Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Цитирование

 

Знаки при прямой речи почти всегда ставятся правильно, за исключением случаев, когда слова автора вторгаются внутрь прямой речи.

«Нам придется здесь ночевать, - сказал Максим Максимыч, - в такую метель через горы не переедешь»

Прямая речь здесь представляет собой одно предложение, поэтому авторские слова отделяются от нее с помощью тире и запятых.

«Я ни с кем и ни с чем не связан, - напомнил он себе. - Действительность мне враждебна».

Здесь прямая речь состоит уже из двух предложений, поэтому вместо запятой после слов автора стоит точка, обозначающая границу первого предложения.

Чаще всего употребление прямой речи в сочинении бывает связано с необходимостью цитирования.

Каким образом можно использовать в сочинении цитату? Возьмем пример:

Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития (В.Г. Белинский).

- Проще всего употребить прямую речь:

В.Г. Белинский писал: «Прежде всего в «Онегине» мы видим...».

- Но можно передать высказывание в форме придаточного предложения:

В.Г. Белинский считал, что «прежде всего в «Онегине» мы видим...». Обратите внимание: а этом случае начало цитаты пишется уже не с заглавной, а со строчной буквы.

- Следующий способ - использование вводных слов:

По мнению В.Г. Белинского, «прежде всего в «Онегине» мы видим...».

- Можно не приводить цитату целиком, что-либо из нее выпустить, разумеется, не искажая ее смысла: В.Г. Белинский писал: «Прежде всего в «Онегине» мы видим... картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития».     

В.Г. Белинский видел в романе «Евгений Онегин» «поэтически воспроизведенную картину русского общества».

Употребление кавычек будет правильным только тогда, когда цитата приводится дословно. Если вы сомневаетесь в точности того, что помните, лучше не употреблять кавычек, а передать высказывание в форме косвенной речи, то есть с изменением формы слов:

- В.Г. Белинский писал, что в «Онегине» он видит поэтически отраженную картину общества в одном из интереснейших моментов его развития.

Такие приемы помогут вам избежать однообразия в цитировании. Однако, используя чужое высказывание в какой бы то ни было форме, необходимо ссылаться на автора, не присваивать чужих слов, тем более широко известных.

При передаче чужого высказывания нужно следить за правильностью употребления глаголов и местоимений. В этом случае распространены ошибки, подобные той, какую сделал один из героев «Ревизора»:

«Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за прежнее»:

«Не дам вам есть» - слова трактирщика. При замене прямой речи на косвенную глаголы и местоимения должны употребляться от лица того, кто заменяет. Для Осипа он сам и его барин не «вы», а «мы», поэтому он должен был бы сказать: «..., что не даст нам есть, пока не заплатим за прежнее».

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИКТАНТА

Данный раздел состоит из двух частей. В первой части даны тексты для самостоятельной работы: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Во второй – даны «ключи» для самопроверки.

 

I) Тексты для самостоятельной работы.

1. Найдите и исправьте ошибки в написании слов.

а) Производные наречия и предлоги.

Жан-Батист Поклен, прославившийся в последствии как драматург Мольер, должен был стать королевским обойщиком, также как его отец. Но он увлекся театром и мечтал учиться, по этому отец отдал его в Клермонтскую коллегию. Закончив учебу (по видимому, это было в 1641 году), Жан-Бастист получил диплом адвоката. Но он явно не стремился проникнуть в глубь своей профессии и по прежнему проводил время в театрах. Королевские обойщики должны были нести службу при дворе. Весной 1642 года Поклен-старший отправил ко двору сына, надеясь мало помалу приучить его к службе. В то же время во дворце сложился заговор против кардинала Ришелье, во главе которого стоял маркиз Сен-Марс. Ришелье имел это ввиду, и, не смотря на то, что маркизу покровительствовал сам король, его обвинили в государственной измене. В ночь на 13 июня маркиза предупредили запиской, что его жизнь в опасности. Утверждают, что это сделал молодой Поклен, хотя ему удалось лишь чуть чуть отсрочить гибель заговорщика.

 

б) «Н» и «НН», слитное и раздельное написание «НЕ».

 

Старк шел, наклонив голову в..низ. Владельцы не..многих машин, встрече…ых им по дороге, не..могли видеть лица мужчины в бейсбольной кепке с опуще…ым козырьком и больших темных очках. Если бы эта прогулка совершалась в..близи от оживле…ых пригородов, Старку было бы труднее остаться не..замече…ым. Но здесь дома были разделе…ы иногда целыми полями стриже…ой травы, рядами тесно посаже…ых деревьев или не..высокими каме…ыми стенками. Он прошел возле дома Кларка, где царила атмосфера долговреме…ой пустоты. Газон был покрыт похожей на сено суше..ой травой. Правда, н…где н…было видно газет, оставле…ых почтальоном, но Старк надеялся, что хозяин, чьи финансовые возможности это определе…о позволяли, уехал отдыхать куда..нибудь подальше. Он вошел в аллею, которой были ограниче…ы владения, и перебрался через дорожку, окаймле…ую деревя…ыми колышками. В..первые он смог в..упор посмотреть на дом своего упрямого брата.

 

в) Вводные слова и предложения.

 

Алиса сидела со своей сестрой на берегу реки и скучала потому что делать ей было совершенно н..чего а сидеть без дела сами знаете дело н..легкое. Раз-другой она правда сунула нос в книжку сестры однако там н..оказалось н..картинок н..стишков. С горя она начала подумывать хотя сейчас это то..же было дело н..из..легких что конечно н..плохо бы сплести венок как вдруг рядом появился белый кролик. Тут разумеется еще н..было н..чего н..обыкновенного. Алиса даже н..так..уж удивилась что кролик заговорил а сказал он Ай я опаздываю ей казалось что все идет как надо. Кстати потом она решила что н..множко удивиться все-таки стоило.

Примерные тексты для диктантов

Преодоление.

Когда (то) в детстве на первом ровном прозрачном и (не) твердом льду зат…нувш…м волжский залив Алексей учился катат…ся на коньках. Матери коньки были (не) (по) карману и кузнец у которого она ст…рала белье сделал по ее про…ьбе маленькие деревя(н) (нн) ые колодочки с мета…ическим полозком из толстой проволоки и дырками по бокам.

 С помощью веревок и палочек Алексей пр…креплял эти колодки к стареньким подшитым валенкам. В них (то) и вышел он на тонкий мелодично потрескивающий лед по которому вдоль и поперек с криком и гаком скользила детвора (С,с)аратовских окраин. Мальчишки на коньках прыгали и танц…вали. Как только Алексей спустился на залив лед сейчас (же) выскользнул (из) под него и он пр…больно упал навзнич… Он стал пр…сматриват…ся как катают…ся другие. Нельзя накл…нят…ся чере…чур вперед так (же) как нельзя и откидыват…ся назад. Стараясь держат…ся прямо он (не) раз падал (на) бок. Вернулся с катка он весь в снегу с по…кашивающимися ногами шишками и синяками по всему телу. Как (н..) тужился он с утра и до темной ночи пропадая на льду положение оставалось все то (же).

Но вот однажды в морозный м…тельный день он (н..) ожиданно для себя сделал какое (то) удачное движение и покатился сильно увереннее с каждым кругом. То что (не) заметно копил он в себе все эти маленькие пр…вычки пр…обретенные им как (то) вдруг сложились в единый навык и он уверенно заработал ногами чу…ствуя как все его мальчишеское озорное упрямое существо л…кует и радуется.

То (же) случилось с ним и теперь. Он упорно летал стремясь вновь слит…ся с самолетом. Он часто осознавал что движения машины (не) верны и ощущал гореч… пога…шей надежды. Но вот однажды ощутил вдруг Мересьев что машина ему послушна и что он чу…ствует ее всем своим существом. Это ощущение мелькнуло как молния.

                                                                                                   (Б. Полевой)

О вдохновении.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Душевный под…ем (не) выражается в театральной позе и пр…поднятост... Так (же) как и пр…словутые «муки творчества».

Чайковский утверждал что вдохновение – это состояние когда человек работает (во) всю свою силу как вол а (во) все н… кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек хотя (бы) и несколько раз за свою жизнь но п…режил состояние вдохновения – душевного под…ема свежести живого воспр…ятия действительности полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да вдохновение – это строгое рабочее состояние но у него есть своя поэтическая окраска свой я (бы) сказал поэтический по…текст.

Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро только что …бросившее туманы тихой ночи забрызга…ое росой с зар…слями влажной листвы. Оно осторожно дыш…т нам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение – как первая любовь когда сер…це громко стучит в предчу…ствии удивительных встреч (не) вообразимо пр…красных глаз улыбок и (не) домолвок.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно как некий волшебный инструмент и отзывается на все даже самые скрытые самые (не) заметные звуки жизни.

О вдохновени… написано много пр…восходных строк у писателей и поэтов. Тургенев называл вдохновение «пр…ближением бога» оз…рением человека мыслью и чу…ством.

Толстой сказал о вдохновени… пожалуй проще всех. Вдохновение состоит в том что вдруг открывается то что можно сделать. Чем ярче вдохновение тем больше должно быть кр…п…тливой работы для его исполнения… Но как (бы) мы (н..) определяли вдохновение мы знаем что оно пл…д…творно и (н..) должно и…чезнуть бе…следно (н..) одарив собой людей.

(К. Паустовский)

Осень Левитана.

Чем ближе к зрелост.. тем чаще мысль Левитана останавливалась на осен…

Правда Левитан написал несколько пр…восходных весенних вещей но почти всегда это была весна похожая на осень.

Самые мягкие и трогательные стихи книги картины написаны ру…скими поэтами писателями и художниками об осен...

Левитан так (же) как Пушкин Тютчев и многие другие ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов с полей со всей природы густые цвета смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета см…нялись робким золотом пурпуром и серебром. Изменялся (н..) только цвет земли но и самый воздух. Он делался чище холоднее и дали были гораздо глубже чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка см…няется в зрелом возр…сте строгостью и благородством.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осе…ие дни нанесе…ые им на полотно. Левитан оставил около ста «осе…их» картин (н..) считая этюдов.

На них были изображе…ы знакомые с детства вещи стога сена почернелые от сырости маленькие реки кружащие в медле…ых водов…ротах палую листву; одинокие золотые березы еще (н..) обитые снегом; небо похожее на тонкий лед; к…сматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах что (бы) они (н..) изображали лучше всего переда…а печаль прощальных дней сыпл…щихся листьев ув…дающих трав тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца едва заметно прогр…вающего землю.

(К. Паустовский)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: