых сторон

 

Таблица 19. Оценка сильных и слабых сторон организации

 

 

 

 

 

Показатель

Оценка в сравнении с конкурентом

 

-3 -2   -1   0   +1 +2   +3
1 Цена           *  
2 Степень удовлетворенности клиента         *  
3 Возможность выхода на новых клиентов     *      
4 Соответствие технологии стандартам       *      
5 Возможность выполнения требований заказчика         *    
6 Доступность капитала     *        
7 Норма прибыльности         *    
8 Обеспеченность профессиональными управленческими кадрами         *  
9 Наличие деловых связей с внешней средой     *        
10 Мотивированность работников         *    

 

Анализ сильных и слабых сторон проведем путем сравнения рассматриваемого предприятия с основным конкурентом Кадровое агентство «Анкор». Результаты сравнения приведены в табл. 19.

Вывод: как следует из анализа сильных и слабых сторон организации, КА «ШАНС» имеет преимущества по цене, степени удовлетворенности клиентов, а также по обеспечению профессиональными управленческими кадрами. Однако проигрывает по возможностям выхода на новых клиентов и по наличию деловых связей с внешней средой. Компании следует обратить внимание на эти пункты, так как они важны для деятельности агентства. В целом ООО КА «ШАНС» занимает устойчивую конкурентную позицию на Нижегородском рынке и относится к группе основных кадровых агентств.

 


Оценка возможных вариантов стратегического развития предприятия

Для оценки возможных вариантов стратегического развития ООО КА «ШАНС» рассчитаем координаты точки на матрице стратегического планирования по следующим формулам:

X = (ПО+КП) - 6

Y = (УБ+СП) - 6

В нашем случае:

Х = (3,303 + 3,7) – 6 = 1,003

У = (3,54 + 3,4) – 6 = 0,94

Вывод: в соответствии с проведенным анализом рассматриваемая ситуация соответствует правому верхнему квадрату матрицы, для которого рекомендуются следующие варианты развития:

- Концентрированный рост;

- Интегрированный рост;

- Концентрическая диверсификация;

Как показал анализ стратегической ситуации получить устойчивое конкурентное преимущество за счет реализации одного из вариантов стратегий концентрированного роста нельзя. Больших возможностей для расширения анализируемого бизнеса нет, рынок в этой области уже поделен.

 Рассмотрим перспективы стратегий интегрированного роста для компании. Прямая и обратная интеграция не подходят – так, как общество пока не имеет для их реализации достаточных финансовых возможностей. К тому же, любое производство отвлекает ресурсы на его организацию и закупку материалов, а себестоимость основного продукта при этом снижается незначительно: лишь на 5-10%. Поэтому нет смысла иметь собственное производство стройматериалов.

По оценкам ситуации во внешней и внутренней среде компании целесообразно реализовать стратегию концентрической диверсификации, которая больше всего подходит на ближайший период времени. Расширение по реализуемым в настоящий момент видам деятельности пока невозможно из-за сложившегося устойчивого разделения рынка, но вот укреплять позицию фирмы и расширить бизнес с помощью нового продукта или вида деятельности вполне возможно. Лучше заблаговременно подумать об этом, иначе можно очень быстро превратиться в «бедных псов». Чтобы удержаться на рынке и двигаться по траектории «золотого треугольника» (Зарождение - Звезда - Дойная корова - Зарождение), необходимо периодически вводить новый продукт или бизнес, совершенствуя при этом уже существующий и удерживая за счет этого устойчивую позицию на рынке.

У данного предприятия имеются в наличии определенные средства, достаточные для вложения в новый продукт или бизнес, который будет использовать имеющиеся мощности и возможности. Для удержания достигнутого положения требуются незначительные инвестиции. По нашим исследованиям, выполненным в ходе реализации данной работы, таким видом бизнеса может стать дорожное строительство.

 

SWOT- анализ

Цель данного анализа заключается в следующем: на основе выявленных возможностей и угроз, сильных и слабых сторон компании мы должны определить те мероприятия, которые позволят реализовать выбранный вариант стратегии развития предприятия. Возможности и угрозы, сильные и слабые стороны компании, а также мероприятия по реализации стратегии заносим в табл. 20.

Заключение: В бюджете РФ на 200.. год предусмотрено увеличение финансирования дорожного строительства. Лидерами на этом рынке являются 2 предприятия «Домострой» и «Рубикон». «Нижегородавтодор» постепенно теряет свои позиции на этом рынке, хотя и в настоящий момент его доля достаточно велика. Однако его конкуренты выигрывают в качестве оказываемых работ.

Дорожное строительство – сфера бюджетная. Главное здесь - закрепиться на этом рынке и найти хорошие заказы. Поэтому нашему предприятию необходимо сделать упор на службу маркетинга и укрепление деловых связей с администрацией. Оборудование можно купить, арендовать или взять в лизинг.

 

 

Таблица 20. SWOT- анализ

 

SWOT Возможности: 1. Наличие квалифицированного персонала; 2. Наличие техники; 3. Удовлетворение потребностей клиента; 4. Стабильность спроса; 5. Наличие           устоявшихся связей с клиентом; 6. Наличие отработанного тех. процесса; 7. Наличие офисного помещения;     Угрозы: 1. Конкуренция; 2. Нестабильность экономического положения в стране; 3. Риск неплатежей; 4. Риск закрытия вакансий самим клиентом; 5. Возможность разрыва связей с постоянными клиентами
Сильные стороны: 1. Степень удовлетворенности клиента; 2. Возможность выхода на новых клиентов; 3. Соответствие технологии стандартам; 4. Возможность выполнения всех требований заказчика; 5. Обеспеченность профессиональными управленческими кадрами; 6. Наличие деловых связей с внешней средой;   Максимально использовать возможности: 1.1. Постоянное повышение квалификации сотрудников, обучение использование этого в конкурентной борьбе; 1.2. Повышение удовлетворенности потребителя за счет: использования отработанной технологии, своевременности выполнения требований; 1.3 Поиск выгодных условий для привлечения капитала в связи со стабильностью спроса; Минимизировать последствия от угроз: 1.1. Удержание конкурентных позиций за счет высокой степени удовлетворенности клиента и расширения деловых связей; 1.2. Риск неплатежей, а также риск закрытия вакансий самим работодателем по возможности минимизировать выбором надежного партнера, развитием деловых связей, заключением грамотно составленного договора. 1.5 Выгодно вкладывать средства в соответствии с экономической и политической обстановкой в стране; 1.6 Выполнение всех требований клиента в срок, а также договоренность в ценеминимизируют разрыв связей с постоянными клиентами;
Слабые стороны: 1.Доступность капитала; 2.Установление новых связей; Устранение слабостей: 1.1. Повышения доступности капитала за счет 1.2. Установление новых деловых связей за счет выполнения все требований клиента; Максимальная осторожность: 1.1. Малая доступность капитала и риск неплатежей 1.3. Плохое установление новых связей из-за низкой информированности о компании

 

Как было отмечено ранее, имеется возможность переобучить персонал, и эта работа не требует специальных разработок.

За три последних года среднегодовые объемы ввода в эксплуатацию автомобильных дорог и мостов значительно превысили аналогичные среднегодовые показатели предыдущих лет. Программа дорожных работ продолжает набранную динамику в части нового строительства, реконструкции и ремонта.

Однако развитие сети дорог общего пользования продолжает отставать от роста автомобильного парка. За годы экономических реформ уровень автомобилизации страны увеличился более чем в 2 раза, а в ряде регионов и городов – в три и более раз.

Объективные данные показывают, что Россия встала на путь автомобилизации населения и бизнеса с многочисленными сопутствующими факторами. В их числе:

- Развитие многочисленных сегментов реального сектора экономики (автомобильного, нефтеперерабатывающего, химической промышленности и т.д.).

- Развитие инфраструктуры автомобилизации и практически всего малого бизнеса.

- Изменение стандартов личностного поведения, в том числе и в части использования общественного транспорта.

- «Гуманизация транспортной системы», т.е. изменение пропорций суммарной грузовой и пассажирской работы в сторону общепринятых в мире стандартов. Именно в этой связи можно говорить о том, что автомобильные дороги уже сегодня стали средой обитания автомобилизированных граждан

Поэтому, делая заключения по нашему исследованию, мы пришли к выводу, что предприятию необходимо реализовывать стратегию концентрической диверсификации и вложить средства в дорожное строитель


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: