В работе «Принципы прагматики» Дж. Лич отмечает необходимость использования принципа вежливости, который, по его мнению, является ведущим критерием этикетного речевого общения и основным прагматическим фактором, на котором строятся межличностные отношения. Дж. Лич выделяет шесть правил, или максим, и располагает их по градуальной шкале затрат и выгоды (для говорящего и слушающего):
1. Максима такта (в директивах и комиссивах) при оформлении высказывания необходимо уменьшать затраты слушающего и увеличивать его выгоду (съешь еще торта).
2. Максима великодушия (в директивах и комиссивах) есть максима необременения собеседника. Минимизируй собственную выгоду, увеличивай свои затраты (я могу одолжить тебе свою машину).
3. Максима одобрения (в экспрессивах и репрезентативах) – это максима позитивности в оценке других. Минимизируй критику партнера, увеличивай его похвалу (Ты спел сегодня довольно хорошо).
4. Максима скромности (в экспрессивах и репрезентативах) есть максима неприятия похвалы в собственный адрес. Реалистическая и объективная самооценка – одно из условий успешности речевого акта. Минимизируй самоодобрение, увеличивай самокритику (спасибо, но мне еще нужно много работать над моим голосом (в ответ на похвалу))
|
|
5. Максима согласия (в репрезентативах). Уменьшай разногласия и увеличивай общность точек зрения (Я уважаю твою точку зрения, но я знаю ещё кое-что интересное).
6. Максима симпатии (в репрезентативах). Она также предохраняет речевые акты от конфликта. Необходимо избегать антипатии между собой и другими. Минимизируй антипатию, подчеркивай симпатию (Какой у Вас ухоженный сад).
Принцип сохранения имиджа Браун\Левинсон
Основным понятием этой теории является понятие «лицо» – позитивная социальная ценность, которой обладает каждый член общества. В понятии «лицо», выделяются две основные части: «позитивное» лицо и «негативное» лицо.
Позитивная составляющая имиджа - стремление к сближению, желание быть уважаемым, получать одобрение других участников коммуникации - позитивная вежливость. Языковые средства – обращения, сленгизмы, конструкции, подчеркивающие общность знаний (ведь ты знаешь).
Негативная составляющая имиджа – стремление к независимости и дистанцированию от других участников коммуникации, требование свободы действий в коммуникации – негативная вежливость. Языковые средства – косвенное выражение просьб, элементы сомнения, затемнение невербального действия (я бы хотел спросить, не можете ли вы сделать это)
При текстовой реализации принципа сохранения имиджа часто нарушаются постулаты Г.П.Грайса:
|
|
1. Нарушение постулатов количества – при преувеличениях / преуменьшениях (поддерживают положительную составляющую имиджа партнера): Квартире нужен косметический ремонт (о сильно запущенной квартире)
2. Нарушение постулатов качества – при использовании риторических вопросов (поддерживают положительную составляющую имиджа партнера): И что тут можно сказать? (чтобы не говорить плохого)
3. Нарушение постулата релевантности – при использовании намеков (поддерживают отрицательную составляющую имиджа партнера): Как жарко сегодня (намек на то, что говорящий хочет пить)
4. Нарушение постулатов способа – при текстовой неопределенности смысла высказывания (поддерживает отрицательную составляющую имиджа партнера): Цветы нужно было бы полить (Когда полить? Кому полить?)
Согласно П. Браун и С. Левинсону, в идеальной коммуникации эти два «лица» находятся в равновесии. В реальной коммуникации существует множество речевых актов, которые «угрожают лицу» («ликоугрожающие акты»).
«Ликоугрожающие акты» не представляют собой какого-либо отклонения от правил коммуникации, они являются естественной и важной частью разговорного диалога: люди часто не соглашаются с чужим мнением, просят прощения, дают советы и т.д. Поскольку «ликоугрожающие акты» очень распространены, по мнению П.Браун и С.Левинсона, необходимо использовать разнообразные стратегии по минимизации «коммуникативного вреда», причиненного собеседнику.
Обычно различают позитивную и негативную формы вежливости. Первая основана на сближении, вторая – на дистанцировании. Позитивная вежливость связана с языковым выражением солидарности, включением собеседника и других лиц в одну группу с говорящим, тогда как отрицательная – с самоограничениями говорящих, стремлением избежать конфликтов. Каждый из этих типов вежливости представляет собой систему коммуникативных стратегий, при помощи которых достигаются цели вежливого общения.
Демонстрация солидарности и сохранение дистанции, по утверждению авторов, составляют суть вежливого поведения, то есть быть вежливым можно в том случае, если ты демонстрируешь собеседнику свою солидарность и в то же время сохраняешь определенную дистанцию. Вступая в диалог, необходимо приблизить собеседника, используя стратегии позитивной вежливости. При этом нельзя приближаться слишком близко. Для демонстрации взаимного почтения и независимости применяются стратегии негативной вежливости.
Сближение и дистанцирование можно назвать гиперстратегиями вежливости, используемыми для достижения наиболее общих коммуникативных целей. Каждая из них, в свою очередь, достигается при помощи набора речевых тактик (в терминологии П.Браун и С.Левинсона – стратегий), которые имеют этнокультурные особенности и зависят от типа культуры и прагматических конвенций общения, принятых в том или ином обществе: если в общении ценится солидарность, говорящий выбирает тактики позитивной вежливости, если подчеркивается уважение независимости собеседника – тактики негативной вежливости.
Разные типы стратегий связаны с разными речевыми актами. Так, стратегии позитивной вежливости, которые направлены на сближение собеседников, связаны, прежде всего, с экспрессивами, основная функция которых состоит в выражении отношения говорящего к происходящему (приветствие, благодарность, оценка, комплимент и др.). Стратегии негативной вежливости, главная цель которых – демонстрация уважения личной автономии адресата, связаны, прежде всего, с побудительными речевыми актами, в которых говорящий оказывает коммуникативное давление на собеседника.
Таким образом, стратегии вежливости в настоящее время успешно разрабатываются, прежде всего, в рамках теории речевых актов. Разработка идет в большей степени на основе рассмотрения социальных параметров, а именно, общественного лица коммуникантов речевой ситуации.