ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы социально-психологической адаптации личности к новым условиям обучения
Понятие социально-психологической адаптации
Адаптация – одно из ключевых понятий, используют сегодня в психологии. Вообще адаптация – это изменение параметров чувствительности индивида, это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к условиям жизни, которые изменяются в целом. Понятие «адаптация» возникло в ХIХ веке и использовалось сначала в биологии. Принцип адаптации позволяет раскрыть механизм эволюции в живой природе как адаптацию биологической системы к условиям окружающей среды с целью выживания. Сегодня термин «адаптация» входит в понятийный аппарат многих наук: философии, психологии, социологии. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Приложение Д
Образец оформления ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения цели исследования, а именно – изучения различных социально-психологических факторов, которые влияют на процессы профессионального становления и адаптации студентов к новым условиям обучения, мы осуществили следующее:
1. Рассмотрели современные научные подходы по проблеме профессионального становления специалиста в условиях вуза и изучение различных факторов, влияющих на процесс приспособления первокурсников к новому образовательного пространства.
2. Исследовали различные объективные и субъективные факторы, влияющие на процессы профессионального становления и адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза.
3. Рассмотрели возможные направления оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов в профильном вузе и рекомендовали целенаправленную систему психологического сопровождения процесса адаптации первокурсников; а также разработали и внедрили в учебно-воспитательный процесс коррекционную программу по повышению социально-психологической адаптации студентов в ВУЗе.
В ходе проведения исследования, мы выяснили такие положения, а именно:
§ степень социальной адаптации первокурсника в образовательном учреждении определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. По нашему мнению, индивидуально-психологические факторы имеют решающее значение. А именно, факторы, характеризующие уровень тревожности, эмоциональной стабильности и устойчивости, наличие уверенности, умение адекватно оценивать свои возможности, общаться с другими людьми и т.д.;
§ студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в ВУЗе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников;
§ анализ литературы свидетельствует о том, что в науке заложены теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблемы адаптации студентов-первокурсников в образовательном процессе высшей школы;
§ адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на разных уровнях его протекания, то есть на уровне межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, в значительной мере влияющая на адаптационные процессы, осуществляемые на других уровнях;
§ в результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, направленного на решение задач адаптации студентов, несогласованности действий преподавателей, недостаточного внимания к решению этой проблемы со стороны руководителей, студенты адаптируются к учебно-воспитательному процессу достаточно сложно;
§ создание системы психологического сопровождения процесса адаптации студентов значительно облегчает приспособление первокурсников к новым условиям и способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения;
§ совместная работа преподавателей, родителей и психолога облегчает процесс приспособления студентов к новым условиям обучения, выработки у них оптимистичного отношения к занятиям, к участию их в студенческом самоуправлении и способствует снятию перенапряжения нервных процессов. Без полноценной адаптации нет ни внутреннего равновесия личности, ни уверенности в завтрашнем дне, ни человеческой взаимоуважения, помощи. Без нее невозможен продуктивный ход социализации, то есть ежедневного развертывания процесса вхождения в новые социальные ситуации и выработки студентами собственной системы отношений к общественному окружению. Эта работа продолжительная и очень кропотливая, но она является важной составляющей учебно-воспитательной работы всего педагогического коллектива;
§ полученные в исследовании данные позволяют дальнейшей работы по совершенствованию системы психологического сопровождения, что позволяет сократить адаптационный период первокурсников к условиям высшего учебного заведения.
Приложение Е
Образец оформления выводов по главе курсовой работы