Тема: «Процедуры для работы со строковыми переменными»

Цель: • совершенствование ЗУН учащихся;

     • развитие мышления, внимания;

     • воспитание бережного обращения с компьютерной техникой.

 

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Самостоятельная работа за компьютером.

4. Итог, домашнее задание.

 

Ход урока.

I. Провести инструктаж по ТБ.

 

II. Для проверки домашнего задания вызвать одного ученика к доске.

(выполнить преобразование слов оратор – оракул – караул - каркас)

 

  Физкультминутка.

III. Задания для самостоятельной работы.

 

1. Выполнить преобразования слов:

А) груша – гроза – проза – проба – сдоба – свара

Б) бисер – бомба – балка – палка – палец

В) метка – сетка – седло – сопло – совет – кювет

Г) нитка – нерка – корка – кирка – книга – пурга

 

2. В заданной строке А заменить выделенную подстроку на подстроку В. Для поиска позиции, с которой надо произвести замену, воспользоваться функцией поиска подстроки.

 

А В
1 Продлить каникулы до 1 марта. февраля
2 Принтер – устройство ввода. вывода
3 В одном байте содержится 10 бит. 8
4 Диаметр гибкого диска равен 3,5 сантиметрам. дюймам

 

 

IV. Домашнее задание: повторить функции и процедуры.

 

 

Урок 7

Вид урока: лекция.

Тема: «Преобразование строк».

Цель: • научить преобразовывать строки;

      • развивать алгоритмическое мышление;

      • прививать интерес к предмету.

 

План.

1. Орг.момент.

2. Письменный опрос.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.

 

Ход урока.

 

I. Раздать тетради для проверочных работ.

 

II. Задания проверочной работы.

1 вариант                                          2 вариант

1. Функция length.                          1. Функция pos.

2. Процедура insert.                        2. Процедура delete.

3. В строке А заменить выделенную подстроку на строку В.

 

  А В
1 Процессор служит для хранения данных. обработки
2 Клавиатура – устройство вывода. ввода

 

III. При решении целого ряда задач возникает необходимость преобразовать строку, представляющую собой последовательность цифр в число и наоборот.

Для этих целей служат следующие процедуры:

1. str (x, a) – процедура, преобразующая число х в строку символов а.

Например, х:=453

              str (x, a) {a=’453’}

 

2. val (a, x, k) – процедура, преобразующая строку а, состоящую из цифр, в соответствующее число х.

К – переменная типа integer, которой присваивается 0, если преобразование прошло успешно. В противном случае k будет содержать номер позиции в строке а, где обнаружен ошибочный символ.

 

Физкультминутка.    

IV. 1. Составить программу нахождения суммы цифр числа.

(целесообразно вспомнить, как решить задачу с использованием mod и div)

 

program summa;

         var n, a: string;

                i, k, s: integer;

begin

    s:=0;

    write (‘введите число’);

    readln (n);

    for i:=1 to length (n) do

    begin

        a:= copy (n, i, 1);

        val (a, x, k);

        s:= s + x:

    end;

    write (‘s=’, s)

end.

 

2. Написать программу определения количества четных цифр в числе.

 

program kolvo;

         var n, a: string;

                i, k, k1: integer;

begin

    k1:=0;

    write (‘введите число’);

    readln (n);

    for i:=1 to length (n) do

    begin

        a:= copy (n, i, 1);

        val (a, x, k);

        if x mod 2 = 0 then k1:= k1 + 1:

    end;

    write (‘четных цифр’, k1)

end.

 

V. Домашнее задание: написать программу, заменяющую все буквы А на О.

 

 

Урок 8.

Вид урока: практическая работа.

Тема: «Преобразование строк».

Цель: • совершенствование ЗУН учащихся;

     • развитие алгоритмического мышления;

     • воспитание бережного обращения с компьютерной техникой.

 

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Самостоятельная работа за компьютером.

4. Итог, домашнее задание.

 

Ход урока.

 

I. Провести инструктаж по ТБ.

 

II. Вызвать одного ученика к доске. Задание: заменить все буквы А на О. 

program zamena;

         var n, a, b: string;

                i: integer;

begin

    write (‘введите текст’);

    readln (n);

    b:=’O’;

    for i:=1 to length(n) do

    begin

        a:= copy (n, i, 1);

        if (a=’a’) or (a=’A’) then begin delete (n, i, 1); insert (b, n, i); end;

        end;

    write (n)

end.

 

Физкультминутка.

III. Задания длясамостоятельной работы.  

 

1) В данном тексте определить каких букв больше О или А.

2) Определить, есть ли заданная буква в тексте.

3) Посчитать количество букв Р и Н в тексте.

4) Дано слово. Верно ли, что оно начинается и заканчивается на одну и ту же букву.

5) Дано предложение. Напечатать все его буквы «и».

6) Дано предложение. Определить долю (в %) букв «а» в нем.

 

IV. Домашнее задание: Дано предложение. Составить программу, которая выводит столбиком его третий, шестой, девятый и т.д. символы.

   

 

Урок 9

Вид урока: урок решения типовых задач.

Тема: «Решение задач».

Цель: • закрепить навыки работы с процедурами и функциями;

      • развивать алгоритмическое мышление;

      • воспитывать уважение к сопернику, находчивость, умение работать в коллективе.

 

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Решение задач.

4. Домашнее задание.

 

Ход урока.

 

II. Для проверки домашнегозадания вызвать одного ученика к доске.

program primer;

        var a, b:string;

               i: integer;

begin

   write (‘введите предложение’);

   readln (a);

   for i:=1 to length(a) do

   if i mod 3 =0 then begin b:=copy (a, i, 1); writeln (b) end;

end.

        

 III. Разделить класс на тригруппы. Каждой группе дать задание. Ребята составляют программу, а затем один представитель от команды объясняет решение задачи у доски.

Задания для групп:

1. Выбрать из текста все буквы и сформировать другую строку из этих букв, сохранив их последовательность.

 

program primer;

        var a, m: string;

               i: integer;

begin

   write (‘введите текст’);

   readln (a);

   m:=’’;

   for i:=1 to length(a) do

   if ((copy (a, i. 1) >=’a’) and (copy (a, I, 1) <=’я’)) or ((copy (a, i. 1) >=’А’) and

(copy (a, I, 1) <=’Я’)) then m:=m + copy (a, I, 1);

   write (m);

end.

 

       

 

  2. Найти сумму первой и последней цифр числа и разделить ее на 2.

 

program primer;

        var a1,b, c: string;

               i, k: integer; a, b1, c1: longint; s, s1: real;

begin

   write (‘введите число’);

   readln (a);

   str (a, a1);

   b:=copy(a1, 1, 1);

   c:=copy(a1, length(a1), 1);

   val (b, b1, k);

   val (c, c1, k);

   s:=b1+c1;

   s1:=s/2;

   write (‘s=’, s, ‘s1=’ s1);

end.

 

 

     3. Дано число. Заменить все цифры 2 на 5 и разделить новое число на 5.

 

program primer;

        var a1,b, c: string;

               i, k: integer; a, x: longint; s:real;

begin

   write (‘введите число’);

   readln (a);

   str (a, a1);

   for i:=1 to length (a1) do

   begin

       b:=copy(a1, i, 1);

       if b=’2’ then begin delete (a1, i, 1); insert (‘5’, a1, i) end;

   end;

   val (a1, x, k);

    s:=x/5;

   write (‘a1=’, a1, ‘ s=’ s);

end.

 

  IV. Домашнее задание:Написать программу для определения количества четных цифр в числе.

 

 

Урок 10

Вид урока: практическая работа.

Тема: «Подготовка к контрольной работе».

Цель: • совершенствование навыков составления программ;

      • развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания;

      • воспитание у учащихся самостоятельности.

 

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Самостоятельная работа за компьютерами.

4. Итог, домашнее задание.

 

Ход урока.

II. Проверка домашнего задания.

Написать программу для определения количества четных цифр в числе.

 

program primer;

        var a1,b: string;

               i, k, s, b1: integer; a: longint;  

begin

   write (‘введите число’);

   readln (a);

   str (a, a1);

   s:=0;

   for i:=1 to length (a1) do

   begin

       b:=copy(a1, i, 1);

       val (b, b1, k);

       if b1 mod 2 = 0 then s:=s+1

   end;

     write (‘количество четных цифр =’, s);

end.

 

III. Задания для самостоятельной работы.

 

1. Найти сумму нечетных цифр числа Х.

2. Определить каких цифр больше в записи числа Х: четных или нечетных.

3. Найти произведение цифр заданного числа.

4. Даны два слова. Верно ли, что первое слово начинается на ту же букву, которой оканчивается второе слово?

5. В заданном числе заменить все цифры 0 на цифры 9, а все 1 – на 8; к полученному числу прибавить 999.

 

IV.  Домашнее задание: просмотреть все решенные задачи.

 

 

Урок 11

Вид урока: контрольная работа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: