Принципы речевого общения: принцип кооперации Г.П. Грайса. Понятие импликатуры

Принципы речевого общения – факторы, регулирующие общение и обеспечивающие его эффективность.

Принцип кооперации Г.П.Грайса детализирован в нескольких постулатах, объединенных в четыре категории:

1. Количества - связана с тем количеством информации, которое требуется передать

· Не говори меньше, чем необходимо для достижения текущих целей коммуникации

· Не говори больше, чем необходимо для достижения текущих целей коммуникации

2. Качества

· Не говори того, что считаешь ложным

· Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований

3. Отношения - постулат релевантности:

· Не отклоняйся от темы

4. Способа - касается не того, что говорится, а того, как это говорится:

· Будь краток

· Не употребляй непонятных слов и выражений

· Будь организован

· Избегай ненужной неоднозначности

При текстовой реализации принципа сохранения имиджа часто нарушаются постулаты Г.П.Грайса:

1. Нарушение постулатов количества – при преувеличениях / преуменьшениях (поддерживают положительную составляющую имиджа партнера): Квартире нужен косметический ремонт (о сильно запущенной квартире)

2. Нарушение постулатов качества – при использовании риторических вопросов (поддерживают положительную составляющую имиджа партнера): И что тут можно сказать? (чтобы не говорить плохого)

3. Нарушение постулата релевантности – при использовании намеков (поддерживают отрицательную составляющую имиджа партнера): Как жарко сегодня (намек на то, что говорящий хочет пить)

4. Нарушение постулатов способа – при текстовой неопределенности смысла высказывания (поддерживает отрицательную составляющую имиджа партнера): Цветы нужно было бы полить (Когда полить? Кому полить?)

Причины нарушения постулатов:

1. Говорящий не хочет быть кооперативным

2. Говорящий не может быть кооперативным

3. Говорящий нечто имплицирует

Постулаты учитываются при выведении импликатур.

Импликатура – части смысла, которые не воспроизводятся в явном виде, а имплицируются, то есть заранее известны или понятны из контекста. (Встречаемся на точке. – Ок.)

Типы импликатур:

«Конвенциональные – строятся на значении отдельных слов (Папа моет окно. Правильный пацан. /Папа моет окно, поэтому он правильный пацан. То есть мытьё окон – признак правильных пацанов/)

«Неконвенциональные (речевые, коммуникативные) - Скрытый смысл высказывания может сильно отличаться от явного («экспликатуры») и даже противоречить ему (например, в случае иронии). Так, высказывание «Ты — настоящий друг» может иметь совершенно противоположный смысл, если адресат, например, ранее выдал какой-то общий секрет.

Свойства импликатур:

§ Вычисляемость/выводимость - при выводе слушающий опирается на следующую информацию:

q конвенциональное значение слов;

q принцип кооперации

q контекст высказывания (лингвистический и другой)

q прочие фоновые знания

q тот факт, что вся указанная выше информация доступна для обоих участников коммуникации и что они оба знают или предполагают, что это так

§ Погашаемость - в определенных ситуациях коммуникативная импликатура может подавляться:

q эксплицитно — путем включения в высказывание какого-либо выражения, содержащего прямое или косвенное указание на то, что говорящий уклоняется от соблюдения Принципа Кооперации;

q контекстно — когда высказывание, обычно порождающее импликатуру, употребляется в таком контексте, из которого явно следует, что говорящий на самом деле уклоняется от соблюдения Принципа Кооперации

§ Относительная независимость от формы высказывания при зависимости от его смысла

q поскольку импликатура порождается не тем, что говорится, а самим актом произнесения, или тем, как именно это говорится, замена языковых выражений на другие не приводит к исчезновению импликатуры. [Гость хозяйке упитанного кота: «Какой он у тебя худенький!» >> какой жирный кот]

§ Ситуативность - импликатуры не связаны напрямую с конвенциональным значением языковых единиц, из которых состоит высказывание, ее порождающее.

 

Принципы речевого общения: принцип вежливости Дж. Лича и принцип сохранения имиджа С. Левинсона, П. Браун.

Принципы речевого общения – факторы, регулирующие процесс протекания речевого общения и обеспечивающие его эффективность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: