Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №14
1. Фонетика и фонология (Бодуэн де Куртенэ, Щерба, Трубецкой, Панов, Реформатский).
2. Фразеологические сращения (идиомы): обязательные семантические, лексические, морфологические и синтаксические признаки.
3. Сгруппировать слова по сходству их морфемного состава: добежать, добрать, добреть, добыть, дождаться, долбить, доложить, донять, дорасти, дорожить, досадить, дотянуть.
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №15
1. Наука о письме. История письма. Эволюция письма.
2. Словообразование как наука. Основные понятия.
3. Как возникли в языке омонимы БРАК (супружество) и БРАК (испорченный продукт)? Какова этимология этих слов (по А.А.Реформатскому)?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №16
1. Генеалогические отношения языков. Семья, группа, подгруппа, ветвь родственных языков. Индоевропейская языковая семья.
2. Природа языкового знака (по Ф.де Соссюру).
3. Одинаковы ли префиксы в словах: отобрать, отворить, отравить, отрубить, отряхнуть?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №17
1. Возможные генеалогические отношения между языковыми семьями; понятие макросемьи. Ностратическая гипотеза.
2. Письменная речь и ее сегментированность. Сегментные, суперсегментные (пробелы и пр.), субсегментные (диакритики и пр.) единицы графики.
3. От каких производящих основ образованы слова: забавный, завидный, загробный, заказной, заливной, заречный?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №18
1.Грамматика как наука и ее основные разделы и понятия.
2. Что такое супплетивизм? При каких условиях две словоформы можно считать супплетивной парой? Примеры из разных языков.
3. Сколько корней представлено в словах: потоп, потопить, растопить, топка, топливо, утопленник?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №19
1. Классификация языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании.
2. Что такое внутренняя флексия и чем она отличается от фонетического и исторического чередования звуков?
3.Сколько значений суффикса - ик или сколько омонимичных суффиксов представлено в словах: гвоздик, годик, грузовик, домик, ножик, плановик, рыжик, старик, черновик?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №20
1. Гипотезы о происхождении языка: классические и новейшие.
2. Типологическая характеристика языка (по выбору).
3. Какие грамматические категории выражены при помощи окончаний и как это выявляется в словах: голов, книга, поле, пóля, руке, столам?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №21
1. Взаимодействие языков. Дифференциация и интеграция языков на разных уровнях и в разные эпохи.
2. При каких условиях ударение может быть грамматическим средством?
3. Какие грамматические категории выражены при помощи окончаний и как это выявляется в словах: говоришь, жалел, запер, снимают, шептала?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №22
1. Синхрония и диахрония в языкознании.
2. Русская языковая личность.
3. Как изменяется смысл предложения Петя пришёл или Напиши маме в зависимости от того, какое слово выделено интонационно?
Билеты утверждены на заседании кафедры 30.11.2017 г., протокол № 4.
Зав. кафедрой Нестерова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра общего и русского языкознания
Дисциплина: «Введение в языкознание»
Экзаменационный билет №23
1. Социолингвистика и психолингвистика. Язык и общество. Языковая личность.
2.Типы соединения морфем: линейное сцепление (внешняя флексия), линейное наложение (инфиксация, трансфиксация, внутренняя флексия).
3. Какие значения слова «кость » представлены в предложениях? Пуля прошла рядом с костью. Тяжело будет гнить моим костям в сырой земле. Пять костей на счетах были сброшены. Вы педагог до мозга костей. Ведь ты ему костью поперек горла. Вечером садились играть в кости. Шкаф с украшением из кости и перламутра. Человек он нашей, рабочей кости. Мой новый знакомый был небольшого роста, но широк в кости.