Тема 4. Основные жанры научно-информативного подстиля речи

К жанрам научно-информативного стиля речи относятся аннота­ция, конспект, тезисы, реферат, а также рецензия и патентное описа­ние. Первые четыре жанра научных текстов являются вторичными жанрами речи (составляются на основе первичных текстов), при этом тезисы могут быть и оригинальным научным произведением. Эти жанры существуют и в научно-учебном подстиле, если используются с обучающей целью.

Аннотация (от лат. annotatio – замечание, пометка) – краткая ха­рактеристика книги или научной статьи с точки зрения содержания, оформления, направленности и т.д. данного печатного издания. Кро­ме того, она может содержать перечень основных разделов, тем или вопросов, рассматриваемых в работе. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение в сравнении с другими, родствен­ными по тематике и целевому назначению. Это своеобразная реклама текста, поэтому в ней уместно подчеркнуть самые существенные и выигрышные стороны работы. Аннотация обычно состоит из двух-трех предложений.

Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подраз­деляются на справочные и рекомендательные. Справочные аннотации характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

29

Рекомендательные – харак­теризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для опреде­ленной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей.

Виды аннотаций по полноте охвата содержания произведения и его назначения подразделяются на общие и специализированные.

Общие аннотации рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют представить себе примерное содержание книги и по­нять, будет ли она полезной для читателя. Аннотация на книгу может включать указание на особенности в изложении материала и адресат (для кого она предназначена). Говоря схематично, аннотация на книгу (прежде всего научную или учебную) отвечает на вопросы о чем? из каких частей? как? для кого? Это как бы ее основные, стандартные смысловые элементы. Каждый из них имеет свои языковые средства выражения.

О чем? – «В книге (статье) рассматриваются вопросы…»; «…излагаются задачи…»; «…даются сведения…»; «В статье (книге) особое внимание обращено на…»; «…уделено…»; «Книга (статья) посвящена проблеме…»; «Автор статьи (книги) предлагает…».

Из каких частей? – «Книга состоит из двух частей (трех разде­лов, четырех глав)…»; «В книге содержатся следующие разделы…».

Как? – «В книге (статье) подробно рассмотрены (описаны)…»; «…приведены многочисленные примеры (данные, расчеты)…»; «…дано систематизированное изложение…».

Для кого? – «Учебное пособие предназначено для…»; «Для чте­ния книги не требуется специальных знаний в области…».

Аннотация на книгу помещается на оборотной стороне ее ти­тульного листа и служит (наряду с ее названием и оглавлением) ис­точником информации о содержании работы.

Специализированные аннотации представляют лишь определен­ную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов. Спе­циализированная аннотация часто является структурной частью на­учной статьи. В этом случае текст аннотации в основном освещает вопросы о чем? как?

Умение аннотировать прочитанную литературу помогает овладе­нию навыками реферирования.

Реферирование – интеллектуальный творческий процесс осмыс­ления текста, преобразования информации аналитико-синтетическим

30

способом и создания нового (вторичного) текста. Реферат – это сжа­тое изложение основной информации на основе ее смысловой пере­работки.

По цели (назначению) рефераты могут быть библиографические и учебные. Библиографические по полноте изложения содержания подразделяются на информативные и индикативные. Информативные рефераты содержат в обобщенном виде все основные положения пер­вичного документа. Индикативные содержат лишь те основные по­ложения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Текст реферата состоит, по существу, из ключевых слов и словосоче­таний и потому может быть использован читателем только для того, чтобы понять, нужно ли ему обращаться к первоисточнику.

При написании магистерских работ особенно важны информа­тивные рефераты. Их можно прочесть в информативных журналах. Реферативный журнал – это периодическое издание, в котором пуб­ликуются главным образом рефераты, ориентирующие читателя в те­кущей и ретроспективной информации по актуальным теоретическим и практическим проблемам в определенной области знаний. Как пра­вило, он состоит из библиографического описания документа (фами­лия, инициалы автора, название произведения, место издания, коли­чество страниц), ключевых слов, собственно реферативной части, ад­реса (кому предназначена информация) и фамилии автора реферата. Реферативные журналы и сборники знакомят читателей с новейшими публикациями, дают возможность вести ретроспективный поиск по ранее вышедшим номерам, таким образом экономя время в поиске необходимой информации.

В зависимости от количества реферируемых источников разли­чают монографические (результат переработки одного источника) и обзорные рефераты (написанные на основе нескольких исходных тек­стов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследо­вания). Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике (статье, монографии), новые сведения, существенные данные. Объем текста реферата определяется содержанием документа (количеством сведений, их научной ценностью и/или практическим значением), а также доступностью и языком реферируемого докумен­та. Рекомендуемый средний объем текста реферата 850 печатных зна­ков.

В учебных рефератах излагается основное содержание какого-либо вопроса на основе анализа, обобщения, систематизации не­сколько информационных источников. Учебный реферат является новым авторским текстом. Новизна подразумевает новое изложение, систематизацию материала, авторскую позицию при сопоставлении разных точек зрения.

31

Конспектирование и тезирование – процессы интеллектуальной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании и тези-ровании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Переформулирование направлено на обработку выделенной инфор­мации с целью ее дальнейшей фиксации. Результат – уменьшение объема информации за счет исключения подробностей, пояснений, повторов и обобщения. Фиксация отобранной информации может происходить с использованием ряда способов сокращенной записи: сокращенных слов, общепринятых сокращенных знаков, индивиду­альных знаков и т.д.

Конспект – вид вторичного текста, составленного на основе ана-литико-синтетической переработки информации, содержащейся в ис­ходном тексте. В конспекте фиксируются, систематизируются и обобщаются наиболее ценные мысли, из которых можно восстано­вить, развернуть исходную информацию. При конспектировании не­обходимо выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью.

По объему (степени сжатия) конспект может быть кратким, под­робным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику – ин­тегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых ис­точников конспект может быть монографическим или сводным (об­зорным). С точки зрения предъявления информации конспект состав­ляется на основе чтения или слушания.

Конспектирование осуществляется по следующему плану.

1. Прежде всего, выделяются смысловые блоки – группируется информация, относящаяся к одной теме.

2. Опираясь на ключевые слова и фразы, формулируется тема ка­ждого смыслового блока.

3. В блоках выделяется главная и дополнительная информация.

4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных фор­мах: в виде тезисов, выписок, вопросов, назывных предложений.

5. При необходимости приводится дополнительная информация.
Работая над конспектом, необходимо помнить некоторые правила.
1. Следует записать название конспектируемого произведения

(или его частей) и его выходные данные.

32

2. Необходимо осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план – основу конспекта.

4. Конспектируя, стоит оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и слов, требующих разъяснений.

5. Нужно помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже от­дельные слова имеют большее значение, чем в подробном изложении.

6. Запись следует вести своими словами, что способствует луч­шему осмыслению текста.

7. Важно использовать определенную систему подчеркивания,
сокращений, условных обозначений.

8. Необходимо соблюдать правила цитирования.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения докла­да, научной статьи. По представленному в них материалу и по содер­жанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом. Оригинальные тезисы яв­ляются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принад­лежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается дан­ная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, ос­вещает отдельную микротему. Тезисы имеют строго нормативную структуру: преамбулу, основное тезисное положение, заключитель­ный тезис.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезиса­ми может быть представлено следующими способами:

- использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);

- с помощью оппозиционных фраз (внешние факторывнутренние причины);

- с использованием классификационных фраз (поле глаголов дейст­вия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).

Графическое обозначение логики изложения осуществляется че­рез нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами: Из­вестно, что… Следует отметить, что… Однако… При этом важ­но, что… Предполагается, что… Специалисты ставят своей зада­чей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств: Ставит вопрос…

33

 

Считает… Сравнивает… Приводит пример… Перечисляет… Ха­рактеризует… Подчеркивает…

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении те­зисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора.

Рецензия – статья, раскрывающая содержание рецензируемого документа (книги, статьи, научной работы) и дающее мотивирован­ную критическую оценку как отдельным его положениям, так и ре­цензируемому документу в целом. Рецензия, в отличие от конспекта и тезисов, представляет связное изложение авторского материала. Ос­новные функции рецензии – информирующая и оценочная.

Объект анализа – книга, статья в журнале, дипломный проект, диссертация и т.д. – принято называть работой автора, рецензируе­мой работой и т.д.

В зависимости от значимости рецензируемого произведения, его объема рецензия может быть сравнительно небольшой или простран­ной.

Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания.

1. Объект анализа.

2. Актуальность темы.

3. Краткое содержание.

4. Формулировка основного тезиса.

5. Общая оценка.

6. Недостатки, недочеты.

7. Выводы.

Объектом анализа могут быть:

- полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;

- новизна и актуальность поставленных проблем;

- позиция, с которой автор рассматривает проблемы;

- характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

- убедительность выводов.

Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулиро­ваны либо по ходу рассуждений, либо как завершение анализа.

34

Для написания рецензий используют следующие речевые стан­дарты.

Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме…», «Актуальность темы обу­словлена…» и т.д.

Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии и т.д. Например: «В начале работы (ста­тьи, монографии и т.д.) автор указывает, что…»; «Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме…»; «Рассматривает вопрос о…»; «…доказывает, что…»; «…приходит к выводу о том, что…».

Основной тезис формулируется с использованием следующих, например, выражений: «Центральным вопросом работы является во­прос о…»; «В статье на первый план выдвигается вопрос о…».

Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений: «Безусловным (очевидным) достоинством статьи является актуальность поднятых в ней про­блем…»; «Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена тео­рия…»; «…представлены разные точки зрения по вопросу…»; «…дается глубокий анализ…»; «Работа отличается высокой инфор­мативностью…»; «…богатым фактическим материалом…»; «…нестандартным подходом к анализу поднятых проблем…»; «Ав­тор справедливо отмечает…»; «…убедительно показывает…»; «…аргументированно обосновывает…»; «…детально анализиру­ет…»; «Автор прав, утверждая, что…».

Отрицательная оценка дается с помощью таких фраз: «Сомне­ние вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода…»; «К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора…»; «Автору не удалось показать…»; «Автор проти­воречит себе (известным фактам)…»; «Трудно согласиться с тем, что…»; «Сомнителен такой подход к решению проблемы (задачи, во­проса)…».

Выводы формулируются, например, таким образом: «В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»; «Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…».




Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте виды и структуру аннотации как жанра научного стиля.

35

2. Какова специфика реферата как жанра научного стиля?

3. Назовите виды, а также содержательные и структурные особенно­сти конспекта как жанра научного стиля.

4. Охарактеризуйте виды и структуру тезисов как жанра научного стиля.

5. Каковы структура и языковые средства выражения содержания структурных элементов рецензии как жанра научного стиля?

Задание 1. Составьте аннотированную картотеку статей, по­священных одной из предлагаемых тем:

Требования к выполнению. Картотека должна содержать не менее 10 источников. При ее составлении обратитесь к разным информацион­ным источникам: библиотекам, Интернету, электронным полнотек­стовым и реферативным базам данных.

Задание 2. Ознакомьтесь с научными работами, изданными в пе­риод 1980–2016 гг., проследите, как раскрывается сущность ос­новных технических понятий, связанных с темой вашего маги­стерского исследования.

Найдите общее и отличительное в данных определениях. Которые из них являются для вас наиболее убедительными и почему? Какими из них вы будете пользоваться в практической деятельности?

Задание 3. Подготовьте и напишите рецензию на одну из моно­графий, с которой вам удалось познакомиться в последнее время.

Задание 4. Составьте тезисы по одной из статей из вашей кар­тотеки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: