На основе полисенсорной природы невербальной коммуникации выделяются различные ее виды.
Невербальная коммуникация включает в себя пять систем.
· 1. Оптико-кинетическая система представляет собой экспрессивно-выразительные движения лица и тела (мимика и пантомимика) и движения глаз (визуальный контакт).
· 2. Акустическая система включает в себя следующие подсистемы: просодическую подсистему (вокальные качества голоса, его тембр, диапазон, тональность) и экстралингвистическую или внеречевую подсистему (это темп речи, включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач).
· 3. Тактильно-кинестетическая или такесическая система содержит такие элементы, как рукопожатия, поцелуи, прикосновения.
· 4. Пространственная или проксемическая система включает такие элементы, как дистанция общения и пространственная ориентация участников общения.
· 5. Обонятельная, или Ольфакторная система отвечает за определение запахов.
Все эти виды невербальных сообщений не изолированы, находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу.
|
|
Ведущие системы отражения невербального поведения человека | |||||
Акустическая | Оптическая | Тактильно-кинестетическая | Ольфакторная | ||
Экстра-лингвистика | Просодика | Кинесика | Такесика | Запахи | |
Паузы Кашель Вздох Смех Плач | Темп Тембр Высота Гром кость | Выразительные движения Мимика Жесты Поза Походка Контакт глазами | Физиогномика Строение лица и черепа Строение туловища | Рукопожатие Поцелуй Поглаживание Похлопывание | Запах тела Запах косметики |
Коммуникативные стили, их описание.
Коммуникативный стиль – это способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10 таких стилей:
1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);
2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);
3) спорный (агрессивный или доказывающий);
4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);
5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);
6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);
7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);
8) воодушевленный (частое использование невербального поведения -- контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);
9) дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);
10) открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего Я).