Мы, благородный и справедливый Король "Острова Сокровищ", и присоединившихся островов и городов повелеваем нашим подданным обосновавшимся в Новом Городе:
1. Создать на новой территории семьи. Выплатить каждой молодой семье единовременное денежное пособие.
2. Ввести как обязательное обращение "сударь" или "сударыня" для личных бесед, и обращение "гражданин" с добавлением должности для деловых разговоров. Сурово наказывать за нарушение формы обращения.
3. Поставить перед каждым горожанином цель - выбрать и поддерживать в городе законную власть. Дать городу название и утвердить систему справедливых законов.
4. Основой власти в городе (после выборов) считать городского Голову. Головой может стать любой горожанин собравший на подписном листе подписи не менее 20% всех граждан и утвержденный всеобщим тайным голосованием.
5. Для разработки и принятия системы законов в городе надлежит создать Думу в составе Головы и четного числа горожан.
6. Целью каждой семьи, кроме создания справедливой городской инфраструктуры, считаем покупку КОМОДА. Только семья, купившая и сохранившая до конца КОМОД будет считаться счастливой.
7. Представителем и временным администратором города повелеваем назначить гражданина верховного судью. Поручаем ему сформировать городскую полицию и санитарную инспекцию.
Ход игры: В течение всей игры все государственные аппараты: судейство, полиция, санинспекция и другие, вызывают недовольство жителей города налогами, штрафами, мотовством власть имущих, сподвигая их на политическое переустройство своей жизни.
Здесь стоит обратить внимание, что КОМОД не экономическая, а социальная игра, а деньги носят только вспомогательный характер.
Приложение 2.
Конфликты и компромиссы
Цель. Формирование представлений о конфликтах, умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, способности идти на компромисс.
Задачи. Показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей; сформировать способность предвидеть приближение конфликта; выработать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций путем принятия коллективного решения.
Методическое оснащение. Игра «Необитаемый остров»*. Подобно «Воздушному шару» – высадка на необитаемый остров, выбор лидера и организация быта. При этом делается анализ – в группе сразу видно лидера и аутсайдера.
Ход занятия
Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о конфликтных ситуациях. Учащимся предлагается привести примеры наиболее типичных конфликтов между подростками (2—3 высказывания). После вопроса: «Можно ли прожить вообще без конфликтов?» — обращается внимание на неизбежность конфликтов и возможность принятия конструктивного решения.
Основная часть. Формирование представлений о признаках возникновения конфликтных ситуаций, о компромиссах. Обсуждаются ситуации, когда разногласия переходят в конфликт, предлагается вспомнить, как себя ведут при конфликтах подростки. При обобщении ответов обращается внимание, что в конфликтах участвуют только две стороны (остальные — зрители, союзники одной из сторон, третейские судьи). Подчеркивается, что разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость; конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.
Далее обсуждается, что такое компромисс и в чем его преимущества: уметь выслушать и постараться понять другую сторону; согласиться (предложить самому) пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности). Учитель напоминает наиболее типичную конфликтную ситуацию, приведенную учащимися в начале занятия, предлагает обсудить ее и найти способы компромиссного решения (1—2 предложения). Делается вывод о том, что совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности гарантия преодоления конфликта.
Учащимся предлагается игра «Необитаемый остров». Напоминаются правила принятия коллективного решения (см. занятие «Принимаем решение»). По завершении игры обсуждается, что было самым трудным. При этом подчеркивается: трудно найти устраивающее всех решение, но это — единственный путь избежать конфликта.
Заключительная часть. Отработка личной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Обсуждается, как свести к минимуму конфликтную ситуацию; какие конфликты являются наиболее неприятными и как из них выйти при помощи компромисса.
Осмысление полученного опыта. «Аукцион идей»: «Чтобы избежать конфликта или найти его положительное решение, необходимо...»
Ведущему на заметку. В основной части ведущий может сопровождать рассказ демонстрацией схем, рисунков, пиктограмм, иллюстрирующих конфликтные ситуации.
1. [1] Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., “Просвещение”, 1984 г.
[2] Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. 1989 г. №4 С. 167
[3] С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. Психогимнастика в тренинге. СПб. 1993
[4] Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М., 1985, С. 309-310