Принципы речевого общения – факторы, регулирующие общение и обеспечивающие его эффективность.
Принцип кооперации Г.П.Грайса детализирован в нескольких постулатах, объединенных в четыре категории:
1. Количества - связана с тем количеством информации, которое требуется передать
· Не говори меньше, чем необходимо для достижения текущих целей коммуникации
· Не говори больше, чем необходимо для достижения текущих целей коммуникации
2. Качества –
· Не говори того, что считаешь ложным
· Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований
3. Отношения - постулат релевантности:
· Не отклоняйся от темы
4. Способа - касается не того, что говорится, а того, как это говорится:
· Будь краток
· Не употребляй непонятных слов и выражений
· Будь организован
· Избегай ненужной неоднозначности
При текстовой реализации принципа сохранения имиджа часто нарушаются постулаты Г.П.Грайса:
1. Нарушение постулатов количества – при преувеличениях / преуменьшениях (поддерживают положительную составляющую имиджа партнера): Квартире нужен косметический ремонт (о сильно запущенной квартире)
|
|
2. Нарушение постулатов качества – при использовании риторических вопросов (поддерживают положительную составляющую имиджа партнера): И что тут можно сказать? (чтобы не говорить плохого)
3. Нарушение постулата релевантности – при использовании намеков (поддерживают отрицательную составляющую имиджа партнера): Как жарко сегодня (намек на то, что говорящий хочет пить)
4. Нарушение постулатов способа – при текстовой неопределенности смысла высказывания (поддерживает отрицательную составляющую имиджа партнера): Цветы нужно было бы полить (Когда полить? Кому полить?)
Причины нарушения постулатов:
1. Говорящий не хочет быть кооперативным
2. Говорящий не может быть кооперативным
3. Говорящий нечто имплицирует
Постулаты учитываются при выведении импликатур.
Импликатура – части смысла, которые не воспроизводятся в явном виде, а имплицируются, то есть заранее известны или понятны из контекста. (Встречаемся на точке. – Ок.)
Типы импликатур:
«Конвенциональные – строятся на значении отдельных слов (Папа моет окно. Правильный пацан. /Папа моет окно, поэтому он правильный пацан. То есть мытьё окон – признак правильных пацанов/)
«Неконвенциональные (речевые, коммуникативные) - Скрытый смысл высказывания может сильно отличаться от явного («экспликатуры») и даже противоречить ему (например, в случае иронии). Так, высказывание «Ты — настоящий друг» может иметь совершенно противоположный смысл, если адресат, например, ранее выдал какой-то общий секрет.
|
|
Свойства импликатур:
§ Вычисляемость/выводимость - при выводе слушающий опирается на следующую информацию:
q конвенциональное значение слов;
q принцип кооперации
q контекст высказывания (лингвистический и другой)
q прочие фоновые знания
q тот факт, что вся указанная выше информация доступна для обоих участников коммуникации и что они оба знают или предполагают, что это так
§ Погашаемость - в определенных ситуациях коммуникативная импликатура может подавляться:
q эксплицитно — путем включения в высказывание какого-либо выражения, содержащего прямое или косвенное указание на то, что говорящий уклоняется от соблюдения Принципа Кооперации;
q контекстно — когда высказывание, обычно порождающее импликатуру, употребляется в таком контексте, из которого явно следует, что говорящий на самом деле уклоняется от соблюдения Принципа Кооперации
§ Относительная независимость от формы высказывания при зависимости от его смысла
q поскольку импликатура порождается не тем, что говорится, а самим актом произнесения, или тем, как именно это говорится, замена языковых выражений на другие не приводит к исчезновению импликатуры. [Гость хозяйке упитанного кота: «Какой он у тебя худенький!» >> какой жирный кот]
§ Ситуативность - импликатуры не связаны напрямую с конвенциональным значением языковых единиц, из которых состоит высказывание, ее порождающее.
Принципы речевого общения: принцип вежливости Дж. Лича и принцип сохранения имиджа С. Левинсона, П. Браун.
Принципы речевого общения – факторы, регулирующие процесс протекания речевого общения и обеспечивающие его эффективность.