Иллюстративный материал в научных текстах используется с целью наглядной демонстрации результатов исследования, подтверждения результатов рассуждения и т.д. К иллюстративным материалам относятся фотографии, чертежи, а также графические формы свертывания информации.
Фотографии – изображения, полученные в результате фотографического процесса и рассматриваемые человеком непосредственно (изображение в электронном или печатном виде).
Чертежи – проекционные изображения предметов в масштабе на различных носителях, в том числе на бумаге.
Графическими формами свертывания информации являются схема, график, диаграмма, таблица, карта, план.
Схемы. Существует множество разных видов схем. Традиционно они делятся на два больших класса: структурные схемы и схемы, отражающие процесс.
Кластерная схема удобна как для выявления и структурирования имеющихся знаний по теме, так и для постановки вопросов, требующих выяснения. Особенность схемы-кластера в том, что она показывает различные равнозначные направления и связи, и в то же время может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.
|
|
48
Схема подчинения показывает иерархическую структуру чего-либо (структуру штата школы или библиотеки, структуру научной дисциплины по принципу «от общего – к частному» и др.). При использовании такой схемы часто возникает одна ошибка: в иерархическую схему пытаются уложить систему взаимосвязей разных структур, на самом деле не подчиняющихся друг другу. Это происходит еще и оттого, что в стандартном наборе слайдов в PowerPoint есть только иерархическая схема, а другие виды схем приходится строить самим, что не очень просто. Важно очень четко отличать иерархическую схему от схемы взаимодействия.
Схема взаимодействия отличается от предыдущей тем, что выстраивает не иерархические, а партнерские взаимосвязи равных по уровню звеньев. Чаще всего на таких схемах стрелки направлены, например, от блока А к блоку Б и обратно, или от каждого из блоков – к блоку С. Схемы взаимодействия строить сложнее, чем иерархические, так как легко сделать логическую ошибку или пропустить какое-то звено, из-за чего нарушается все построение. Но если схема выстроена верно, она очень наглядно представляет все взаимосвязи. Часто данная схема сочетается с предыдущей, что помогает увидеть связи (процессы) во всем их многообразии. Если взаимосвязи в рассматриваемом вопросе не только партнерские, но и иерархические, лучше сначала построить две разных схемы, а потом свести их в одну, которая и будет использоваться как окончательная.
Кольцевая схема. Название данной схемы говорит само за себя. Она строится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает, как правило, замкнутый цикл чего-либо. Такие схемы можно увидеть во многих текстах: круговорот воды в природе, экосистема леса и т.п.
|
|
Циклическая схема. Она, в отличие от кольцевой, представляет явления или процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но на самом деле не являющиеся замкнутыми, например, цикл развития бабочки или лягушки. Такая схема чаще всего линейна и заканчивается многоточием: икринка – головастик – головастик с лапками и хвостиком – лягушка – икринка – головастик – … Циклическая схема может быть вписана в линейную временную или пространственную шкалу, например, распределение солнечного света от Северного полюса – к Южному.
Графики. Главное отличие графиков в том, что они показывают относительные изменения одного показателя в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. Создание графиков из имеющихся сведений – не очень сложный процесс. Но умение их сравнивать, особенно если несколько графиков вкладываются в одну систему координат – это показатель хорошего уровня информационной грамотности.
49
Диаграммы, как правило, используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.
Таблицы. Эта форма используется тогда, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Здесь тоже чаще всего речь идет об абсолютных, а не изменяющихся показателях. Таблицы хороши не только при работе с количественными (и вообще – измеримыми) показателями, но и тогда, когда нужно представить себе общую картину происходящего по фактам, событиям и т.п.
Карты и планы. Пользование картой или планом – это тоже пользование свернутой информацией. Конечно, рисовать самим географическую карту как способ сжать информацию о регионе непродуктивно. Но уметь при необходимости начертить простейший план местности или помещения – необходимо.
В работе с графическим свертыванием информации важно не только научиться «упаковывать» полученные сведения в те или другие графические формы, но и понимать сферу применения каждой и выбирать оптимальную для данной работы.
При оформлении иллюстративного материала необходимо помнить ряд правил.
1) Весь иллюстративный материал, кроме таблиц, именуется рисунком. Подпись, включающая номер рисунка его и название, располагается под рисунком. Номер и название таблицы располагается над таблицей.
2) Обычно иллюстративный материал располагается по центру текста и имеет оптимальные размеры (символы на рисунке соответствуют буквам текста, детали рисунка пропорциональны изображениям на других рисунках и т.д.).
3) Иллюстративный материал должен быть не повторением того, что изложено в тексте, а наглядным подтверждением мыслей, фактов, описаний и др. Иллюстрации должны использоваться только в тех случаях, когда они заменяют, раскрывают, поясняют или дополняют информацию.
4) Иллюстрации должны быть четкими и понятными для чтения.
50
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы основные правила оформления цитат?
2. Для чего нужны и чем отличаются ссылка и сноска? Как они оформляются?
3. Какие виды иллюстративного материала вы знаете?
4. Какие особенности нужно учесть при оформлении иллюстраций?
Задание 1. В подготовленной вами обзорной статье проверьте оформление цитат (прямых и косвенных), ссылок, сносок (при наличии), иллюстративного материала.