8.1. Организация книжных выставок
Организовать книжную выставку, составить план, подобрать и систематизировать литературу, подобрать тексты, иллюстрации и другие материалы. Систематическое пополнение выставки новыми материалами.
Назначение выставки | Количество изданий, предъявленных на выставке | |||||
1 | до 5 | до 10 | до 25 | до 50 | до 100 | |
Норма времени /одна выставка/ (час.) | ||||||
Тематическая постоянная выставка | - | - | - | 11,0 | 19,5 | 34,0 |
Мемориальная выставка | - | - | - | 6,75 | 12,0 | 19,0 |
Выставка персоналий | - | - | 0,9 | 2,1 | 4,0 | - |
Выставка новых поступлений | - | - | - | 0,75 | 1,35 | 2,3 |
Выставка на полках стеллажей | 0,1 | 0,47 | 0,83 | 1 | 1 | - |
8.2. Организация читательской конференции
Организация читательской конференции: выбор темы, составление плана, отбор и докомплектование изданий, индивидуальная работа с читателями, рекомендации книг по теме, отбор отзыва, оформление выставки, бюллетеня, сообщения по радио, в печати, подготовка помещения, проведение конференции, оформление протокола, альбома.
|
|
Количество конференций | Норма времени/одно мероприятие/(час.) |
1 | 97,5 |
8.3. Организация вечера книги
Организация вечера книги (литературно-художественный вечер, вечер научно-популярной книги, вечер вопросов и ответов, устный журнал): выбор темы, составление плана, приглашение лектора, ведущего специалиста по выбранной теме, индивидуальная работа с читателями, рекомендация книг по теме, сбор отзывов. Оформление выставки, бюллетеня; сообщение по радио, в печати; проведение вечера; оформление протокола, альбома.
Количество вечеров | Норма времени /одно мероприятие/ (час.) |
1 | 64,5 |
8.4. Организация и проведение «Дня специалиста»
Организация и проведение «Дня специалиста»: определение темы с заинтересованными организациями, составление плана мероприятий, библиографический отбор изданий, просмотр изданий, библиографическая группировка, подготовка выставки литературы, подготовка библиографического обзора, заказ лекций, кинофильмов, информация заинтересованных организаций и специалистов, составление объявления, сообщения по радио, в печати, составление и рассылка приглашений, оформление выставки, подготовка помещения, раскладка изданий на столах, организация отбора заявок на издания, запись новых читателей, составление списка на получение изданий, проведение библиографического обзора, лекций, показ кинофильма, демонтаж выставки, анализ проведенного мероприятия.
Кол-во изданий, представленных на «Дне специалиста» | Норма времени /одно мероприятие/ (час.) |
до 50 | 17,5 |
до 100 | 25,5 |
до 200 | 40,0 |
8.5. Организация и проведение «Дня информации»
|
|
Организация и проведение «Дня информации»: определение темы, составление плана проведения, доставка книг, просмотр и отбор литературы, библиографическая группировка, приглашение специалистов-консультантов, подготовка выставки литературы, составление и написание объявлений, информация заинтересованных организаций и специалистов, сообщения по радио, в печати, оформление выставки, расстановка литературы на выставке, написание краткой аннотации, составление списков на получение изданий, выдача литературы и консультации, демонтаж выставки, анализ проведенного мероприятия.
Кол-во изданий, представленных на «Дне информации» | Норма времени /одно мероприятие/(час.) |
до 50 | 15 |
до 100 | 20 |
до 200 | 30 |
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………………………..3
1. Определение расчетных норм книгообеспеченности учащегося, учителя………………………………………………………………………………………...3
1.1. Значение норм книгообеспеченности в определении
оптимальной величины фонда………………………………………………………………….3
1.2. Расчет книгообеспеченности 1 учащегося, 1 учителя………………………… ……..5
2. Расчетные нормы штатов школьной библиотеки……………………………………...10
Приложения
Приложение №1 Список справочных изданий, входящих в ядро
книжного фонда сельской школьной библиотеки………………………………………..13
Приложение №2 Таблица расчета нормативов книгообеспеченности
1 учащегося и 1 класса и класса-комплекта сельской
(в том числе малокомплектной) общеобразовательной школы………………………….15
Приложение №3 Таблица расчетов нормативов
книгообеспеченности 1 учителя педагогической литературой………………………….19
Приложение №4 Типовые нормы времени, примененные для подсчета
затрат времени на основные процессы в школьной библиотеке………………………...20
Приложение №5 Комплексные нормы времени на библиотечные процессы………......25
1 Это перечень конкретных изданий, необходимых школьнику для приобретения нужных знаний, общего развития, определенного уровня воспитанности.
2 Критерий полноты фонда – это возможность оперативного удовлетворения 75-80% читательского спроса (применительно к школьной библиотеке это больше относится к непрограммной литературе).
3 Библиотечные фонды: Учебник.-М.,1980.-С.85
4 Положение о фондах школьной библиотеки и их комплектовании: Проект/ГНПБ им. К.Д. Ушинского; Сост.Р.В. Сергеева.-М., 1980.-8с./Изъято.
5 В помощь комплектованию библиотечного фонда школьной библиотеки: Метод. рекомендации /ГНПБ им. К.Д. Ушинского; Сост. Р.В.Сергеева.- М., 1989.- 32 с.
6 Расчет экземплярности (Э) научно-популярной, специальной по отраслям знания и другой непрограммной литературы основывается на количестве читателей-абонентов (А), которым книга, брошюра (документ) нужны единовременно, общем количестве потенциальных пользователей, сроке пользования документом одним читателем (по норме) ТИ среднего срока службы (С), т.е. Э = (А*Т)/С
7 Типовые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках /Центр, бюро нормат. по труду Госкомтруда СССР.-М.: Экономика, 1991.- 48 с.
8 Эти нормы ориентированны в основном на библиотечных работников, специализирующихся в определенных отделах больших библиотек на одних и тех же процессах.
|
|
9 Работа с фондом учебников может осуществляться библиотекарем или другими сотрудниками школы за дополнительную плату: до 20% к окладу, хотя этот фонд зачастую или равняется библиотечному или превышает его, а также - за счет введения 0.25; 0.5; 0.75; должностной штатной единицы.
10 Доплата за работу с библиотечным фондом в школах с 1-6 классами-комплектами составляла в соответствии с Инструктивным письмом Министерства просвещения СССР от 1985г. №94 в месяц 10 руб. В настоящее время в связи с инфляцией сумма доплаты определяется в регионах самостоятельно согласно письму МО РФ от 03.02.92 №22 - шт. или местным решением вводится 0.5 шт.ед.
11 Закон Российской Федерации об образовании.- М.: МП «Новая школа», 1992.-С.29.
12 Нормативные материалы по труду для централизованных библиотечных систем / Гос.б-ка СССР им. В.И.Ленина; Сост. И.Б.Перцев, Н.А.Смирнова.- М.,1989.- 77с.
13 Указывается условно время, полученное составителями при подсчете затрат на операции, которые в Таблицах не предусмотрены
14 Организация фонда школьной библиотеки: Метод. рекомендации/ГНПБ К.Д. Ушинского; Сост. Р.В.Сергеева.- М., 1992.- 25 с.