Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Еще один замечательный храм из Равенны – Сант-Аполлинаре-Нуово. Два храма посвящены в этом городе святому Аполлинарию, мученику, первому епископу Равенны. Этот храм больше сохранил внешне свои раннехристианские формы, а внутри – потрясающие мозаики, идущие по стенам над колоннами, между окнами и над окнами. Вот над колоннами – потрясающая процессия, идущая к алтарю, 24 мученика и 24 мученицы. Это иллюстрация к книге «Откровения Иоанна Богослова». Мы видим, что мученики, такой ряд мучеников-святых, в белых одеждах, с венцами, великолепных, возглавляемых апостолом Петром, подходит к трону Спасителя. Трон Спасителя, такой торжественный, окружен ангелами.

А напротив мы видим ряд прекрасных мучениц, тоже в белых одеждах с золотыми накидками, белое с золотом, и они тоже несут венцы… Вообще вот изображение мучеников с венцами очень характерно для раннехристианского искусства, потом образ венцов уйдет, он будет редко присутствовать в иконографии, но здесь он великолепен. Между пальмами – пальма как образ рая – мы видим этих прекрасных дев, идущих к престолу, на котором сидит Богородица с Младенцем Христом. И возглавляют эту процессию три волхва, как и в Санта-Мария-Маджоре, там тоже похожая иконография. Они в шапочках фригийских, в экзотических шароварах приносят дары Спасителю и Богородице.

Здесь же мы видим изображения евангельских сюжетов. И тоже мы видим и связь с катакомбами, например, в этом изображении тайной вечери. Это очень похоже на те трапезы, которые многочисленно встречаются в катакомбах. Там еще спорят, что это – Тайная Вечеря или какие-то поминальные трапезы… Но здесь у нас уже нет сомнений, что перед нами тайная вечеря, образ Христа, кстати, уже с крестчатым нимбом изображенный, апостолы как бы таким единым телом с разными головами, тоже в виде такой как бы общности представлены, и рыбы и хлебы на блюде, которое представляет образ евхаристической трапезы.

Интересно, что в Сант-Аполлинаре-Нуово мы видим и образ юного Христа, и образ Христа – уже средовека, т.е. с бородой. Видимо, разные художники, которые здесь участвовали, а видно, что это разные руки, каждый по-своему представлял Христа. И это разнообразие иконографии даже в одном памятнике показывает, насколько свободно было раннехристианское искусство, насколько оно еще не было унифицировано. Унификация уже начинается, но она еще не жесткая. Она будет жесткой уже после жестокого иконоборческого века. Вот, например, «Проповедь Христа апостолам».

Или: «Взятие Христа под стражу, поцелуй Иуды». Мы видим уже ту иконографию, которая многочисленно потом будет распространяться и в иконах, и в живописи, и т.д. Вот здесь она только формируется.

Христос перед Пилатом, Пилат умывает руки. Мы видим, что фарисеи, приведшие Христа к Пилату, которые представлены здесь, одеты так же, как одевались тогда, в этот период, римляне. Или, например, жены-мироносицы у Гроба Господня. Мы видим, что Гроб Господень – это не грот в скале, а римский мавзолей. Т.е. опять же реалии того времени здесь очень хорошо проявляются.

Или, например, такая символическая композиция Страшного суда, где Христос, опять же юный, обращаю ваше внимание, между двумя ангелами, огненным и таким небесным, красным и синим, разделяет овец и козлищ. Вот такая символическая композиция.

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Еще один храм, тоже святого Аполлинария, Сант-Аполлинаре-ин-Классе, «в гавани», хотя сегодня здесь уже гавани нет, но название сохранилось. Здесь, напротив, мозаики мы видим в апсиде, т.е. там, где совершалась евхаристия. Над алтарной аркой мы видим образ Христа и четырех животных, четыре символа евангелистов, овечек, идущих вверх ко Христу… Вообще, образ овечек, тоже пришедший к нам из катакомб, долго сохраняется в раннехристианском искусстве, в первых храмах. И в апсиде в виде оранта, т.е. молящегося, изображен сам святой Аполлинарий, покровитель города, первый епископ-мученик. И над ним – удивительное изображение, про которое мы даже не сразу догадаемся, что это такое. В круге – крест, в кресте – лик Христа, внизу три овечки, одна и две, а наверху два пророка, Моисей и Илья. И, собственно говоря, именно они дают нам ключ к этой композиции. Перед нами – Преображение. Перед нами вот так представлен образ Преображения, которому предстоит святой Аполлинарий.

Опять же, это показывает нам, как не просто и не сразу формировалась христианская иконография. Сияющий крест на фоне звездного неба, окруженный сиянием славы и золотым фоном, и в облаках – из вечности пришедшие на гору Фавор Моисей и Илья.

И только лик Христа нам показывает, что это и есть образ Преображения. Но слава Христова – это и есть крест, и для раннехристианского глаза это было понятно. Понятно, что слава – это прежде всего крест. И поэтому лик Христа помещается в крест и сияет на звездном небе.

Интересно, что параллельно, примерно в это же время, тоже в VI в., формируется уже и композиция – просто для сравнения – которая станет каноничной, где все нам привычно и все понятно. Это монастырь святой Екатерины на Синае, где Преображение представлено как Христос в сияющей мандорле, три апостола у его ног и два пророка, Илья и Моисей. Но параллельно с такой уже понятной нам иконографией были и такие, в которых было еще много зашифрованного символизма.

Базилика Сан-Витале

И последний храм в Равенне, который я хотела бы показать, — это Сан-Витале, святого Виталия, который уже относится непосредственно к Византии, потому что с определенного момента Византия захватила часть Италии и здесь был, собственно, равеннский экзархат. Скорее всего, этот храм расписывали, вернее, украшали мозаиками константинопольские мастера – он самый великолепный из всех равеннских храмов. Здесь мы видим и то, что пришло из катакомб – образ Христа в виде агнца, юный Христос, дающий венец святому Виталию – и много уже такого, что говорит о сложном богословском процессе формирования иконографии.

Храм весь блещет золотым и зеленым. Вот эти зеленые и золотые преобладающие цвета – это образ рая. И украшена здесь тоже только алтарная часть, так называемый пресбитерий, где стоят священники. Здесь и различные образы Христа – и в виде агнца, и в виде юного Христа в апсиде, и в виде человека средних лет с бородой и длинными волосами. Т.е. по-разному он представлен.

Это многообразие даже образа Христа говорит о том, что иконография еще была в стадии формирования. Только потом на одном из соборов было запрещено изображать Христа в виде агнца, рыбки и т.д. Вот замечательный плафон, где четыре ангела держат круг славы с агнцем в центре, а рядом идут апостолы, и орнамент сделан из рыб – снова мы видим рыб, образ Христа и христианской церкви, и бесконечный потрясающий орнамент – образ рая.

Образы ангелов в виде ник. Ангелы, как мы сегодня их знаем, сформировались тоже очень не сразу. В катакомбах есть изображения ангелов, например, пришедших к Аврааму, которые вообще изображаются без крыльев. Крылатые ангелы появились из образов Ники, т.е. богини победы, которая несла венец победителю. Вот здесь мы тоже видим таких крылатых ангелов, которые несут круг с изображением креста или монограммы Спасителя. Здесь же изображены образы жертвы: жертвы Авраама и трех ангелов, которые пришли к Аврааму, и образ жертвы как прообраз жертвы Христа, которую приносят Мельхиседек и Авель.

И замечательный центральный образ, где юный Христос дает венец святому Виталию. Здесь интересно изображен, с одной стороны, святой Виталий, мученик, а с другой стороны – епископ Экклесий. Виталий и Экклесий подписаны, Христос не подписан, потому что всем понятно, что это Христос, хотя потом узаконится всегда надпись над любым изображением. Епископ Экклесий – это тот, кто построил этот храм.

А есть здесь изображение, где еще один епископ, при котором этот храм был расписан, вернее, украшен мозаиками, епископ Максимианус. Он тоже подписан. Он изображен в свите императора Юстиниана. Сан-Витале интересен именно тем, что здесь мы имеем императорские портреты Юстиниана и императрицы Феодоры, как они входят в алтарную часть и несут дары. Как некогда волхвы приносили дары, так теперь императоры приносят дары Христу, приносят дары церкви. И вот император Юстиниан со свитой и императрица Феодора.

Вот, собственно говоря, мы входим в ту эпоху, а с императора Юстиниана начинается практически новая эпоха, которую можно назвать эпохой византийского искусства, и уже в этом византийском искусстве будет формироваться то, что мы назвали каноном, что мы называем христианской иконографией. Здесь мы имеем действительно какой-то переходный этап от раннехристианского искусства, которое начиналось в катакомбах, к развитому уже христианскому византийскому искусству, к той иконографии, к которой мы сегодня привыкли.

Материалы

· Голубцов А. П. Из чтений по Церковной археологии и литургике. СПб., 1995.

· Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М.: Азбука, 2005.

· Покровский Н. В. Живопись катакомб. // Очерки памятников христианского искусства. Спб., 2000.

· Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999.

· Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства. Пг., 1916.

· Хрушкова Л. Г. Христианская археология. Программа курса Православного Университета св. Иоанна Богослова. М.,1997.

Галерея (76)

Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского храма (516 г. до н.э. – 70 г. н.э.) в эпоху Ирода Великого (74-73 г. до н.э. – 4 г. до н.э.)

 

Катакомбы св. Каллиста, Рим

 

Катакомбы Петра и Марцеллина, Рим

 

Рыбы и хлебы. II в.
Катакомбы св. Каллиста, Рим

 

Cтелла начала III в.

Оранта. II-V вв.
Катакомбы Присциллы, Рим

 

Пророк Иона. III-IV вв.
Катакомбы Петра и Марцеллина, Рим

 

Три отрока в печи огненной
Катакомбы Присциллы, Рим

 

Поклонение волхвов
Каткомбы Присциллы, Рим

 

Роспись плафона
Катакомбы Петра и Марцеллина, Рим

Пастырь добрый. III в.
Катакомбы св. Каллиста, Рим

 

Катакомбы на Виа Латина. IV в., Рим

 

Катакомбы Коммодиллы. IV в.

 

Образ Христа - Альфа и Омега.
Катакомбы Коммодиллы. IV в.

 

Каменная резьба на саркофагах

Саркофаг Юния Басса. 359 г.

 

Базилика Константина в Трире. Тронный зал. 310 г.

 

Интерьер базилики Константина. Трир

 

Базилика Санта-Сабина. V в. Рим

 

Реконструкция базилики св. Петра. IV в.
Здание, на протяжении IV—XVI веков располагавшееся на месте современного собора святого Петра в Риме

Сан-Джорджо-ин-Велабро. V в. Рим

 

Санта Мария Маджоре (итал. Basilica di S.Maria Maggiore), Рим

 

Интерьер базилики Санта Мария Маджоре, Рим

 

Алтарная часть базилики Санта Мария Маджоре, Рим

 

Мозаики Санта Мария Маджоре. V в. Рим

Богородица в одеждах римской знати
Мозаики Санта Мария Маджоре. V в. Рим

 

Поклонение волхвов
Мозаики Санта Мария Маджоре. V в. Рим

 

Евангелисты
Мозаики Санта Мария Маджоре. V в. Рим

 

Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

 

Интерьер мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна

Плафон мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна

 

Звезды и цветы на плафоне мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна

 

Монограмма Христа на сводах мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна

 

Христос-пастырь
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна

 

Св. Лаврентий
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна

Св. Лаврентий (деталь)
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна

 

Птицы у источника
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна

 

Арианский баптистерий. Рубеж IV – V вв. Равенна

 

Мозаика в куполе арианского баптистерия. VI в. Равенна

 

Апостолы идут к Престолу Божию
Мозаика в куполе арианского баптистерия. VI в. Равенна

Мозаика в куполе арианского баптистерия. VI в. Равенна

 

Церковь св. Давида. V в. Салоники

 

Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре. IV в. Милан

 

Баптистерий православных. Рубеж IV – V вв. Равенна

 

Интерьер баптистерия православных. Рубеж IV – V вв. Равенна

Купол баптистерия православных. Рубеж IV – V вв. Равенна

 

Богоявление
Мозаика в куполе баптистерия православных. Рубеж IV – V вв. Равенна

 

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово. Рубеж V – VI вв. Равенна

 

Интерьер Сант-Аполлинаре-Нуово. Рубеж V – VI вв. Равенна

 

Процессия мучеников
Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна

Процессия мучениц
Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна

 

Процессия мучениц и поклонение волхвов
Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна

 

Поклонение волхвов
Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна

 

Евхаристия
Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна

 

Проповедь Христа апостолам
Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна

Взятие Христа под стражу, поцелуй Иуды
Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна

 

Христос перед Пилатом
Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна

 

Жены-мироносицы у Гроба Господня
Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна

 

Страшный суд
Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна

 

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна

Интерьер базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна

 

Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна

 

Св. Аполлинарий
Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна

 

Крест-Преображение
Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна

 

Лик Христа в центре Креста
Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна

Преображение Господне. VI в.
Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

 

Базилика Сан-Витале. VI в. Равенна

 

Интерьер базилики Сан-Витале. VI в. Равенна

 

Своды и алтарная апсида базилики Сан-Витале. VI в. Равенна

 

Плафон базилики Сан-Витале. VI в. Равенна

Агнец на плафоне базилики Сан-Витале. VI в. Равенна

 

Апостолы на сводах базилики Сан-Витале. VI в. Равенна

 

Мозаики северной стены
Базилика Сан-Витале. VI в. Равенна

 

Христос вручает венец св. Виталию
Мозаика алтарной апсиды. Базилика Сан-Витале. VI в. Равенна

 

Император Юстиниан со свитой
Мозаика северной стены алтарной апсиды. Базилика Сан-Витале. VI в. Равенна

Императрица Феодора со свитой
Мозаика южной стены алтарной апсиды. Базилика Сан-Витале. VI в. Равенна

 






































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: