Методические рекомендации по суммативному оцениванию
По предмету «Русский язык и литература»
(с нерусским языком обучения)
Класс
Нур-Султан, 2019
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания за раздел по предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) для обучающихся 9-ых классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей и администрации общеобразовательных школ.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ........................................ 4
Суммативное оценивание за раздел «Культура народов мира»................................................... 4
Суммативное оценивание за раздел «Природные ресурсы планета Земля»................................ 7
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ...................................... 11
Суммативное оценивание за раздел «История и личность»........................................................ 11
Суммативное оценивание за раздел «Реальность и фантазия».................................................... 14
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ...................................... 18
Суммативное оценивание за разделы «Отцы и дети: диалог и конфликт поколений» и
«Молодежь и средства массовой информации»............................................................................ 18
Суммативное оценивание за раздел «Мир един: глобализация»................................................. 22
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ...................................... 26
Суммативное оценивание за раздел «Знаменитые люди»............................................................ 26
Суммативное оценивание за раздел «Я и закон».......................................................................... 30
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Культура народов мира»
Изучаемые художественные произведения | А. Кунанбаев «Слова назидания» - «17 Слово», М. Шаханов «Четыре матери», В. Гундарев «На земле Абая» |
Виды речевой деятельности | Слушание, говорение |
Цель обучения | 9.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы 9.2.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы |
Критерий оценивания | Обучающийся: · Различает информацию, определяя особенности текста и делая выводы · Высказывает свою точку зрения и предлагает пути решения проблемы |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20 минут |
Задание Прослушайте внимательно стихотворение М. Шаханова «Четыре матери» и выполните задания: 1. Какова тема и идея прослушанного текста? 2. Каких «четырёх матерей», кроме той, которая родила, упоминает автор? 3. Сделайте вывод о роли языка, традиций в жизни человека. Составьте 2-3 предложения. 4. Ознакомьтесь с темой дискуссии «Надо ли сохранять традиции и язык своего народа?» a) Сформулируйте проблему, связанную с темой. b) Подготовьте убедительные аргументы, используя свой читательский и жизненный опыт. Предложите пути решения данной проблемы. |
Критерий оценивания | Дескрипторы | Балл |
Обучающийся | ||
Различает информацию, определяя особенности текста и делая выводы | - формулирует тему текста; | 1 |
- определяет идею текста; | 1 | |
- указывает «четырех матерей» по Шаханову; | 1 | |
- делает вывод по проблеме; | 1 | |
- составляет 2 предложения; | 2 | |
Высказывает свою точку зрения и предлагает пути решения проблемы | - формулирует проблему; | 1 |
- приводит убедительные аргументы (не менее 2-х); | 2 | |
- предлагает пути решения; | 1 | |
- демонстрирует грамотную речь. | 1 | |
Всего баллов | 11 |
Транскрипт
Четыре матери
Судьбу от болезни беспамятства ты защити
-Ведь у человека на долгом и трудном пути, Помимо Матери - той, что его родила, Четыре есть матери - словно четыре крыла. Родная Земля - наша суть и основа основ,
И Слово Родное, пришедшее к нам от отцов, Родные Обычаи - добрый и благостный свет, Горящий для нас через тьму поколений и лет, Родная История - как бы она ни была
Горька и печальна, мучительна и тяжела... Беспамятным ветром развеет беспамятный прах, Того, кто забыл о своих четырех Матерях.
Народ, что четыре Святыни не смог защитить, Не сможет и счастья судьбы никогда ощутить. Четыре Матери - словно судьба дорогих:
Коль жить - лишь для них,
А погибнуть - так только за них!
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Культура народов мира» Ф.И.О. обучающегося
Критерий оценивания | Уровни учебных достижений обучающихся | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Различает информацию, определяя особенности текста и делая выводы | Испытывает значительные затруднения при определении темы и идеи прослушанного текста. Затрудняется сформулировать вывод и свое мнение по предложенной проблеме | Испытывает некоторые затруднения при определении темы и идеи прослушанного текста. Допускает недочеты при формулировке вывода и своего мнения по предложенной проблеме | Называет тему и идею прослушанного текста. Делает вывод, высказывая свое мнение |
Высказывает свою точку зрения и предлагает пути решения проблемы | Затрудняется сформулировать проблему, привести аргументы и пути решения, допускает ошибки в речи, которые затрудняют понимание | Допускает ошибки в определении проблемы, приводит неубедительные аргументы, предлагает не совсем четкие пути решения, допускает незначительные ошибки в речи | Верно определяет проблему, приводит убедительные аргументы, предлагает пути решения проблемы, демонстрирует грамотную речь |
6
Суммативное оценивание за раздел «Природные ресурсы планета Земля»
Изучаемые художественные произведения | К. Паустовский «Мещерская сторона» (отрывки), Ч. Айтматов «Плаха» (отрывок), В. Распутин «Прощание с Матерой» (отрывок), С. Сейфуллин поэма «Кокшетау». |
Виды речевой деятельности | Чтение Письмо |
Цель обучения | 9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов 9.3.5.1Составлять тезисный план 9.4.3.1Представлять информацию в виде презентации, в т.ч. содержащей таблицу, схему, диаграмму, график 9.5.1.1 Использовать существительные, прилагательные, наречия (в т. ч. образованные от других частей речи) в соответствующих формах |
Критерий оценивания | Обучающийся: · Различает главную и второстепенную информацию сплошных текстов · Составляет тезисный план · Представляет прочитанную информацию в виде презентации · Применяет существительные, прилагательные и наречия в презентации |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20 минут |
Задание Прочитайте текст и выполните задания. Национальный Природный Парк "Бурабай" (Боровое) На севере Акмолинской области расположен Национальный парк "Бурабай". Это рекреационная жемчужина Казахстана находится в фантастической горной местности, наполненной мистическими чудесами. Великолепные сосновые леса, громадные скалы, фантастические по форме вершины, иногда напоминающие египетские пирамиды, разделены тихими озерами. Географически этот уголок носит название Кокшетауская возвышенность, а местные путеводители именуют его "Казахстанская Швейцария". Государственный национальный природный парк "Бурабай" создан в августе 2000 года и находится в ведении Управления делами Президента. Территория ГНПП "Бурабай" входит в состав Кокшетауской степной, лесостепной и увалисто-мелкосопочной возвышенности. Климат резко континентальный, с жарким летом и суровой зимой. Современная структура ландшафтов территории парка представлена степными, озерными, лесными, лесостепными ландшафтами и ландшафтами низкогорий. На территории парка имеются 14 озер, с площадью водной поверхности около 1 кв.км каждое, и большое количество более мелких озер. Блестят на зеленом сукне леса озера: Щучье, Боровое, Большое и Малое Чебачье, Котырколь. С гребня Кокшетау видны еще и малые озёра: Светлое, Карасье, Горное, Лебединое. Визитной карточкой Борового является |
Голубой залив на одноимённом озере. Речная сеть развита слабо и представлена малыми реками, ручьями и временными водотоками.
Растительность на территории парка представлена лесным, степным, луговым, болотным и солончаковым типами, флора насчитывает около 800 видов растений. Позвоночные животные представлены 305 видами.
Несмотря на то, что в парке нет искусственных объектов, каждая гора и скала имеет свою собственную легенду.
Горные богатства окрестностей Бурабая открывают Вам неожиданные тайны. Среди них живописная скала Окжетпес (в переводе "недоступная стреле"), вершина которой напоминает слоненка, а поднимающаяся прямо из воды залива скала Жумбактас (в переводе "Камень-загадка") напоминает таинственного сфинкса, интересного тем, что если смотреть на него с разных точек, то можно увидеть лицо девушки с развевающимися волосами, потом женщины, и, наконец, старухи.
https://kazakhstan.orexca.com/rus/national_park_burabay.shtml
1. Выделите в тексте главную и второстепенную информации, отмечая их буквами «Г» и
«В».
2. Используя главную информацию текста, составьте простой тезисный план.
3. Представьте прочитанную информацию в виде презентации, содержащей таблицу, схему, диаграмму или график. В презентации используйте существительные, прилагательные, наречия в соответствующих формах.
Критерий оценивания | Дескрипторы | Балл |
Обучающийся | ||
Различает главную и второстепенную информации сплошных текстов | - выделяет в тексте главную информацию («Г»); | 1 |
- отмечает второстепенную информацию («В»); | 1 | |
Составляет тезисный план | - создает простой план; | 1 |
- формулирует тезисы; | 1 | |
- использует в плане главную информацию; | 1 | |
Представляет прочитанную информацию в виде презентации | - представляет прочитанную информацию в виде презентации; | 1 |
- включает в презентацию несплошной текст; | 1 | |
Применяет существительные, прилагательные и наречия в презентации | - использует в презентации существительные, прилагательные, наречия в соответствующих формах. | 1 |
Всего баллов | 8 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Природные ресурсы планета Земля»
Ф.И.О. обучающегося
Критерий оценивания | Уровни учебных достижений обучающихся | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Различает главную и второстепенную информацию сплошных текстов | Затрудняется выделить в тексте главную и второстепенную информации | Определяет главную информацию, допускает ошибки в определении второстепенной информаций | Выделяет в тексте главную и второстепенную информации |
Составляет тезисный план | Затрудняется формулировать тезисы, неверно использует главную информацию при составлении плана | Составляет простой план, но не совсем верно использует главную информацию и допускает ошибки при формулировке тезисов | Формулирует тезисы, использует главную информацию при создании плана |
Представляет прочитанную информацию в виде презентации | Затрудняется передать прочитанную информацию в виде презентации | Создает презентацию по прочитанному тексту, не совсем верно использует несплошной текст | Создает презентацию по прочитанному тексту и использует несплошной текст |
Применяет существительные, прилагательные и наречия в презентации | Допускает ошибки при правописании существительных прилагательных в соответствующих формах, не использует наречия | Применяет существительные, прилагательные в соответствующих формах Допускает ошибки при правописании наречий | Применяет существительные, прилагательные, наречия в соответствующих формах. Допускает не более двух ошибок |
10