Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №2
1. Структура языка и его системный характер. Основные уровни и единицы языка. Функции языковых единиц.
2. Л.В. Щерба о частях речи.
3. В сочетаниях с Аней и с Олей два разных звука [с]: во втором случае произносится [Со] – огубленный (лабиализованный) согласный. Почему же для русскоговорящего эта лабиализация не играет никакой смыслоразличительной роли, а для лезгина она весьма существенна?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
|
|
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №3
1. Язык как семиотическая система. Типы языковых знаков, основные свойства языковых знаков. Место языка в ряду других семиотических систем.
2. Ошибки в суждениях о фонемах чужого языка (по Н.С.Трубецкому).
3. Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №4
1. 4. Почему вопрос о происхождении языка не может быть решен одними лингвистическими методами?
2. Что такое деэтимологизация? Приведите примеры деэтимологизированных слов.
3. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: коса (женская) – коса (песчаная), мир (спокойствие) – мир (Вселенная)?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №5
1. Можно ли отождествить предметы или явления со словами, их называющими? Семантичность языка.
|
|
2. Лексическая полисемия.
3. Даны сочетания: С Колей, с Тимошей, с Галей, с Димой, с Шурой, с Женей, с Чуком, с Чбановым, с Щукарем. Докажите, что здесь имеет место позиционное чередование звуков одной фонемы.
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №6
1. Место языка в жизни человека и общества.
2. Метафора. Метонимия. Синекдоха.
3. Каков фонемный состав слов: зовёт, завьёт, даёшь, пей, пой?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №7
1.Язык как система. Уровни языка.
2. Типы письма. Идеографическое письмо. Фонографическое письмо.
3. На примере слова СТОЛ’ – ИК – АМ разберите грамматическое значение и его типы (самостоятельное, деривационное, реляционное, лексическое и т.д.).
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №8
1. Функции языка и речи.
2. Как можно отличить лексическую полисемию от омонимии? Все способы различения (не менее 3-х). Проиллюстрируйте на примерах.
3. Каков фонемный состав слов: лодка, машина, ряд столб?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №9
1. Как отличить язык от диалекта? Назовите пять характерных отличий. Субстрат и суперстрат.
2. Функциональный перенос в лексике. Проблема системности в лексике
3. Какие слова имеют словообразовательные суффиксы: вдвоём, забаррикадировать, народный, синий, точить, утром, ученица?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №10
1. Слово как предмет лексикологии. Проблемы определения слова в языках разных типов. Методы изучения лексики.
2. Лексическая омонимия. Лексическая паронимия.
3. Какие слова имеют формообразовательные суффиксы: быстрый, пишу, сказал, скорее, старейший, читаю, чудеса, щёлка, шуметь?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №11
1. Словарный состав языка. Классификация лексики по лексико-семантическим признакам (омонимы, антонимы, синонимы, паронимы)
2. Лексическая синонимия. Антонимия слов.
|
|
3. Как доказать, что в слове тряпьё (j) является словообразовательным суффиксом, а в слове читай – формообразующим?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №12
1. Уровни лингвистического анализа (по Э. Бенвенисту).
2. Табу и эвфемизмы. Может ли быть эвфемистична терминология?
3. Выделите морфемы в словах: лесник, учебный, разбить, садовник.
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №13
1. Классификация фразеологизмов (по В.В. Виноградову и Шанскому).
2.Грамматическая категория (на примере категории определенности / неопределенности в русском и одном из романо-германских языков).
3. Выделите морфемы в словах: лить – лью – слияние, пилить – пилил, пилю – пиление – пила.