Иконописная школа Ново-Тихвинского монастыря

Говоря о возрождении иконописной традиции постсоветского времени, конечно, нужно упомянуть возрождение монастырского иконописания. Его немного, я уже сказала, что большинство иконописцев – это миряне, за исключением, может быть, отца Зинона – такая крупная фигура. Ну, конечно, с Оптиной пустынью многое связано в возрождении иконописной традиции. Но я хотела показать монастырь в Екатеринбурге. Это женская школа, женский Ново-Тихвинский монастырь Александра Невского. И вот матушки здесь пишут великолепно. Причем хочу сказать, что не все относятся так серьезно к возрождению иконописной традиции, как отнеслись матушки этого монастыря. Они не просто закончили какие-то художественные иконописные школы, которые к этому времени уже появились, и я тоже о них скажу. Они очень серьезно, научно стали подходить к изучению византийской традиции, которую они тоже выбрали как свою школу.

С ними много лет, очень долго работала Анна Игоревна Яковлева. Это крупнейший реставратор, сотрудник московского Кремля. Она их возила по всем памятникам византийского искусства мира: Константинополь, Стамбул, Сербия, Грузия, Венеция… Это говорит о том, насколько серьезно матушки этого монастыря подошли к возрождению иконописной традиции. Это совсем не то, как в некоторых школах просто берут репродукции или прориси и срисовывают. Это глубокое внедрение и изучение настоящих памятников. И поэтому даже новые их иконы, которые не имели византийских образцов, написаны великолепно. Это прекрасная школа.

Можно, конечно, высказать им кое-какие претензии, потому что есть немножко лакировка, немножко, может быть, слишком рафинированность в этой школе присутствует, но это очень серьезный подход. Вот, например, образ Игнатия Брянчанинова. Я считаю, прекрасный образ новоканонизированого (в 1988 году) святого. Или, например, вообще новая икона: «Отцы умного делания», где на одной иконе собраны люди, которые практиковали исихастскую традицию, «умное делание» и т.д. Очень интересно. Ну, вот в русле опять же своей монастырской традиции они создали вот такой образ.

Ну, конечно, они много сделали для создания иконографии царственных мучеников – это вообще новая иконография! Хотя, конечно, это отдельная тема – царственные мученики, потому что при всем огромном корпусе современной иконографической… Не знаю, продукции или произведений, хотя про большую часть современной иконописи хочется сказать именно «продукция», не про то, о чем я сейчас рассказывала, а про основной корпус. Потому что, к сожалению, традиция сегодня развивается вширь, а не вглубь. Вот иконографии царственных страстотерпцев пока хорошей не сложилось. Ну, показываю, что сделали матушки Ново-Тихвинского монастыря.

Иконописная школа при МДА

Если говорить об обучении, то, конечно, ведущей школой является Троице-Сергиева лавра, вернее, иконописная школа при Московской духовной академии. Ее руководитель – отец, а сегодня архимандрит Лука Головков. Эта школа сделала очень много. Во-первых, она ведет свой генезис от иконописного кружка, созданного матушкой Иулианией (Марией Николаевной Соколовой). Они тоже настроены на крепкую школу, в основном древнерусскую традицию дают, хотя не чужды и византийским влияниям, и берут разные образцы. Вот, например, Анна Зданович, выпускница, а теперь преподаватель этой школы, «Святые Кирилл и Мария Радонежские». Видно, насколько серьезно дает традицию эта школа.

Но мне нравится, что с самого начала… Я даже не знаю, кто автор этой иконы из иконостаса церкви Ахтырской Божьей Матери. Но это чуть ли не первый выпуск этой школы, еще в 90-х годах сделали иконостас в этой церкви, тоже недалеко от Сергиева Посада. И видно, что вот это стремление к канону дает возможность даже неканонические образы перерабатывать в каноническом плане. Мы помним, что икона Ахтырской Божьей Матери – это один из тех западных образцов, которые вошли еще в XIX в. в нашу традицию, на ней Божью Матерь изображали простоволосой. Мы говорили об этих проблемах в синодальный период. И интересно, что выпускники этой школы рискнули сделать этот образ по-новому, переработав его в связи с канонической традицией. Т.е. видно, что здесь, в этой школе, все направлено не только на копирование, хотя все-таки большинство иконописных школ, конечно, направлены на копирование.

Мария Николаевна Соколова всегда утверждала, что через копирование иконописец учится, потому что именно через руку он постигает основные секреты мастерства. Но это не значит, – и она сама не настаивала на этом, ее иконы говорят об этом – что иконописец лишен права на творчество. Она как раз в своих иконах часто была некопийна совсем. И меня радует, что, развиваясь дальше, выпускники этой школы, преподаватели этой школы вырабатывают свой, авторский стиль. Потому что термин «авторская икона» сегодня уже вошел, можно сказать, как оперативный термин. Раньше ведь авторской школы не было! Считалось, что иконописцы анонимны. Хотя подписные иконы бывали и в Древней Руси, и особенно в XVII в. Но то, что сегодня иконописная традиция развивается именно как авторская, говорит о ее высоте, о ее глубине, о том, что действительно есть мастера с узнаваемым лицом. И многие из них, или часть из них – выпускники лаврской школы, и я очень рада этому.

Хотелось бы показать Александра Солдатова, выпускника и ныне преподавателя этой школы. Он и свою собственную мастерскую имеет, и у него уже есть ученики. И он даже в ранний период писал очень узнаваемые вещи, узнаваемые иконы. Сейчас он очень интересно развивается и пробует даже теоретически как-то осмыслять. Потому что это очень важно, чтобы иконописец был не просто ремесленником – чтобы он понимал и осмыслял то, что он делает. Вот замечательный образ Богородицы, выполненный Солдатовым для храма Русской Православной Церкви в Гамбурге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: