Коалиционного правительства

 

Через год после прихода коалиционного правительства к власти ситуация в экономике Великобритании оставалась слож-ной. Первые результаты экономической деятельности правительства Д. Кэмерона оказались весьма противоречивыми.

С одной стороны, в 2010 г. ВВП страны увеличился на 1,3%, впервые с 2007 г. показав рост. Выпуск продукции обрабатывающей промышленности вырос на 3,4% – самый высокий темп с 1994 г.; производство в отраслях услуг увеличилось на 1,1%; в строительстве – на 5,6%. В результате начавшегося подъёма в мировой экономике стоимость экспорта поднялась на 17%, главным образом за счёт вывоза в развивающиеся страны (экспорт товаров в Китай подскочил на 40%). С третьего квартала 2009 г. инвестиции увеличились почти на 7%. За год в частном секторе было создано свыше 400 тыс. новых рабочих мест.

С другой стороны, британская экономика всё ещё не могла оправиться от глубокой рецессии. Экономический подъём оказался слабее ожидаемого. Посткризисное восстановление британской экономики шло медленнее, чем в предшествующие кризисы (1973–1976, 1979–1983, 1990–1993 гг.) и в большинстве развитых стран. С первого квартала 2008 г. по четвёртый квартал 2009 г. ВВП Великобритании сократился на 6,4%. В последующий период он возрос только на 2,2%. Иными словами, к середине 2011 г. производство в этой стране было всё ещё намного ниже – примерно на 4% – чем три года назад. В то же время в США и Германии ВВП превзошёл предкризисный уровень, а во Франции приблизился к нему. Резко сократилась производительность труда (выработка на одного занятого). Если в годы, предшествовавшие кризису, среднегодовой темп её роста составлял 1,7%, то в первые три месяца 2011 г. этот показатель был лишь на 0,3% выше, чем за год до этого.

Внутренний спрос оказался подавленным. Уменьшилась норма накопления (отношение инвестиций к ВВП): с 16,6% в 2007 г. до 14,7% в 2010 г. В 2010 и 2011 гг. потребление домаш-них хозяйств снижалось. Из года в год, начиная с 2007 г., заработки росли медленнее потребительских цен. Розничные цены в Великобритании повышались быстрее, чем в странах ЕС и США. К середине 2011 г. в годовом исчислении их прирост до-стигал 4,3% (в 2009 г. – 2,2%, в 2010 г. – 3,3%), т.е. более чем вдвое превышал предельный уровень, установленный Банком Англии. Инфляция ускорилась в результате повышения цен на сырьевые товары и снижения курса фунта. В Банке Англии ожидали, что инфляция по итогам 2011 г. может достигнуть от-метки в 5%. Высокие цены снижали покупательную способность населения. Не решены были проблемы, связанные с круп-ной ипотечной задолженностью населения.

Подъём сдерживался высокой безработицей. В конце 2009 г. она составляла 2,5 млн человек – самый высокий показатель с 1996 г. В 2010 г. её уровень возрос с 7,6 до 7,9% активного насе-ления страны; в 2011 г. он продолжал повышаться. Правда, без-работица была ниже, чем в целом в странах «большой семёрки» – британские предприниматели предпочитали снижение заработ-ной платы сокращению занятости. Однако из-за более низких темпов прироста ВВП по сравнению с другими странами «боль-шой семёрки» издержки на рабочую силу на единицу продукции в Великобритании оказались выше, чем у основных конкурентов.

Не преодолена напряжённость и в финансовом секторе. Не восстановлено доверие к банковской системе. Между тем тяжё-лый кризис финансовой системы стал главной причиной резкого увеличения дефицита государственного бюджета и государственной задолженности. Не произошло существенного улучшения на рынке недвижимости. С декабря 2009 г. началось сокращение занятости в государственном секторе экономики.

В целом коалиционному правительству не удалось сколько-нибудь значительно приблизиться к решению проблем, которые вызвали глубокий финансовый кризис и депрессию, проблем, по мнению консерваторов, усугублённых деятельностью их пред-шественников – лейбористов.

Речь идёт, во-первых, о снижении долговой нагрузки на британскую экономику. Дело в том, что в 2000-е гг. страна жила не по средствам: потребление превышало производство, инвестиции – сбережения, импорт – экспорт; население и государ-ство жили в долг. Потребительская, главным образом ипотечная, задолженность по отношению к располагаемому (т.е. после уплаты налогов) доходу домохозяйств подскочила с 57% в 1997 г. до 157% в 2007 г. В 2008 г. долг нефинансовых компаний достиг 110% ВВП. Бюджетный дефицит увеличился до бес-прецедентного за послевоенное время уровня. Важная причина его роста – сокращение поступлений от налогообложения недвижимости и финансового сектора.

Задолженность финансовой системы Великобритании оказа-лась самой высокой из крупных развитых стран. Чистый государственный долг по отношению к ВВП увеличился с 36,5% в 2007–2008 фин. г. до 43,3%, 52,7% и 60,3% в три последующих года. В 2011–2012 фин. г. он составит 66,1%. Особенно быстро государственный долг нарастал в период кризиса, поскольку правительство ввело в действие крупный пакет стабилизацион-ных мер для восстановления совокупного спроса, а также приняло меры для спасения банковского сектора. В 2008–2010 гг. на финансово-бюджетное стимулирование было выделено 35 млрд долл., или 1,5% ВВП; из них 56% приняли форму урезания налогов.

Задолженность частного и государственного секторов экономики во многом финансировалась за счёт внешних заимство-ваний. Если в 1997 г. доходы платёжного баланса по текущим операциям были достаточны, чтобы покрыть расходы, то к 2006 г. его дефицит достиг 3% ВВП; этот уровень отрицательного сальдо сохранялся и в последующие годы. В 2010 г. по данному показателю Великобритания уступала лишь США.

Во-вторых, чрезвычайно острой остаётся проблема снижения диспропорций в экономике – макроэкономических, региональных, отраслевых, которые нарастали на протяжении послед-них десятилетий. Рост государственных расходов сопровождал-ся сокращением доли частных инвестиций в ВВП – она была са-мой низкой среди развитых стран. В результате повышалась до-ля государственного сектора экономики.

Экономический рост происходил крайне неравномерно. Наи-более высокие темпы наблюдались в двух регионах Англии, прежде всего в Лондоне, где ВВП на душу населения на ⅔ боль-ше, чем средний по стране, и на Юго-Востоке Англии, где он также превышает средний уровень. Самый низкий подушевой ВВП в Уэльсе – на четверть ниже, чем в стране в целом. К отстающим регионам относятся также Северная Ирландия и Севе-ро-Восток Англии. Важно отметить, что различия в уровне раз-вития между субрегионами страны больше, чем между регионами. Так, ВВП на душу населения во Внутреннем Лондоне в 3,8 раза превышает аналогичный показатель в Западном Уэльсе и Корнуолле.

Увеличивались дисбалансы и в отраслевой структуре эконо-мики. Последние полтора-два десятилетия в Великобритании характеризовались двумя разнонаправленными процессами: пер-вый – опережающее развитие сферы обращения и услуг, прежде всего финансового сектора, по отношению к отраслям материального производства; второй – ускорение деиндустриализации экономики.

Бурно развивался процесс, получивший название финансиа-лизация экономики, т.е. гипертрофированное расширение финансово-кредитной сферы, активное развитие фондового рынка. Расширение сферы нематериального производства сопровожда-лось быстрой деиндустриализацией экономики. Речь идёт в пер-ую очередь о снижении роли в ней обрабатывающей промышленности: с 1970 по 2007 г. удельный вес отрасли в ВВП упал с 32 до 12,5%. За это время число занятых в ней уменьшилось с 7 до 3 млн чел. В результате доля финансово-кредитной сферы (с учётом услуг бизнесу) в ВВП превысила удельный вес обрабатывающей промышленности. Мировой ипотечный и банковский кризисы обнаружили уязвимость подобной специализации.

В этих условиях правительство заявило о намерении серьёз-но перестроить структуру экономики. Во-первых, как оно считает, следует сместить акценты в экономической политике – с антикризисных мер на решение долгосрочных стратегических задач модернизационного характера. Во-вторых, модель эконо-мического роста в стране должна в гораздо большей мере опираться на сбережения, частные инвестиции и экспорт и меньше зависеть от государственных и потребительских расходов. В-третьих, необходимо уменьшить долю государства в потреблении национального дохода, повысить в государственном секто-ре производительность труда и качество предоставляемых услуг, общественных благ, всемерно стимулировать частный сектор экономики – основу повышения эффективности производства. В этой связи обращает на себя внимание решение правительства продать принадлежащие ему акции банка «Нозерн рок», национализированного во время кризиса. Особое значение при-даётся перераспределению ресурсов в пользу реального сектора экономики, прежде всего обрабатывающей промышленности и её наукоёмких отраслей.

В-четвёртых, главная задача государства в сфере экономики – «придание ей большего динамизма», ликвидация барьеров для долгосрочного инновационного роста хозяйства, повышение его конкурентоспособности. К вмешательству в экономику следует прибегать лишь тогда, когда рынок сам не в состоянии обеспечить её эффективное развитие. Нельзя вводить новые ре-гулирующие меры, не демонтировав старые. Важное направление политики – принятие мер по уменьшению региональных диспропорций в стране.

Наконец, кризис заставил власти задуматься о диверсифика-ции экономики. Модель, основанная на финансовом сегменте как двигателе роста, оказалась неустойчивой. Чрезмерное развитие финансового сектора – одна из важнейших причин того, что британская экономика пострадала от кризиса больше, чем большинство других развитых стран мира. В этой связи в программных документах нового правительства большое внимание уделяется диверсификации экономики. Особое значение прида-ётся её реиндустриализации – перераспределению ресурсов от сферы услуг, в первую очередь финансовых, в пользу реального сектора хозяйства, прежде всего обрабатывающей промышлен-ности и её наукоёмких отраслей. О необходимости реиндустриализации неоднократно говорил и бывший министр по делам бизнеса лейборист П. Мандельсон. Однако, в отличие от своего предшественника, новый руководитель этого ведомства либерал-демократ Винс Кейбл полагает, что реализация задачи не должна осуществляться посредством грантов, кредитов и гаран-тий конкретным компаниям. Обеспечить необходимые современной промышленности научную базу и уровень квалификации работников следует, в первую очередь, за счёт налогов, мер регулирования и лишь в небольших объёмах государственных средств.

Конечно же, следует иметь в виду, что в настоящее время отрасли услуг Британии на мировых рынках гораздо более кон-курентоспособны, чем отрасли промышленности. Кроме того, реиндустриализация потребует много времени: Британии придётся заново отвоёвывать позиции на рынках Евросоюза и развивающихся стран. Речь должна идти не о возвращении к старой индустриальной структуре, а о формировании нового обли-ка национальной промышленности и экономики в целом.

Вскоре после прихода коалиции консерваторов и либерал-демократов к власти правительство в июне 2010 г. представило в парламент «чрезвычайный бюджет» – план восстановления экономики страны на ближайшие годы. В центре экономической политики были разработка и реализация наиболее эффективной, по мнению нового кабинета, стратегии выхода из кризиса и восстановления макроэкономической стабильности; основным средством её осуществления стали жёсткие меры по сокращению расходов государственного бюджета. Одновременно Банк Англии пытался стимулировать реальный сектор экономики и рост потребления дешёвым кредитом и эмиссией новых денег. Базовая процентная ставка оставалась на уровне 0,5% (в послед-ний раз менялась в марте 2009 г.) – минимальное значение со времени создания британского центрального банка в конце XVII в. Возможности дальнейшего снижения процентных ставок стали крайне ограничены. Воздействие этого инструмента бюджетно-финансовой политики на повышательную траекторию экономического развития затухало, и Банк Англии проводил политику «количественного смягчения» – выкупал активы на сумму 200 млрд ф.ст.

В ноябре 2010 г. министры финансов и бизнеса Дж. Осборн и В. Кейбл объявили о регулярном выпуске нового документа под названием «Обзор экономики», в котором содержится анализ причин, препятствующих обеспечению «сильного, устойчи-вого и сбалансированного роста, равномерно распределённого по всем регионам страны и секторам хозяйства», устранение ко-торых требует фундаментальных реформ. В марте 2011 г., наря-ду с бюджетом на 2011–2012 фин. г., была опубликована «Программа роста» (Plan for Growth). Она включает пакет мер, призванных создать новую модель роста, основанную на предпринимательском динамизме. Программа содержит свыше 100 пред-ложений, реализация которых должна дать экономию на сумму более 500 млрд ф.ст. Особое внимание в ней уделяется производству товаров с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичному машиностроению, авиастроению, фармацевти-ке, развитию креативных отраслей, альтернативной энергетике, «зелёной экономике» (капитал Зелёного инвестиционного банка увеличен до 3 млрд ф.ст.), деловым и профессиональным услугам, а также услугам здравоохранения.

Большое значение придаётся развитию отраслей, которые, по мнению правительства, тянут британскую экономику вниз, где производительность труда ниже, чем у конкурентов. Рёчь идёт о строительстве и розничной торговле, а также об инфраструктуре. В конце 2010 г. правительство приняло первый в ис-тории страны Национальный план развития инфраструктуры. Он предусматривает в течение ближайших пяти лет израсходовать на строительство железных и автомобильных дорог, развитие транспорта, энергетики, связи (скоростного Интернета), систем водоснабжения и переработки отходов, а также на стимулирование научных исследований в области совершенствова-ния инфраструктуры 200 млрд ф.ст.

В «Программе роста» названы приоритетные на данном эта-пе проблемы. Главными правительство считает четыре задачи. Это создание наиболее конкурентоспособной налоговой систе-мы среди стран «большой двадцатки», превращение Великобри-тании в самое благоприятное в Европе место для образования, финансирования и развития бизнеса, стимулирование экспорта и инвестиций с целью формирования более сбалансированной экономики, наконец, повышение образовательного и профессионального уровня рабочей силы.

В этих целях правительство осуществило или предполагает реализовать следующие меры.

В области налогообложения – поощрять бизнес путём ежегодного снижения ставки налогa на доходы корпораций. В апре-ле 2011 г. она была уменьшена с 27 до 26%. К 2014 г. она сокра-тится до24%, т.е. будет ниже, чем в других развитых странах. Создано специальное Управление по упрощению взимания это-го налога. Реформировано законодательство о контролируемых иностранных компаниях, чтобы не допустить уклонение от уплаты налогов с помощью оффшорных компаний. Внесены изме-нения в систему налогообложения доходов их иностранных от-делений и филиалов, чтобы предотвратить уход ТНК из Великобритании. Большое значение в налоговой политике придаётся стимулированию исследований и развитию высоких техноло-гий. В 2013 г. будет снижена до 10% ставка корпоративного на-лога на доходы от патентной деятельности. Принимаются нало-говые меры, облегчающие компаниям наём рабочей силы. С ап-реля 2011 г. увеличен период, в течение которого корпорациям предоставляются налоговые скидки, связанные с затратами на машины и оборудование. Предполагается сблизить величины амортизационных отчислений, фигурирующих в счете прибылей и убытков фирм, и вычетов из налоговых обязательств, пре-дусмотренных Департаментом налогов и сборов.

Летом 2011 г. в стране развернулась дискуссия по поводу дальнейшей судьбы подоходного налога для богатых в размере 50% (с доходом свыше 150 тыс. фунтов в год). Меру приняло в 2010 г. предыдущее лейбористское правительство в попытке со-кратить дефицит бюджета страны. Ведущие экономисты Великобритании призывают власти отменить этот налог. По их мне-нию, такая ставка существенно подрывает экономический рост и конкурентоспособность страны. Неконкурентные условия ве-дения бизнеса на её территории уже стали причиной сокращения иностранных инвестиций в страну – Великобритания спустилась со второй на четвёртую строчку списка государств по объёму привлечённых средств из-за рубежа. К тому же, необхо-димость расставаться с половиной своего дохода всё чаще вынуждает обеспеченных британцев прятать свои деньги в других странах. Министерство финансов запросило исследование на тему эффективности высокой ставки подоходного налога. Ожи-дается, что результаты будут готовы не раньше января 2012 г.

Растущее внимание уделяется поощрению малого бизнеса. Ставка налога на его доходы вместо увеличения, как предполагали лейбористы, уменьшена с 21 до 20%. Налоговый кредит для НИОКР, осуществляемых малыми и средними компаниями, увеличен с 175 до 200%. Сохранена система финансовых гаран-тий для малого бизнеса. Предполагается облегчить доступ малого бизнеса к кредитам.

Правительство занимается формированием в Великобритании наиболее благоприятного в Европе экономического климата для бизнеса; он необходим для того, чтобы остановить ослабление конкурентных позиций этой страны в мире. С 1998 по 2010 г. в глобальном индексе конкурентоспособности Великобритания переместилась с 4 на 12 место. Во многом падение объ-ясняется характером и масштабами регулирования экономики.

По мнению правительства, в Великобритании существует избыточное регулирование бизнеса; отсюда выдвинуты предло-жения по ликвидации бюрократических барьеров, мешающих его инновационному развитию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Бюджет на 2011–2012 фин. г. содержит меры, предусматривающие приостановку регулирующих мер, ко-торые обходятся бизнесу в 350 млн ф.ст. Вводится мораторий сроком на три года на введение новых мер, устанавливающих условия создания малых компаний.

Вместе с тем в период кризиса обнаружила негативную сто-рону политика дерегулирования рынков, прежде всего финансо-вого. Огромные риски оказались вне должного учёта. Регулято-ры не могли адекватно оценивать совокупность рисков в финан-совых учреждениях и корпорациях. Пошатнулась стабильность финансовых институтов, прежде всего лондонского Сити, кото-рые обеспечивают инвестирование накоплений.

В этой связи в Великобритании широко обсуждается проб-лема, получившая название «британская дилемма». Её суть состоит в том, что, с одной стороны, необходимо реиндустриализировать экономику на новой технологической основе, что тре-бует изменить баланс в пользу реального сектора. С другой сто-роны, финансовый сектор во многом определяет лицо британской экономики и вносит большой вклад в ВВП. Финансовая отрасль более важна для Великобритании, чем для других евро-пейских стран: её доля в британском ВВП составляет 8,5% по сравнению с 5% в еврозоне, уступая по своим размерам лишь США и Японии. Ещё 3% ВВП создаётся в деловых услугах, тес-но связанных с финансами, – аудиторских, бухгалтерских, юри-дических, консалтинговых и т.д. Ущемление интересов финансового сектора нанесло бы значительный ущерб экономике и подорвало позиции Великобритании в мире.

Преодоление этого противоречия требует повышения эффективности банковской системы. Отсюда следует необходимость совершенствовать систему финансового регулирования, построения её новой архитектуры.

В июне 2010 г. правительство создало Независимую комиссию по деятельности банков Британии. Её возглавил известный экономист Джон Викерс. Цель комиссии состояла в том, чтобы проанализировать состояние банковской системы страны после финансового кризиса. В сентябре 2011 г. комиссия представила свои рекомендации по реформе банковского сектора страны. В них содержатся три основных вывода.

Первый – за потенциальные потери ответственность должны нести не налогоплательщики, а кредиторы.

Второй – розничные операции (работа с депозитами населе-ния, кредитование физических лиц и малого бизнеса) должны быть отделены от всего остального спектра финансовых услуг, прежде всего инвестиционной деятельности банков. Члены комиссии рассматривают возможность выделить розничные операции в независимые подразделения внутри банковской группы. Это позволит властям исполнять гарантии по страхованию вкладов, но избавит их от необходимости в случае кризиса поддерживать рискованные инвестиционные операции банков.

Третий – значительное повышение требований к собственному капиталу компаний. Комиссия считает, что банки должны иметь больше резервной наличности для защиты в случае возможных кризисов. Она настаивает на том, что кредитным орга-низациям необходимо резервировать сумму, эквивалентную 10% активов, – это на 2,5 процентных пункта выше, чем требуют нормы Базеля-III. В докладе также говорится, что в сфере розничных банковских услуг должна возрасти конкуренция. В частности, рекомендуется распродажа большей части филиалов «Ллойдс бэнкинг».

В результате подобной реформы кредитные организации те-ряли бы до 7 млрд фунтов ежегодно, главным образом, из-за возросшей стоимости заимствований. Естественно, банки выра-зили своё недовольство рекомендациями комиссии. В связи с этим эксперты предложили претворять изменения в жизнь постепенно – до 2019 г. Британское правительство весьма благосклонно отнеслось к отчёту Независимой комиссии. Министр финансов Дж. Осборн уже заявил, что её рекомендации лягут в основу законодательства, которое должно быть одобрено дейст-вующим парламентом, т.е. до 2015 г.

Правительство намерено к концу 2012 г. упразднить действующую систему регулирования, созданную лейбористами с 1997 г. Функции нынешнего финансового регулятора – Управле-ния по финансовому регулированию и надзору (FSA) – переда-ются Банку Англии, а также ряду вновь создаваемых агентств. Внутри самого Банка Англии создаётся Комитет по финансовой политике. Наряду с образованным лейбористами в 1997 г. Комитетом по монетарной политике, он наделяется значительными полномочиями: обеспечивать стабильность финансовой си-стемы в целом, вести макропруденциальное регулирование. В функции Агентства по пруденциальному регулированию – дочерней компании Банка Англии – входит надзор за депозитными банками, страховыми компаниями и крупными инвестиционными банками. Деятельность Агентства по поведению финансовых институтов направлена на обеспечение разумного и осторожного поведения финансовых институтов на финансовых рынках, защиту потребителей, стимулирование конкуренции в финансовой сфере, повышение её эффективности.

С политикой отраслевой перестройки экономики и реиндустриализации тесно связано намерение правительства уменьшить региональные диспропорции в стране – сместить центры роста, который бы не столь сильно зависел от Лондона и юго-востока страны, где наиболее развита сфера услуг и проживает лишь треть населения страны. Правительство создаёт Фонд ре-гионального роста в размере 1,4 млрд ф.ст., чтобы поощрить инвестиции частного бизнеса и создание новых рабочих мест в отсталых районах. Особо значение придаётся развитию партнёрств частного капитала и местных органов власти, призванных принять на себя функции распускаемых Агентств регионального развития. В стране образована 21 зона предпринимательства, в которых установлен высокоскоростной Интернет, действуют пониженные ставки налогов, упрощённые системы регулирования и планирования.

Создаётся более благоприятный экономический климат для привлечения в страну иностранных прямых инвестиций. Ускоряется процедура разрешения проблем, которые возникают у крупных иностранных компаний в связи с их желанием инвестировать капитал в те или иные регионы Великобритании. Пра-вительственное агентство «Торговля и инвестиции Соединённо-го Королевства» и зарубежные представительства министерства иностранных дел призваны оказывать всемерную поддержку британским экспортёрам путём изучения иностранных рынков и помощи в получении зарубежных заказов в отраслях высоких технологий. Предусматривается расширить финансовые возможности Департамента гарантирования экспортных кредитов, а также содействовать выходу на внешний рынок малых и сред-них фирм.

Для повышения образовательного и профессионального уро-вня рабочей силы предполагается в течение четырёх лет профи-нансировать создание до 100 тыс. новых рабочих мест для молодёжи. С апреля 2010 по март 2011 г. обучение и переобучение прошли 257 тыс. взрослых. К 2014 г. откроются, по меньшей мере, 24 новых технических колледжа, студенты которых будут обучаться по специальностям, востребованным бизнесом. В целях повышения мобильности рабочей силы правительство окажет поддержку в строительстве жилья для 10 тыс. человек, впервые приобретающих недвижимость.

Правительство выделило свыше 200 млн ф.ст. на создание сети Центров технологии и инноваций для развития высокотех-нологичных отраслей экономики. Выступая перед представите-лями Конфедерации британской промышленности, Кэмерон за-явил, что мера призвана усилить связи между университетами и бизнесом, способствовать коммерциализации результатов науч-ных исследований и разработок. Создание таких центров облег-чит доступ бизнеса к новому оборудованию и экспертизе, финансовым ресурсам, поможет ему осуществлять собственные НИР. В начале ноября 2010 г. объявлено о создании в Восточном Лондоне, в том числе на базе Олимпийского парка, крупнейше-го в Британии научно-технологического центра, способного, по мнению правительства, бросить вызов американской Силиконо-вой долине. К мерам, призванным улучшить климат для инновационного развития, относится и введение предпринимательской визы, которая позволит иностранцам, способным привнести в Британию новаторские идеи, создавать в стране передовые в технологическом отношении компании.

В «Программе роста» подчёркивается, что перечисленные меры лишь начало долгосрочной стратегии развития экономики. В дальнейшем последуют новые шаги. Правительство пола-гает, что принимаемые им меры по перестройке экономики и ужесточению финансовой политики позволят оздоровить экономику. По прогнозам Управления по бюджетной ответственности, прирост ВВП в 2011 г. составит 1,7%, в 2012 г. – 2,5%, в 2013 г. – 2,9%, в 2014 г. – 2,9%, в 2015 – 2,8%. Однако многие экономисты высказывают сомнения в том, что меры коалицион-ного правительства способны в ближайшее время серьёзно изменить траекторию развития экономики страны. Высказывают-ся опасения, что они негативно скажутся на внутреннем спросе и тем самым подорвут всё ещё хрупкий экономический подъём.

 

Н.М. Степанова*

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: