Глава 3. Особенности обрядов

 

3.1. Символ веры

    В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

 

 

3.2. Имя Иисус

В ходе церковных реформ традиционное написание имени Христа Iсус было заменено на заимствование из греческого написания Iисус. Старообрядцы продолжают придерживаться традиционного написания.

 

-15-

 

3.3. Трисоставный восьмиконечный крест

 

Крест восьмиконечный есть крест совершеннейший в том смысле, что он полностью представляет собою Крест Голгофский, на котором был распят Христос.

Крест трисоставный, по учению Церкви, представ­ляет собой и образ Святой Троицы, как поется за богослу­жением: "Крест трисоставный честное древо Троицы бо но­сит трисоставный Образ". Три части Креста (древо прямое, поперечное и подножие) изображают три лица Святой Трои­цы.

В России восьмиконечный крест получил некоторое преимущество. Он сви­детельствовал о совершенстве и чистоте русского правосла­вия и благочестия, стал выражать собою не только победу Христа над смертью и над диаволом, не только красоту церковную и царям державу, но и торжество истинного православия. По выражению одного современного писателя, философски мыслящего, "право­славно-русский осьмиконечный крест есть центр вселенной, возводящий на райские высоты". Другой современный писатель,говоря о светильце Кресту,где сказано что "Крест — красота церковная", разъясняет: "Здесь имеется в виду не только внутренний смысл красоты креста, но и внешнее изящество этой красивейшей геометрической фи­гуры, украшающей храмы Божий изнутри и извне". Вось­миконечный Крест действительно имеет такую внешнюю красоту

Всюду, на всяком подобающем месте возвышались и сияли своим благолепием восьмиконечные кресты Христовы: на святых храмах Божиих, на колокольнях,

 

над входными воротами в ограду церковную, даже над воротами или калитками каждого дома христианского, а внутри церквей — на престолах Господних, на антиминсах, на просвирах, на всенощном хлебе, на артусе, на панагиарном хлебе; возвышался он над хоругвями, сам будучи хоругвию христианства, над дверями церковными и во всех других местах храма Божия, где полагался Крест; на груди всякого русского человека висел восьмиконечный крестик, на всех могилах умерших православных людей ставился обязательно восьмиконечный крест; на перекрестках проселочных дорог необъятной страны тоже возвышались восьмиконечные кресты и свидетельствовали о благочестии и усердии русского народа. Словом, вся святая Русь украшена была восьмиконечными крестами.

 

 

-16-

3.4. Двуперстие

Вся русская церковь творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали православные христиане во имя Святой

Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе - божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя греческая церковь. Двуперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Но в ходе реформы Никона двуперстие заменилось Троеперстием. Старообрядцы же настаивают на благочестии, древности и истинности двуперстия.

 

 

3.5. Поклоны

Что в первую очередь замечает нецерковный человек, случайно вошедший в старообрядческий храм? Вероятно, общую чинность поведения молящихся, единообразие совершаемых действий, в первую очередь, поклонов. Старообрядцы же церковную молитву совершают, являя внутреннее и внешнее единство, соборно, то есть сообща. 

Как же совершаются поклоны?

   Прежде всего, поклоны должны совершаться в положенное время, единообразно и одновременно. Так говорит об этом Устав церковный: Поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся и вставаем равно вси единокупно. Поклоны иже творит невкупе, но койждо себе пометая на землю... сие есть велие самочиние и безчиние_ (Око церковное, лл. 3 об. _ 4).

Одновременное совершение поклонов требует и одновременности совершения крестного знамения:

Книга Сын церковный учит так: Егда же прилучит ти ся класти земныя поклоны, то не бей главою своею в мост ни в землю, ли в дому такоже точию. Колени преклоняй, и главу свою ниско допущай, а к земли ея не претыкай. Hо руки своя обе от сердца своего поведи вместе, и клади их на землю вежливо, а локтей своих не оттопыривай. А егда вставаеши, ли наклоняешися, ногами своими не волочи и не стукай. Такожде и колени обе вместе наклоняй, и всклоняй (Сын церковный, гл. 59).

А вот о поясных поклонах: Егда же начнеши знаменатися правою рукою, юже не подымай высоко, но от праваго плеча прямо уст на левое плече отнеси, левою же руку держа с вервицею (лестовкою) набок, выше пояса... Кланяяся разложи паки персты и мало руку отмахни книзу, и на другой поклон паки

 

-17-

 

сложи. И тако слагая и распростирая на всякой молитве и поклоне и кланяйсяобычно до пояса... (там же). А священномученик Аввакум пишет, что при поясном поклоне надо главу с пупом уравнять. Из сказанного становится понятным, что поясной поклон не шейное кивание, но и опускать голову до колен тоже не следует.

Особенно соблюдается старообрядцами Метание (греч metanoia - раскаяние, перемена образа мыслей). Это малый земной поклон. Для исполнения его становятся на колени, кланяются, но не челом до земли, а только руками касаясь положенного впереди подручника, а за неимением его полы своего платья, по полу постланной.

Большинство земных поклонов в церковной службе это малые земные поклоны, метания. Великие земные поклоны совершаются на Изрядно, после Достойно и задостойников, после семипоклонного начала (восьмой поклон без крестного знамения) и в ряде других случаев, например, перед чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина после Честнейшую великий поклон, три поклона с молитвой. Ефрема также великие, затем 12 метаний, после них чтение молитвы преп. Ефрема и снова великий земной поклон.

 

 

3.6. Иконопись

 

Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев.

В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.

В «правящей» Русской православной церкви постепенно начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качест

 

-18-

ве образца называл Стоглав. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон. Старообрядцы

были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков, при т. н. «открытии иконы».

В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона.

Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов.

 

 

3.7. Богослужебное пение

 

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое староверами знаменное (крюковое) пение получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера исполнения, поэтому в певческих книгах встречаются словесные указания: тихо, велегласно (в полный голос), и косно или ровно (умеренный темп пения). В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признает классическую постановку голоса, молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует достигать однородности звучания, петь как бы в один голос. Состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов в настоящее время практически во всех старообрядческих моленных основу хоров составляют женщины. Странная деталь, по давней традиции на клиросе могут петь только незамужние девушки и женщины после менопаузы.

 

 

-19-

Глава 4. Старообрядчество в современном мире

 

Лишь в начале ХХ века старообрядчество было признано одним из значительнейших явлений новой русской истории. Трагедию раскола заново переосмыслило и русское зарубежье — от эмигрантов первой волны до Александра

Солженицына, который, находясь в эмиграции в США, встречался со старообрядцами в штате Орегон, и который не раз в своих работах осуждал гонения на хранителей старой веры.

В настоящее время старообядческие общины, помимо России, можно встретить в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдове, Польше, на Украине, в Румынии, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Одна из крупнейших ветвей современного русского старообрядчества — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан, имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн. чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.

Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви находится в г. Новозыбкове Брянской области.

 

4.1. Старообрядчество в Тюменской области

 

В конце XVII - начале XVIII веков Приисетье стало одним из четырех центров раскольничества на Урале и в Сибири (известны также исторически сложившиеся центры старообрядчества в окрестностях Нижнего Тагила, Екатеринбурга и в Алтайском крае). Опираясь на немногочисленные летописные источники, а также устные предания, большинство исследователей склоняются к тому, что предками Исетских старообрядцев являлись переселенцы с Русского Севера, в частности с Соловецких и Архангельских земель. В 1751 году Тобольской конси

 

-20-

сторией были предприняты попытки насильственного обращения старообрядцев Приисетья в лоно Православной церкви. Однако, в большинстве случаев подоб

ные "увещевания" оказывались безуспешными и заканчивались либо открытым неповиновением либо актами самосожжения. Духовным наставником старообрядцев Приисетья являлся Мирон Иванович Галанин (1726-1806), которого мест

ные жители называли Святым Миронушкой. Некоторые исследователи считают Галанина основоположником крестьянской литературы. Язык оставленных им писем, текстов духовного и исторического содержания отличается от литературного языка бытовавшего в России конца XVIII века. Он более приближен к разговорной речи, и выражает суть самых высоких проявлений народной духовной жизни. Жизнь Мирона Галанина была близка к мученической. Он часто подвергался преследованиям и пыткам со стороны официальных властей и духовенства из-за своего высочайшего духовного авторитета среди старообрядческого населения. Более девяти лет Галанин провел в тюрьмах Тобольска и Екатеринбурга, подвергаясь жестоким лишениям и пыткам. Вместе с осужденными смертниками он выполнял непосильные работы на горнозаводском мраморном карьере. Могила Галанина в деревни Кирсаново является святым местом для старообрядцев так же как и колодец Святого Тарасия, который находится вблизи деревни Дружинино Шатровского района Курганской области.

В настоящее время в труднодоступных окрестностях Приисетья сохранились отдельные старообрядческие поселения, в которых строго соблюдаются сложившиеся на протяжение столетий законы веры и жизненного уклада. Как правило, старожилы неохотно идут на контакт с приезжими исследователями, старательно оберегая свои тайны от чуждого и враждебного им внешнего мира. Участник одной из экспедиций в старообрядческую деревню рассказывал, как местные жители впустили его в свой дом, однако, стакан из которого он пил поставили отдельно от остальной посуды, тем самым демонстрируя свое отношение к "мирским" людям, как к носителям некой "нечисти". В 1979 году основатель Исетского краеведческого музея А.Л. Емельянов обнаружил староверческую часовню, построенную на могиле Мирона Галанина в деревне Кирсаново. В районной газете об этом открытии была опубликована заметка, привлекшая внимание группы исследователей-краеведов из Тюмени. Однако, когда организованная экспедиция достигла своей цели, было обнаружено, что часовня опустела, из нее исчезли все иконы. Существует два предполагаемых объяснения этому происшествию - либо после появления газетной публикации часовня была разграблена некими зло

 

-21-

умышленниками, либо иконы были перемещены староверами в более надежное потайное место. До 60-х годов ХХ века во многих старообрядческих деревнях Приисетья сохранялась своя уникальная календарная и семейная обрядность, которая подробно описана рядом исследователей Тюмени и Урала. До недавних времен можно было встретить старообрядческие селения, в которых местные жители продолжали строго придерживаться образцов старинной одежды. Вот как описывает эти тра-

диции сотрудник Тюменского областного краеведческого музея Г.А. Королева: "Незыблемым было требование носить одежду старинных образцов. С.Т.Чащилова, жительница с.Кирсанова, вспоминает о том, что в соседних дерев

нях и селах девушки надевали модные в 20-30-е годы парочки - юбку и кофту из одного куска ткани. Модницы наряжались в юбки и кофты разной расцветки, а среди староверов всякие попытки заменить лямочники с сарафанами на модную одежду пресекались. Порой тайком сшитую юбку и кофту девушка не успевала даже надеть. Мать отбирала и запирала наряд в чулан, либо рубила ненавистные ей вещи, заставляя девушку носить лямочник".

Сохранившиеся очаги старообрядства в Приисетье демонстрируют уникальные примеры жизненного уклада, подчиненного продолжающей жить на протяжении веков самобытной духовной культуре.

 


-22-

Заключение

 

Во-первых, несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.

Во-вторых, старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

В третьих, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

 


-23-

Список литературы

 

1. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

 

2. Епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). Православный Катехизис. 2-е изд.

 

3. Кириллов И. А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1996.

 

4. Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996.

 

5. Настасе Д. Заметки об имперской идее на Руси до 1453 г.//Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центов идеологии и культуры до XVII в. VI Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 28–30 мая 1986 г. М., 1997.

 

6. Энциклопедия «Аванта +» Религии мира, часть 2, издательство

 

7. Сайты Интернета:

http://www.wikipedia.org.ru/

http://staroobryadets.tamb.ru/

http://www.ikz.ru/

http://etno.clow.ru/information/

http://www.kvest.com

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: