Принцип вежливости Дж. Лича

В работе «Принципы прагматики» Дж. Лич отмечает необходимость использования принципа вежливости, который, по его мнению, является ведущим критерием этикетного речевого общения и основным прагматическим фактором, на котором строятся межличностные отношения. Дж. Лич выделяет шесть правил, или максим, и располагает их по градуальной шкале затрат и выгоды (для говорящего и слушающего):

1. Максима такта (в директивах и комиссивах) при оформлении высказывания необходимо уменьшать затраты слушающего и увеличивать его выгоду (съешь еще торта).

 2. Максима великодушия (в директивах и комиссивах) есть максима необременения собеседника. Минимизируй собственную выгоду, увеличивай свои затраты (я могу одолжить тебе свою машину).

3. Максима одобрения (в экспрессивах и репрезентативах) – это максима позитивности в оценке других. Минимизируй критику партнера, увеличивай его похвалу (Ты спел сегодня довольно хорошо).

4. Максима скромности (в экспрессивах и репрезентативах) есть максима неприятия похвалы в собственный адрес. Реалистическая и объективная самооценка – одно из условий успешности речевого акта. Минимизируй самоодобрение, увеличивай самокритику (спасибо, но мне еще нужно много работать над моим голосом (в ответ на похвалу))

5. Максима согласия (в репрезентативах). Уменьшай разногласия и увеличивай общность точек зрения (Я уважаю твою точку зрения, но я знаю ещё кое-что интересное).

6. Максима симпатии (в репрезентативах). Она также предохраняет речевые акты от конфликта. Необходимо избегать антипатии между собой и другими. Минимизируй антипатию, подчеркивай симпатию (Какой у Вас ухоженный сад). 

Принцип сохранения имиджа Браун\Левинсон

Основным понятием этой теории является понятие «лицо» – позитивная социальная ценность, которой обладает каждый член общества. В понятии «лицо», выделяются две основные части: «позитивное» лицо и «негативное» лицо.

Позитивная составляющая имиджа - стремление к сближению, желание быть уважаемым, получать одобрение других участников коммуникации - позитивная вежливость. Языковые средства – обращения, сленгизмы, конструкции, подчеркивающие общность знаний (ведь ты знаешь).

Негативная составляющая имиджа – стремление к независимости и дистанцированию от других участников коммуникации, требование свободы действий в коммуникации – негативная вежливость. Языковые средства – косвенное выражение просьб, элементы сомнения, затемнение невербального действия (я бы хотел спросить, не можете ли вы сделать это)

При текстовой реализации принципа сохранения имиджа часто нарушаются постулаты Г.П.Грайса:

1. Нарушение постулатов количества – при преувеличениях / преуменьшениях (поддерживают положительную составляющую имиджа партнера): Квартире нужен косметический ремонт (о сильно запущенной квартире)

2. Нарушение постулатов качества – при использовании риторических вопросов (поддерживают положительную составляющую имиджа партнера): И что тут можно сказать? (чтобы не говорить плохого)

3. Нарушение постулата релевантности – при использовании намеков (поддерживают отрицательную составляющую имиджа партнера): Как жарко сегодня (намек на то, что говорящий хочет пить)

4. Нарушение постулатов способа – при текстовой неопределенности смысла высказывания (поддерживает отрицательную составляющую имиджа партнера): Цветы нужно было бы полить (Когда полить? Кому полить?)

Согласно П. Браун и С. Левинсону, в идеальной коммуникации эти два «лица» находятся в равновесии. В реальной коммуникации существует множество речевых актов, которые «угрожают лицу» («ликоугрожающие акты»).

«Ликоугрожающие акты» не представляют собой какого-либо отклонения от правил коммуникации, они являются естественной и важной частью разговорного диалога: люди часто не соглашаются с чужим мнением, просят прощения, дают советы и т.д. Поскольку «ликоугрожающие акты» очень распространены, по мнению П.Браун и С.Левинсона, необходимо использовать разнообразные стратегии по минимизации «коммуникативного вреда», причиненного собеседнику.

Обычно различают позитивную и негативную формы вежливости. Первая основана на сближении, вторая – на дистанцировании. Позитивная вежливость связана с языковым выражением солидарности, включением собеседника и других лиц в одну группу с говорящим, тогда как отрицательная – с самоограничениями говорящих, стремлением избежать конфликтов. Каждый из этих типов вежливости представляет собой систему коммуникативных стратегий, при помощи которых достигаются цели вежливого общения.

Демонстрация солидарности и сохранение дистанции, по утверждению авторов, составляют суть вежливого поведения, то есть быть вежливым можно в том случае, если ты демонстрируешь собеседнику свою солидарность и в то же время сохраняешь определенную дистанцию. Вступая в диалог, необходимо приблизить собеседника, используя стратегии позитивной вежливости. При этом нельзя приближаться слишком близко. Для демонстрации взаимного почтения и независимости применяются стратегии негативной вежливости.

Сближение и дистанцирование можно назвать гиперстратегиями вежливости, используемыми для достижения наиболее общих коммуникативных целей. Каждая из них, в свою очередь, достигается при помощи набора речевых тактик (в терминологии П.Браун и С.Левинсона – стратегий), которые имеют этнокультурные особенности и зависят от типа культуры и прагматических конвенций общения, принятых в том или ином обществе: если в общении ценится солидарность, говорящий выбирает тактики позитивной вежливости, если подчеркивается уважение независимости собеседника – тактики негативной вежливости.

Разные типы стратегий связаны с разными речевыми актами. Так, стратегии позитивной вежливости, которые направлены на сближение собеседников, связаны, прежде всего, с экспрессивами, основная функция которых состоит в выражении отношения говорящего к происходящему (приветствие, благодарность, оценка, комплимент и др.). Стратегии негативной вежливости, главная цель которых – демонстрация уважения личной автономии адресата, связаны, прежде всего, с побудительными речевыми актами, в которых говорящий оказывает коммуникативное давление на собеседника.

Таким образом, стратегии вежливости в настоящее время успешно разрабатываются, прежде всего, в рамках теории речевых актов. Разработка идет в большей степени на основе рассмотрения социальных параметров, а именно, общественного лица коммуникантов речевой ситуации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: