Тема 6. Этапы работы над научным

ИССЛЕДОВАНИЕМ. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Виды научных исследований

Научное исследование – процесс изучения, эксперимента, кон­цептуализации и проверки теории, связанный с получением новых научных знаний.

Выделяют несколько видов научных исследований.

1. Фундаментальное исследование проводится с целью получения новых знаний независимо от перспектив их применения.

2. Прикладное исследование направлено главным образом на при­менение новых знаний для достижения практических целей и реше­ния конкретных задач.

3. Монодисциплинарное исследование проводится в рамках от­дельной науки.

4. Междисциплинарное исследование требует участия специали­стов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.

5. Комплексное исследование проводится с помощью системы ме­тодов и методик, благодаря которым ученые стремятся охватить мак­симально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

6. Аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реально­сти.

7. Поисковое исследование направлено на определение перспектив­ности работы над темой, определение путей решения научных задач.

40

8. Критическое исследование проводится с целью опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для про­верки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее отражает реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и име­ются апробированные методики для осуществления эксперимента.

9. Уточняющее исследование имеет целью установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические зако­номерности. Обычно, по сравнению с первоначальным эксперимен­тальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область ре­альности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

 

10. Воспроизводящее исследование проводится с целью точного повторения эксперимента предшественников для определения досто­верности, надежности и объективности полученных результатов. Ре­зультаты любого исследования должны повториться в ходе аналогич­ного эксперимента, проведенного другим научным работником, обла­дающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает большое число воспроизводящих исследований, призван­ных проверить результаты первооткрывателей. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъектив­ными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны вос­производиться любым квалифицированным исследователем.

11. Разработка - это научное исследование, внедряющее в практи­ку результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследо­ваний.

Этапы научного исследования

В выполнении любого научного исследования, включая диссер­тационное, можно выделить несколько этапов:

• выбор темы исследования;

• изучение состояния вопроса (анализ научной литературы);

• определение цели и задач исследования;

• обоснование объекта и предмета исследования;

• выбор общей и частных методик исследования;

• выполнение исследования (проведение эксперимента, изучение документов, формирование баз данных и др.);

• обработка экспериментальных данных;

• представление, анализ и оценка результатов исследований;

• формулировка выводов и научных положений.

41

Остановимся подробнее на некоторых этапах.

Понятие научного интереса

Выбор темы исследования зависит от области научных интересов исследователя. Категория интереса в науке (лат. interest – иметь зна­чение) является одной из базовых, характеризующих активное отно­шение человека к окружающему его миру. Интерес рассматривают в качестве побудительной силы человеческих поступков.

Содержание интереса выражает объективно сложившееся отно­шение субъекта к условиям его существования. Объективный харак­тер интересов в общем и целом выражается в следующих моментах: 1) появление интересов у субъекта предопределено наличием у него потребностей; 2) содержание интересов обусловлено особенностями предмета потребности и процесса овладения им в данных условиях; 3) реализация интересов сопряжена с преодолением объективно су­ществующих препятствий, с наличием определенных средств, всту­пающих во взаимодействие с субъектом. В объективных интересах выражена необходимость и вместе с тем объективная целесообраз­ность совершения субъектом определенных действий. Они, т.е. инте­ресы, всегда и во всех случаях выступают как оптимальный способ социального самоутверждения субъекта.

Научный интерес является побудительной основой исследова­тельской деятельности. Исследователь – это специалист, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятель­ности. Накопленные новые знания позволяют выдающимся исследо­вателям совершать научные открытия, которые влияют на ход разви­тия человеческой цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: