Перцептивная сторона общения (общение как восприятие)

Термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введен американским психологом Джеромом Брунером. Назвав восприятие социальным, он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Дж. Брунер экспериментально доказал, что восприятие как предметов, так и людей зависит от индивидуально-личностных и социокультурных факторов происхождения человека.

Социальное восприятие представляет собой целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Психологические механизмы будут разными при восприятии незнакомых людей и людей, с которыми уже общались: в первом случае, - механизмы межгруппового общения, во втором — межличностного общения.

Основа восприятия незнакомых людей - социальная стереотипизация, те. восприятие явлений или людей как представителей той или иной социальной группы. Почти каждый взрослый, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить его социально-психологические характеристики: черты характера; возраст; социальный статус; профессию.

Создаваемый образ партнера - регулятор последующего поведения. Правильность и эффективность общения зависят от того, с кем мы общаемся. Люди, вступающие в общение, не равны по социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу.

При восприятии незнакомых людей могут быть допущены ошибки, обусловленные рядом факторов.

Фактор превосходства - действует при неравенстве партнеров. Превосходство может проявляться во внешнем виде (одежда, драгоценности, оформление кабинета и т.п.) и манере поведения. Под воздействием фактора превосходства возможна недооценка или переоценка партнера.

Фактор привлекательности - склонность переоценивать внешне привлекательного человека и недооценивать непривлекательного. Привлекательность - не только индивидуальное впечатление, но и социальный атрибут, так как знаки привлекательности меняются в различных социальных эпохах, социальных и национальных группах. Экспериментально доказано, что красивые люди воспринимаются более умными, добрыми, общительными, чем некрасивые.

Фактор отношения к нам - люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются лучше, чем люди, относящиеся к нам плохо. Отношение к нам проявляется в согласии или несогласии с нашей позицией. Мы склонны тем выше оценивать человека, чем ближе его мнение к нашему собственному.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «общение» и обозначьте его виды.

2.  Назовите основные функции общения.

3. Сравните понятия «общение» и «коммуникация».

4. Раскройте сущность вербального и невербального общения.

5. Каковы особенности делового общения?

6. В чем состоит цель общения?

7. Что такое средства общения? Каковы их виды?

8. Перечислите функции общения.

9. Назовите три взаимосвязанные стороны делового общения.

10. Назовите этапы общения.

11. Какие факторы могут обусловить ошибки, допускаемые при восприятии незнакомых людей?

12. Назовите психологические механизмы восприятия людей, с которыми уже встречались.

 

Глава 8

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Каждый человек обладает внутренним миром, который в определенной степени скрыт от окружающих. Но даже самые замкнутые люди не способны жить изолированно. Человек не может нормально развиваться без контактов с другими людьми. Без взаимодействия нет взаимопонимания, необходимого людям для совместной деятельности. Чем бы ни занимался человек, он не может обойтись без связи с другими людьми. В деятельности каждого человека происходят обмен информацией между людьми, передача друг другу эмоциональных состояний, оказание разного рода воздействия и влияний друг на друга. Все это осуществляется в группах.

Группа - это два или более человек, которые постоянно работают вместе для достижения общих целей.

Малая группа - небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, установившиеся деловые и личные отношения (семья, студенческая группа, спортивная команда и т.д.).

Вопрос о количественной характеристике малой группы вызывает споры. Однако большинство исследователей придерживаются мнения, что малой считается группа от 2-3 до 20-30 человек. Если же речь идет о школьном классе или студенческой группе, то допускается нижний предел до 40 человек.

Существуют разные критерии классификации групп (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Классификация групп

Признак  классификации Виды групп Краткая характеристика
Размер группы Большие. Малые. Большие группы представлены государствами, Малые нациями, партиями, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Малая группа представляет собой небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом
Уровень развития. Высокоразвитые Слаборазвитые Высокоразвитая — это группа, отличающаяся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, сплоченностью. Слаборазвитая — это группа, находящаяся на начальном этапе своего существования
Реальность существования Реальные. Условные   Реальные — действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы. Условные — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы (применяют в исследовательских целях)
Степень формализации (принцип создания) Формальные. Неформальные Формальная — имеет официальную, заданную извне структуру. Неформальная — это группа, которая образуется на основе личностных предпочтений
Характер вхождения индивида в группу Референтные. Нереферентные (индифферентные) Референтная — это группа людей, привлекательных для индивида и являющихся источником его индивидуальных взглядов, суждений, поступков, норм и правил поведения. Нереферентная (индифферентная) — это те группы, которые безразличны человеку, в которых он не находит для себя ничего интересного, ценного  

 

Одни и те же члены группы могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологи пользуются понятиями:

º позиция - это официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений;

º статус - это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Когда о студенте говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в группе (председатель совета, староста и т.п.). Если говорят, что он имеет высокий статус, то это подразумевает, что студент пользуется признанием и авторитетом среди своих товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказать существенное психологическое влияние на остальных членов группы.

º внутренняя установка - это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы;

º роль - это понятие характеризует положение индивида в группе. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (роль лидера, шута).

От того, как распределяются роли и каковы статусы отдельных участников группы, зависит общий психологический климат, настрой и самочувствие отдельных членов группы, в конечном счете, успех совместной деятельности и само существование группы как таковой.

Во главе группы стоит лидер - организатор групповой деятельности, носитель групповых норм. В деятельности авторитарного лидера преобладает личная активность, энергия, подавление инициативы других. При авторитарном лидере групповое единство устанавливается на основе подчинения всех одному. Демократический лидер не столь заметен, он способствует росту активности всех, обеспечивает ее единство на основе взаимного уважения и общего согласия. Либеральный лидер выступает как полномочный представитель данной группы при ее взаимодействии с другими группами, но внутри группы его влияния и полномочия незначительны.

Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия множественных субъектов (объектов) друг с другом, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений.

Выделяют несколько типов взаимодействия, наиболее распространенным является их деление по результативной направленности.

º Кооперация - это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.

º Конкуренция - это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное) определяют характер межличностных взаимоотношений между людьми.

В процессе осуществления этих типов взаимодействия проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

º сотрудничество, направленное на полное удовлетворение потребностей обеих сторон;

º противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели, без учета целей партнеров по общению;

º компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;

º уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм);

º избегание, уход от контакта, потеря собственных целей для исключения выигрыша другого.

 

В своем развитии взаимодействие проходит несколько уровней:

º на начальном уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей с целью обмена информацией и общения, которое может и не получить всестороннего развития. Большую роль во взаимодействии на начальном этапе играет эффект конгруэнции. Конгруэнция - это подтверждение взаимных и ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, созвучность переживаний участников контакта. Предполагает рассогласование в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне;

º на среднем уровне развития процесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной деятельности. Здесь развивается сотрудничество. Различают три модели организации совместной деятельности:

- каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;

- общая задача выполняется последовательно каждым участником;

- имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Вместе с тем общие устремления людей могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В случае согласия партнеров происходит вовлечение в совместную деятельность, где происходит распределение ролей и функций;

º высшим уровнем взаимодействия выступает эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм, принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей и образующих специфическую систему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого- либо, отличающийся от поведения всех остальных.

Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми.

Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.).

Каждая роль, в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих. Один и тот же человек выполняет различные роли. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение, ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. «Исполнение» роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите особенности межличностных отношений.

2. Назовите классификацию групп.

3. Раскройте сущность психологии малых групп.

4. Назовите типы и уровни взаимодействия.

5. Охарактеризуйте понятие «социально-психологический климат группы».

6. Дайте определение понятию «эффект конгруэнции».

7. Опишите, в каком случае может возникнуть ролевой конфликт.

8. Перечислите модели организации совместной деятельности.

 

Глава 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: