Многие ученые, представители различных школ, занимающихся разработкой методов и форм управления производством, пытались сформулировать основные требования, которым должен удовлетворять идеальный менеджер. Но оказалось, что выявить такие конкретные требования практически невозможно, поскольку требования к менеджеру не могут быть одинаковыми при всех условиях, а зависят от особенностей среды, в которой менеджеру приходится работать. Менеджеру важно обладать способностью менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся условий. В этом и заключается, в частности, способность менеджера при любых условиях успешно управлять бизнесом.
Важным для менеджеров является понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.
Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину, без которой предприятие не может нормально работать. Такая дисциплина создается не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к плодотворной деятельности, правильным воспитанием, хорошим отношениям к людям, личным примером руководителя.
|
|
Организаторские способности менеджера определяются целым комплексом его личных и деловых качеств, особенностями характера, способностью к выполнению управленческой работы. К основным чертам характера, которые столь важны для менеджера, можно отнести самостоятельность и творческий характер мышления, инициативу, целеустремленность. Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, деловой предприимчивостью. Очень важны для руководителя такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.д. Эти типичные качества менеджера помогают ему завоевать авторитет. Чтобы квалифицированно управлять фирмой, менеджеру необходимо иметь соответствующие знания в области техники, экономики, организации производства и управления.
Менеджеру необходимо иметь способности в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений.
Управление трудовыми ресурсами.
Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом – вид деятельности по руководству людьми (отдельными работниками, группами, коллективом), направленный на достижение целей фирмы, предприятия путем использования труда, опыта таланта этих людей и с учетом их удовлетворенности трудом. Основное внимание менеджера по персоналу связано с организацией этого труда и с удовлетворенностью.
|
|
Управление персоналом включает:
· Определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия;
· Формирование численного и качественного состава кадров (набор, отбор и расстановка персонала);
· Кадровую политику (принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценку персонала и его деятельности);
· Систему общей и профессиональной подготовки кадров;
· Адаптацию работников на предприятии;
· Оплату и стимулирование труда (формы оплаты труда, пути повышения производительности труда и т.д.);
· Оценку деятельности и аттестацию кадров;
· Систему развития кадров (обучение, планирование трудовой карьеры и т.д.);
· Формирование кадрового резерва;
· Организационную культуру фирмы, а также межличностные отношения между работниками, администрацией и общественными организациями.
Этапы упр-ия персонлом:
1. планирование труд-ых ресурсов;
2. набор персонала;
3. отбор;
4. заключение договора, опр-ие з/п и льгот;
5. этап проф. ориентации и адаптации;
6. обучение;
7. оценка труд-ой д-ти;
8. упр-ие перемещением раб-ов;
9. подготовка рук-их кадров и упр-ие продвижением по службе.
Система управления персоналом является непременной составляющей управления и развития любой организации, она является объективной, т.к. возникает с возникновением самой организации и не зависимо от чьей-то воли.
Управленческие проблемы и их решение.
Проблема- существенная разница м/у действ-ым м желаемым состоянием объекта упр-ия.
Проблемная ситуация – ситуация, препяиствующая норм-му функц-ию и развитию орг-ии.
Проблема может быть стратегической и текущей, внезапной или плановой, объективной или субъективной и т.д.
Управ-ие проблемы можно классиф-ть по рядам признаков:
1. по степени важности: срочные и несрочные;
2. по возм-ти реш-ия: нерешаемые никак, нерешаемые при данных обстоятельствах, решаемые всегда;
3. по воз-тям структур-ии и формализ-ии: стандартные,имеюшие четкую стр-ру; хорошо структур-ые проблемы, кот. могут быть разделены на подпроьлемы и блоки вопросов, для кот. сущ-ют наборы реш-ий; слабоструктур-ые, кот. недостаточно четко очерчены; неструктур-ые, кот. не имеют аналогов.