Тема 5. Основные жанры собственно научного подстиля речи

К собственно-научному подстилю речи относятся доклад (сооб­щение, выступление), тезисы, статья, монография, курсовая, диплом­ная и диссертационная работы, научно-технический отчет. Это ори­гинальные (первичные) жанры научного стиля исследовательского характера.

Доклад – это один из видов монологической речи, публичное сообщение по определённому вопросу, содержание которого отражает суть вопроса или исследования и основано на использовании опре­деленных данных.

36

Научный доклад – жанр научного стиля, позво­ляющий в устном виде передать информацию научного значения. Подготовка докладов способствует формированию навыков исследо­вательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.

То, что доклад реализуется в устной речи, не является поводом не писать его. Ещё античные ораторы, в частности Цицерон, считали пи­сание самым верным способом подготовки речей. В начале ХХ века знаменитый юрист Пороховщиков писал: «Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за ак­сиому и готовьтесь к речи с пером в руке…».

Однако устная реализация жанра доклада вызывает необходи­мость выполнения определенных требований к докладчику. Он дол­жен безукоризненно владеть языком – грамматикой (правильной ор­ганизацией предложений, словосочетаний), орфоэпическими и акцен­тологическими нормами (правильным произношением звуков данно­го языка, правильной постановкой ударения), богатой лексикой, язы­ковыми изобразительными средствами.

Кроме того, докладчик должен правильно использовать логиче­ские и интонационно-мелодические закономерности речи (логическое ударение, логическую паузу, речевой такт, интонацию, которая вклю­чает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсив­ность звучания, его темп и тембр (вспомните, в физике звук характе­ризуется высотой, силой, скоростью и тембром)).

Монография – это большой научный труд (научная книга), по­священный теоретическому и практическому изучению различных аспектов одной проблемы. Монография может содержать описание научных исследований одного автора, а может быть результатом ра­боты коллектива авторов.

Научная статья – это научное сочинение небольшого размера, в котором автор излагает отдельные аспекты результатов своего иссле­дования.

Научная статья может передавать разнообразную по-своему ха­рактеру и назначению информацию и наиболее часто используется как основной источник научно-технической информации: именно здесь фиксируется все новое, что появляется в определенной отрасли науки. Научные статьи представлены несколькими разновидностями.

37

Статья может представлять собой краткое сообщение о результатах научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ, либо достаточно подробное изложение результатов экспериментального исследования; статья может быть обзорной, передовой, дискуссион­ной (полемической) и т.д.

Научные статьи теоретического характера содержат в себе ре­зультаты исследований, выполненных с помощью таких методов по­знания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование. Главенствующее значе­ние имеют логические законы и правила. Статьи же эмпирического характера, хоть и используют ряд теоретических методов, но больше опираются на методы измерения, наблюдения, эксперимента и т.п. В заголовках этих статей часто употребляются слова «методика», «оценка», «определение».

Название статьи должно кратко, но максимально точно отражать затронутую научную проблему. Необходимо избегать неконкретных названий типа «К вопросу о …», «Некоторые аспекты …», «О необ­ходимости …» и т.д. Как правило, название содержит не более 10 слов.

Статья может быть представлена в виде изложения результатов собственных исследований либо обзора литературы и опублико­ванных результатов исследований по данной проблеме.

В первом случае статья строится по следующей структуре:

1) постановка проблемы в общем виде, ее характеристика в связи с важными научными или практическими задачами, описание объ­екта исследования;

2) анализ последних исследований и публикаций (анализ лите­ратуры), в которых рассматривается данная проблема и на кото­рые опирается автор, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья;

3) четкая формулировка цели статьи, вытекающая из результатов обзора литературы и содержащая перечень намеченных к реше­нию задач (в рамках статьи);

4) изложение основного материала исследования с полным обос­нованием полученных научных результатов;

5) выводы по данному исследованию, логически соответствующие цели статьи, и перспективы дальнейшего развития в этом направ­лении.

Список литературы обычно включает не менее 8–15 источников, причем источники являются научной и справочной литературой.

38

Обзорная статья должна иметь следующую структуру:

1) постановка проблемы в общем виде, ее характеристика в связи с важными научными или практическими задачами;

2) четкая формулировка цели статьи;

3) изложение основного материала, представляющее из себя кри­тический анализ исследований и научных публикаций, посвя­щенных данной проблеме;

4) выводы по данному обзору и прогноз дальнейшего развития на­учной проблемы.

Обзорная статья должна опираться на список, содержащий не менее 20–25 научных и справочных публикаций, из которых не менее 50% – современных (не старше 10 лет).

Курсовая, дипломная, диссертационная работа. Тексты пере­численных жанров относятся к квалификационным работам. Они должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, – быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяют несколько структурно-смысловых компонентов: название (заголовок), введение, основная часть, заключение.

Название (заголовок) квалификационной работы – важнейшая информативная единица, отражающая тему проведенного исследова­ния и соответствующая содержанию текста.

Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования (актуальность), формули­руются цели и задачи работы, определяются объект и предмет иссле­дования, характеризуются научная и практическая новизна, описы­ваются методы исследования, структура работы. Главной целью вся­кой отрасли науки является раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного иссле­дования входят также раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

Основная часть текста квалификационной работы делится на гла­вы (разделы) в соответствии с задачами и объемом работы. Первая глава (раздел) является теоретической. Остальные – практическими, в которых описывается весь аналитический и экспериментальный про­цесс квалификационного исследования.

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

39

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы языковые и внеязыковые особенности доклада как жанра научного стиля?

2. Расскажите о структуре, содержании структурных элементов и языковых средствах научной статьи как жанра научного стиля.

3. Охарактеризуйте квалификационные работы как жанры научного стиля, их структурные особенности и языковые средства.

Задание 1. Продумайте и напишите введение к своей будущей ма­гистерской диссертации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: