К жанрам научно-информативного стиля речи относятся аннотация, конспект, тезисы, реферат, а также рецензия и патентное описание. Первые четыре жанра научных текстов являются вторичными жанрами речи (составляются на основе первичных текстов), при этом тезисы могут быть и оригинальным научным произведением. Эти жанры существуют и в научно-учебном подстиле, если используются с обучающей целью.
Аннотация (от лат. annotatio – замечание, пометка) – краткая характеристика книги или научной статьи с точки зрения содержания, оформления, направленности и т.д. данного печатного издания. Кроме того, она может содержать перечень основных разделов, тем или вопросов, рассматриваемых в работе. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Это своеобразная реклама текста, поэтому в ней уместно подчеркнуть самые существенные и выигрышные стороны работы. Аннотация обычно состоит из двух-трех предложений.
|
|
Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные. Справочные аннотации характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
29
Рекомендательные – характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей.
Виды аннотаций по полноте охвата содержания произведения и его назначения подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют представить себе примерное содержание книги и понять, будет ли она полезной для читателя. Аннотация на книгу может включать указание на особенности в изложении материала и адресат (для кого она предназначена). Говоря схематично, аннотация на книгу (прежде всего научную или учебную) отвечает на вопросы о чем? из каких частей? как? для кого? Это как бы ее основные, стандартные смысловые элементы. Каждый из них имеет свои языковые средства выражения.
О чем? – «В книге (статье) рассматриваются вопросы…»; «…излагаются задачи…»; «…даются сведения…»; «В статье (книге) особое внимание обращено на…»; «…уделено…»; «Книга (статья) посвящена проблеме…»; «Автор статьи (книги) предлагает…».
Из каких частей? – «Книга состоит из двух частей (трех разделов, четырех глав)…»; «В книге содержатся следующие разделы…».
Как? – «В книге (статье) подробно рассмотрены (описаны)…»; «…приведены многочисленные примеры (данные, расчеты)…»; «…дано систематизированное изложение…».
|
|
Для кого? – «Учебное пособие предназначено для…»; «Для чтения книги не требуется специальных знаний в области…».
Аннотация на книгу помещается на оборотной стороне ее титульного листа и служит (наряду с ее названием и оглавлением) источником информации о содержании работы.
Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов. Специализированная аннотация часто является структурной частью научной статьи. В этом случае текст аннотации в основном освещает вопросы о чем? как?
Умение аннотировать прочитанную литературу помогает овладению навыками реферирования.
Реферирование – интеллектуальный творческий процесс осмысления текста, преобразования информации аналитико-синтетическим
30
способом и создания нового (вторичного) текста. Реферат – это сжатое изложение основной информации на основе ее смысловой переработки.
По цели (назначению) рефераты могут быть библиографические и учебные. Библиографические по полноте изложения содержания подразделяются на информативные и индикативные. Информативные рефераты содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа. Индикативные содержат лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Текст реферата состоит, по существу, из ключевых слов и словосочетаний и потому может быть использован читателем только для того, чтобы понять, нужно ли ему обращаться к первоисточнику.
При написании магистерских работ особенно важны информативные рефераты. Их можно прочесть в информативных журналах. Реферативный журнал – это периодическое издание, в котором публикуются главным образом рефераты, ориентирующие читателя в текущей и ретроспективной информации по актуальным теоретическим и практическим проблемам в определенной области знаний. Как правило, он состоит из библиографического описания документа (фамилия, инициалы автора, название произведения, место издания, количество страниц), ключевых слов, собственно реферативной части, адреса (кому предназначена информация) и фамилии автора реферата. Реферативные журналы и сборники знакомят читателей с новейшими публикациями, дают возможность вести ретроспективный поиск по ранее вышедшим номерам, таким образом экономя время в поиске необходимой информации.
В зависимости от количества реферируемых источников различают монографические (результат переработки одного источника) и обзорные рефераты (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования). Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике (статье, монографии), новые сведения, существенные данные. Объем текста реферата определяется содержанием документа (количеством сведений, их научной ценностью и/или практическим значением), а также доступностью и языком реферируемого документа. Рекомендуемый средний объем текста реферата 850 печатных знаков.
В учебных рефератах излагается основное содержание какого-либо вопроса на основе анализа, обобщения, систематизации несколько информационных источников. Учебный реферат является новым авторским текстом. Новизна подразумевает новое изложение, систематизацию материала, авторскую позицию при сопоставлении разных точек зрения.
31
Конспектирование и тезирование – процессы интеллектуальной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании и тези-ровании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Переформулирование направлено на обработку выделенной информации с целью ее дальнейшей фиксации. Результат – уменьшение объема информации за счет исключения подробностей, пояснений, повторов и обобщения. Фиксация отобранной информации может происходить с использованием ряда способов сокращенной записи: сокращенных слов, общепринятых сокращенных знаков, индивидуальных знаков и т.д.
|
|
Конспект – вид вторичного текста, составленного на основе ана-литико-синтетической переработки информации, содержащейся в исходном тексте. В конспекте фиксируются, систематизируются и обобщаются наиболее ценные мысли, из которых можно восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью.
По объему (степени сжатия) конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику – интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным). С точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания.
Конспектирование осуществляется по следующему плану.
1. Прежде всего, выделяются смысловые блоки – группируется информация, относящаяся к одной теме.
2. Опираясь на ключевые слова и фразы, формулируется тема каждого смыслового блока.
3. В блоках выделяется главная и дополнительная информация.
4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок, вопросов, назывных предложений.
5. При необходимости приводится дополнительная информация.
Работая над конспектом, необходимо помнить некоторые правила.
1. Следует записать название конспектируемого произведения
(или его частей) и его выходные данные.
32
2. Необходимо осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3. Составить план – основу конспекта.
4. Конспектируя, стоит оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и слов, требующих разъяснений.
|
|
5. Нужно помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют большее значение, чем в подробном изложении.
6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.
7. Важно использовать определенную систему подчеркивания,
сокращений, условных обозначений.
8. Необходимо соблюдать правила цитирования.
Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Тезисы имеют строго нормативную структуру: преамбулу, основное тезисное положение, заключительный тезис.
Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:
- использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);
- с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы – внутренние причины);
- с использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).
Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами: Известно, что… Следует отметить, что… Однако… При этом важно, что… Предполагается, что… Специалисты ставят своей задачей…
Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств: Ставит вопрос…
33
Считает… Сравнивает… Приводит пример… Перечисляет… Характеризует… Подчеркивает…
Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора.
Рецензия – статья, раскрывающая содержание рецензируемого документа (книги, статьи, научной работы) и дающее мотивированную критическую оценку как отдельным его положениям, так и рецензируемому документу в целом. Рецензия, в отличие от конспекта и тезисов, представляет связное изложение авторского материала. Основные функции рецензии – информирующая и оценочная.
Объект анализа – книга, статья в журнале, дипломный проект, диссертация и т.д. – принято называть работой автора, рецензируемой работой и т.д.
В зависимости от значимости рецензируемого произведения, его объема рецензия может быть сравнительно небольшой или пространной.
Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания.
1. Объект анализа.
2. Актуальность темы.
3. Краткое содержание.
4. Формулировка основного тезиса.
5. Общая оценка.
6. Недостатки, недочеты.
7. Выводы.
Объектом анализа могут быть:
- полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;
- новизна и актуальность поставленных проблем;
- позиция, с которой автор рассматривает проблемы;
- характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
- убедительность выводов.
Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, либо как завершение анализа.
34
Для написания рецензий используют следующие речевые стандарты.
Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме…», «Актуальность темы обусловлена…» и т.д.
Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии и т.д. Например: «В начале работы (статьи, монографии и т.д.) автор указывает, что…»; «Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме…»; «Рассматривает вопрос о…»; «…доказывает, что…»; «…приходит к выводу о том, что…».
Основной тезис формулируется с использованием следующих, например, выражений: «Центральным вопросом работы является вопрос о…»; «В статье на первый план выдвигается вопрос о…».
Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений: «Безусловным (очевидным) достоинством статьи является актуальность поднятых в ней проблем…»; «Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория…»; «…представлены разные точки зрения по вопросу…»; «…дается глубокий анализ…»; «Работа отличается высокой информативностью…»; «…богатым фактическим материалом…»; «…нестандартным подходом к анализу поднятых проблем…»; «Автор справедливо отмечает…»; «…убедительно показывает…»; «…аргументированно обосновывает…»; «…детально анализирует…»; «Автор прав, утверждая, что…».
Отрицательная оценка дается с помощью таких фраз: «Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода…»; «К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора…»; «Автору не удалось показать…»; «Автор противоречит себе (известным фактам)…»; «Трудно согласиться с тем, что…»; «Сомнителен такой подход к решению проблемы (задачи, вопроса)…».
Выводы формулируются, например, таким образом: «В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»; «Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте виды и структуру аннотации как жанра научного стиля.
35
2. Какова специфика реферата как жанра научного стиля?
3. Назовите виды, а также содержательные и структурные особенности конспекта как жанра научного стиля.
4. Охарактеризуйте виды и структуру тезисов как жанра научного стиля.
5. Каковы структура и языковые средства выражения содержания структурных элементов рецензии как жанра научного стиля?
Задание 1. Составьте аннотированную картотеку статей, посвященных одной из предлагаемых тем:
Требования к выполнению. Картотека должна содержать не менее 10 источников. При ее составлении обратитесь к разным информационным источникам: библиотекам, Интернету, электронным полнотекстовым и реферативным базам данных.
Задание 2. Ознакомьтесь с научными работами, изданными в период 1980–2016 гг., проследите, как раскрывается сущность основных технических понятий, связанных с темой вашего магистерского исследования.
Найдите общее и отличительное в данных определениях. Которые из них являются для вас наиболее убедительными и почему? Какими из них вы будете пользоваться в практической деятельности?
Задание 3. Подготовьте и напишите рецензию на одну из монографий, с которой вам удалось познакомиться в последнее время.
Задание 4. Составьте тезисы по одной из статей из вашей картотеки.