Власть в системе менеджмента. Типология власти. Механизм реализации

Власть – возможность и способность оказывать воздействие на деятельность людей.

Власть и управление – 2 взаимодополняющих понятий: не может быть управления без власти и не может быть власти, не подчеркнутой реальным управлением. Власть реализуется в управлении и раскрывает свою силу, жизнеспособность и устойчивость. В управлении власть проявляется как совокупность полномочий, компетенций, лидерства и цели. 

Руководитель получает власть над своими подчиненными через их зависимость от него в з/п, удовлетворении социальных потребностей. Власть подчиненных над руководителем – зависимость руководителя от получения информации, неформальных контактов, желания выполнить работу. Руководитель должен пользоваться властью в разумных пределах, чтобы подчиненные не захотели воспользоваться своей.

5 основных форм власти. 1)Власть основанная на принуждении – подчиненный верит что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо потребности или произвести другие нежелательные действия. Ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворения потребности (защиты, уважения, работы, положения в обществе). Временный эффект. Длительное применение – скованность, отчуждение, текучесть кадров. 2)Власть основанная на вознаграждении – подчиненный верит что руководитель может удовлетворить его потребности. Самая эффективная в условиях нестабильности и снижения уровня жизни. Положительное подкрепление воздействия вознаграждением. 3)Законная власть. Подчиненный верит что руководитель имеет право приказывать так как находится на более высоком уровне управленческой иерархии. Основана на делегировании полномочий управлять. Подчиненный реагирует не на личность а на должность. 4)Эталонная власть. Характеристики или свойства руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Харизма – влияние основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников. Черты харизматической личности: внушительная внешность, независимый характер, умение говорить, умение держаться в коллективе. 5)Экспертная власть. Подчиненный убежден что специальные знания руководителя позволяют удовлетворить потребность. Основана на вере исполнителя на то что лидер обладает знаниями и способностью удовлетворить потребность.

3 подхода к определению эффективности лидерства. С позиции личных качеств – высокий уровень интеллекта и знаний, инициативность, честность, юридическое или экономическое образование, уверенность в себе. Поведенческий подход – эффективность управления определяется обобщенными видами поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения целей. Ситуационный – поведение руководителя зависит от конкретных ситуаций.

 

 

Эволюция школ управления.

Школа научного управления 1885 – 1920 Ф. Тейлор, Ф.и Л. Гилберт, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Грант, О. А. Ерманский

-Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы

v Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности

v Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи

v Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач

v Выделение планирование и обдумывания в отдельных процесс

v Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки

v Формирование функций менеджмента

Рациональное управление предприятием «снизу»

Администра-тивная (классичес-кая) школа 1920 - 1950

А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, А. Рейбли, А. Слоун, А.Гинсбург, И.Бутаков, В.Добрынин, А.Гостев

- Рациональное управление предприятием «сверху»

v Рассмотрение управления как универсального процесса, состаящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные

v Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д.

v Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности

v Разработка вопросов общего управления

v Формулирование систематизированной теории управления всей организацией с выделением управления в особый вид деятельности

v Выделение волевого момента в постановке и развертывании производства

Школа человечес-ких отношений

И поведенчес-ких наук 1930 - наст. время

А. Маслоу, П. Фоллет, Э. Мейо, М. Паркер, Р.Лайкерт, Д.Грегор,

Ф.Герцберг, С.Стрель-бицкий,

- Разработка и применение методов управления межличностными отношениями для повышения производительности труда и удовлетворенности трудом

v Разработка теории потребностей

v Использование наук о человеческом поведении в управлении и формировании организации с тем, чтобы работник мог быть использован в соотвествии с его потенциалом в полной мере

Использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений

Количест-венная (управлен-ческая) школа 1950-наст.время

В.Немчиков, П.Самуэль-сон, В.Гибсон, К.О’Делл, Л.Колпако-вич.

-Разработка новых методов внутрифирменного планирования (службы учета, маркетинга и т.д.)

v Разработка имитационного моделирования решений

v Разработка методов анализа в условиях неопределенности

v Математического обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений

Разработка теории и 3-х дефицитах (бюджетный, образовательный, торговый).

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: