Иллюстративный материал

Иллюстративный материал в научных текстах используется с це­лью наглядной демонстрации результатов исследования, подтвер­ждения результатов рассуждения и т.д. К иллюстративным материа­лам относятся фотографии, чертежи, а также графические формы свертывания информации.

Фотографии – изображения, полученные в результате фотогра­фического процесса и рассматриваемые человеком непосредственно (изображение в электронном или печатном виде).

Чертежи – проекционные изображения предметов в масштабе на различных носителях, в том числе на бумаге.

Графическими формами свертывания информации являются схе­ма, график, диаграмма, таблица, карта, план.

Схемы. Существует множество разных видов схем. Традиционно они делятся на два больших класса: структурные схемы и схемы, от­ражающие процесс.

Кластерная схема удобна как для выявления и структурирования имеющихся знаний по теме, так и для постановки вопросов, требую­щих выяснения. Особенность схемы-кластера в том, что она показывает различные равнозначные направления и связи, и в то же время может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.

 

48

Схема подчинения показывает иерархическую структуру чего-либо (структуру штата школы или библиотеки, структуру научной дисциплины по принципу «от общего – к частному» и др.). При ис­пользовании такой схемы часто возникает одна ошибка: в иерархиче­скую схему пытаются уложить систему взаимосвязей разных струк­тур, на самом деле не подчиняющихся друг другу. Это происходит еще и оттого, что в стандартном наборе слайдов в PowerPoint есть только иерархическая схема, а другие виды схем приходится строить самим, что не очень просто. Важно очень четко отличать иерархиче­скую схему от схемы взаимодействия.

Схема взаимодействия отличается от предыдущей тем, что вы­страивает не иерархические, а партнерские взаимосвязи равных по уровню звеньев. Чаще всего на таких схемах стрелки направлены, на­пример, от блока А к блоку Б и обратно, или от каждого из блоков – к блоку С. Схемы взаимодействия строить сложнее, чем иерархические, так как легко сделать логическую ошибку или пропустить какое-то звено, из-за чего нарушается все построение. Но если схема выстрое­на верно, она очень наглядно представляет все взаимосвязи. Часто данная схема сочетается с предыдущей, что помогает увидеть связи (процессы) во всем их многообразии. Если взаимосвязи в рассматри­ваемом вопросе не только партнерские, но и иерархические, лучше сначала построить две разных схемы, а потом свести их в одну, кото­рая и будет использоваться как окончательная.

Кольцевая схема. Название данной схемы говорит само за себя. Она строится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает, как правило, замкнутый цикл чего-либо. Такие схемы можно увидеть во многих текстах: круговорот воды в природе, экосистема леса и т.п.

Циклическая схема. Она, в отличие от кольцевой, представляет явления или процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но на самом деле не являющиеся замкнутыми, например, цикл разви­тия бабочки или лягушки. Такая схема чаще всего линейна и заканчи­вается многоточием: икринкаголовастикголовастик с лапками и хвостикомлягушкаикринкаголовастик – … Циклическая схема может быть вписана в линейную временную или пространственную шкалу, например, распределение солнечного света от Северного по­люса – к Южному.

Графики. Главное отличие графиков в том, что они показывают относительные изменения одного показателя в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. Создание графиков из имеющихся сведений – не очень сложный процесс. Но умение их сравнивать, осо­бенно если несколько графиков вкладываются в одну систему коор­динат – это показатель хорошего уровня информационной грамотно­сти.

 

49

 

Диаграммы, как правило, используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.

Таблицы. Эта форма используется тогда, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным парамет­рам. Здесь тоже чаще всего речь идет об абсолютных, а не изменяю­щихся показателях. Таблицы хороши не только при работе с количе­ственными (и вообще – измеримыми) показателями, но и тогда, когда нужно представить себе общую картину происходящего по фактам, событиям и т.п.

Карты и планы. Пользование картой или планом – это тоже пользование свернутой информацией. Конечно, рисовать самим гео­графическую карту как способ сжать информацию о регионе непро­дуктивно. Но уметь при необходимости начертить простейший план местности или помещения – необходимо.

В работе с графическим свертыванием информации важно не только научиться «упаковывать» полученные сведения в те или дру­гие графические формы, но и понимать сферу применения каждой и выбирать оптимальную для данной работы.

При оформлении иллюстративного материала необходимо пом­нить ряд правил.

1) Весь иллюстративный материал, кроме таблиц, именуется ри­сунком. Подпись, включающая номер рисунка его и название, распо­лагается под рисунком. Номер и название таблицы располагается над таблицей.

2) Обычно иллюстративный материал располагается по центру текста и имеет оптимальные размеры (символы на рисунке соответст­вуют буквам текста, детали рисунка пропорциональны изображениям на других рисунках и т.д.).

3) Иллюстративный материал должен быть не повторением того, что изложено в тексте, а наглядным подтверждением мыслей, фактов, описаний и др. Иллюстрации должны использоваться только в тех случаях, когда они заменяют, раскрывают, поясняют или дополняют информацию.

4) Иллюстрации должны быть четкими и понятными для чтения.

50

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы основные правила оформления цитат?

2. Для чего нужны и чем отличаются ссылка и сноска? Как они оформляются?

3. Какие виды иллюстративного материала вы знаете?

4. Какие особенности нужно учесть при оформлении иллюстраций?

Задание 1. В подготовленной вами обзорной статье проверьте оформление цитат (прямых и косвенных), ссылок, сносок (при на­личии), иллюстративного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: