Создатель теории речевых актов – английский философ Джон Остин (1911-1960): предложил рассматривать высказывание как действие, имеющее несколько измерений:
· обратил внимание на свойство перформативности, выделил перформативные высказывания,
· рассмотрел понятие речевого акта и выделил три его составляющие,
· построил классификацию речевых актов, в основу которой легло понятие цели.
· Понятие коммуникативной неудачи
РА – элементарное целенаправленное коммуникативное действие, совершаемое согласно правилам речевого поведения
Три уровня РА:
· Локуция ≈ пропозициональное содержание. В фазе локуции осуществляется выбор и организация языковых средств. Локуция – порождение высказывания: форма и содержание. Включает фонетический аспект (произнесение звуков), фатический аспект (соединение слов по правилам грамматики), ретический аспект (наполнение высказывания смыслом).
· Иллокуция – коммуникативное намерение. Понятие иллокуции как предназначения, функции высказывания тесно связано с понятием интенции, намерения говорящего, его мотива и цели воздействовать на слушателя с помощью речи. При этом отношение между локутивным и иллокутивным значением неоднозначно. Так, высказывание «Я приду завтра в семь часов» в зависимости от коммуникативной ситуации может истолковываться как сообщение, обещание, угроза, однако это именно та суть, ради которой говорящий осуществляет своё высказывание и направляет его адресату. Адресат же, ориентируясь в ситуации, придаёт высказыванию однозначность, на которую рассчитывал адресант.
· Перлокуция – воздействие на адресата, результат высказывания (убеждение, принуждение, удивление).
Характеристики РА
· Цель – намерение говорящего
· Направление соответствия между миром и словом. Приспособление слов к миру – в утверждениях, описаниях, объяснениях. Приспособление мира к словам – в приказаниях, требованиях, клятвах, обещаниях
· Условия успешности - комплекс тех условий, без соблюдения которых РА окажется бессмысленным
· Условия искренности - определяет психологическое состояние говорящего; Человек, который обещает, выражает намерение это сделать. Человек, который просит, выражает желание, чтобы адресат выполнил просьбу.
· Условия пропозиционального содержания (обещание, предсказание)
· Интенсивность
· Способ достижения
· Социальный статус
· Связь с предшествующим/последующим дискурсом
· Возможность/ невозможность реализации при помощи невербальных средств
Перформативные глаголы – это глаголы, обозначающие речевое намерение (просить, требовать, обещать, предлагать, сообщать, благодарить и т.д.). Перформативы ничего не изображают, не сообщают, не констатируют. Произнося перформативное высказывание, человек скорее совершает нечто, а не сообщает. Говоря «я клянусь», человек ничего не сообщает о себе в связи со своей клятвой, он просто дает клятву. Перформативные высказывания – это высказывания, содержащие перформативные глаголы в 1 лице ед.ч. наст. вр. (прошу, требую, обещаю, советую, утверждаю, сообщаю, благодарю, поздравляю, объявляю …) и совмещающие в себе как речевое, так и неречевое действие.
Классификация РА основывается на той иллокутивной силе, который обладает высказывание. Первая классификация речевых актов принадлежит основоположнику теории речевых актов Дж. Остину, он выделяет:
1. Вердиктивы – дают решение относительно некоторого факта, это может быть оценка, мнение, одобрение. Оправдывать, осуждать, постановить, признавать виновным, характеризовать, оценивать.
2. Экзерситивы – осуществление власти, прав, влияния (Назначать, приказывать, объявлять, подавать в отставку.)
3. Комиссивы – обязательства, обещания (Соглашаться, гарантировать, обещать, клясться.)
4. Бехабитивы – выражения социального поведения, этикета (Извиняться, поздравлять, благодарить, соболезновать)
5. Экспозитивы – единицы метакоммуникативного характера, указывающее место высказывания в коммуникации. (Подтверждать, отрицать, утверждать, отвечать, упоминать, докладывать.)
Данная классификация, по признанию самого Остина, далека от совершенства, поэтому многие лингвисты делали попытки дополнить и усовершенствовать её. Наиболее убедительной представляется типология Дж. Серля, данная в 1976 году в работе «Классификация иллокутивных актов».
Согласно Серлю, РА делятся на следующие классы:
1. Репрезентативы/ассертивы – описывают мир. Могут оцениваться как истинные или ложные. Это утверждения, сообщения, объявления, предсказания, напоминание, заявление
2. Директивы – стремление говорящего побудить слушающего к совершению чего-либо (Подвиньтесь, пожалуйста); Это вопросы, приказы, просьбы, советы, мольбы.
3. Комиссивы – обещания, обязательства (Обещаю Вам сделать это); гарантии, клятвы.
4. Экспрессивы – выражение психического состояния говорящего, этикетное поведение по отношению к слушающему (Благодарю Вас); Это поздравления, благодарности, извинения, приветствия, прощания.
5. Декларативы – устанавливают соответствие между содержанием высказывания и реальностью. В силу совершения такого акта наступает определенное положение вещей. Не выражают никакого психологического состояния. Декларативы - назначение на должность, присвоение званий и имен, вынесение приговора, уход в отставку, увольнение. Декларативы используют, если говорящий наделен социальным правом совершать такие декларации.
Классификация РА, проблемы:
· Внутренняя неоднородность классов (вопрос, мольба, совет, требование)
· Наличие сложных, гибридных РА, сочетающих признаки различных типов (приглашение)
· Неоднозначность ситуативных и субъективных интерпретаций