К собственно-научному подстилю речи относятся доклад (сообщение, выступление), тезисы, статья, монография, курсовая, дипломная и диссертационная работы, научно-технический отчет. Это оригинальные (первичные) жанры научного стиля исследовательского характера.
Доклад – это один из видов монологической речи, публичное сообщение по определённому вопросу, содержание которого отражает суть вопроса или исследования и основано на использовании определенных данных.
36
Научный доклад – жанр научного стиля, позволяющий в устном виде передать информацию научного значения. Подготовка докладов способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
То, что доклад реализуется в устной речи, не является поводом не писать его. Ещё античные ораторы, в частности Цицерон, считали писание самым верным способом подготовки речей. В начале ХХ века знаменитый юрист Пороховщиков писал: «Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке…».
|
|
Однако устная реализация жанра доклада вызывает необходимость выполнения определенных требований к докладчику. Он должен безукоризненно владеть языком – грамматикой (правильной организацией предложений, словосочетаний), орфоэпическими и акцентологическими нормами (правильным произношением звуков данного языка, правильной постановкой ударения), богатой лексикой, языковыми изобразительными средствами.
Кроме того, докладчик должен правильно использовать логические и интонационно-мелодические закономерности речи (логическое ударение, логическую паузу, речевой такт, интонацию, которая включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность звучания, его темп и тембр (вспомните, в физике звук характеризуется высотой, силой, скоростью и тембром)).
Монография – это большой научный труд (научная книга), посвященный теоретическому и практическому изучению различных аспектов одной проблемы. Монография может содержать описание научных исследований одного автора, а может быть результатом работы коллектива авторов.
Научная статья – это научное сочинение небольшого размера, в котором автор излагает отдельные аспекты результатов своего исследования.
Научная статья может передавать разнообразную по-своему характеру и назначению информацию и наиболее часто используется как основной источник научно-технической информации: именно здесь фиксируется все новое, что появляется в определенной отрасли науки. Научные статьи представлены несколькими разновидностями.
|
|
37
Статья может представлять собой краткое сообщение о результатах научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ, либо достаточно подробное изложение результатов экспериментального исследования; статья может быть обзорной, передовой, дискуссионной (полемической) и т.д.
Научные статьи теоретического характера содержат в себе результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование. Главенствующее значение имеют логические законы и правила. Статьи же эмпирического характера, хоть и используют ряд теоретических методов, но больше опираются на методы измерения, наблюдения, эксперимента и т.п. В заголовках этих статей часто употребляются слова «методика», «оценка», «определение».
Название статьи должно кратко, но максимально точно отражать затронутую научную проблему. Необходимо избегать неконкретных названий типа «К вопросу о …», «Некоторые аспекты …», «О необходимости …» и т.д. Как правило, название содержит не более 10 слов.
Статья может быть представлена в виде изложения результатов собственных исследований либо обзора литературы и опубликованных результатов исследований по данной проблеме.
В первом случае статья строится по следующей структуре:
1) постановка проблемы в общем виде, ее характеристика в связи с важными научными или практическими задачами, описание объекта исследования;
2) анализ последних исследований и публикаций (анализ литературы), в которых рассматривается данная проблема и на которые опирается автор, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья;
3) четкая формулировка цели статьи, вытекающая из результатов обзора литературы и содержащая перечень намеченных к решению задач (в рамках статьи);
4) изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов;
5) выводы по данному исследованию, логически соответствующие цели статьи, и перспективы дальнейшего развития в этом направлении.
Список литературы обычно включает не менее 8–15 источников, причем источники являются научной и справочной литературой.
38
Обзорная статья должна иметь следующую структуру:
1) постановка проблемы в общем виде, ее характеристика в связи с важными научными или практическими задачами;
2) четкая формулировка цели статьи;
3) изложение основного материала, представляющее из себя критический анализ исследований и научных публикаций, посвященных данной проблеме;
4) выводы по данному обзору и прогноз дальнейшего развития научной проблемы.
Обзорная статья должна опираться на список, содержащий не менее 20–25 научных и справочных публикаций, из которых не менее 50% – современных (не старше 10 лет).
Курсовая, дипломная, диссертационная работа. Тексты перечисленных жанров относятся к квалификационным работам. Они должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, – быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.
В текстах этих жанров выделяют несколько структурно-смысловых компонентов: название (заголовок), введение, основная часть, заключение.
Название (заголовок) квалификационной работы – важнейшая информативная единица, отражающая тему проведенного исследования и соответствующая содержанию текста.
Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования (актуальность), формулируются цели и задачи работы, определяются объект и предмет исследования, характеризуются научная и практическая новизна, описываются методы исследования, структура работы. Главной целью всякой отрасли науки является раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.
|
|
Основная часть текста квалификационной работы делится на главы (разделы) в соответствии с задачами и объемом работы. Первая глава (раздел) является теоретической. Остальные – практическими, в которых описывается весь аналитический и экспериментальный процесс квалификационного исследования.
Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.
39
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы языковые и внеязыковые особенности доклада как жанра научного стиля?
2. Расскажите о структуре, содержании структурных элементов и языковых средствах научной статьи как жанра научного стиля.
3. Охарактеризуйте квалификационные работы как жанры научного стиля, их структурные особенности и языковые средства.
Задание 1. Продумайте и напишите введение к своей будущей магистерской диссертации.