Билль о НСЗ и социальном обеспечении

Британская Национальная система здравоохранения (НСЗ) – самая крупная государственная система здравоохранения в мире. Ею пользуется более 90% населения Британии. В ней за-няты более 1,5 млн работников. Ежесекундно НСЗ принимает 8 пациентов. Её два основных принципа – государственное финансирование за счёт налогов и бесплатность предоставления услуг. Британское общественное мнение устойчиво поддерживает НСЗ и ревниво относится к любым попыткам изменить её характер. Отсюда, правительство Кэмерона находилось в затруднении, как в положительном свете представить свою политику в отношении НСЗ, включая сокращение доли расходов на неё в бюджете страны. Консерваторы делали упор на то, что при нынешнем положении вещей через четыре года дефицит бюджета НСЗ вырастет до 22 млрд ф.ст.

Законопроект коалиционного правительства о реформе НСЗ и социального обеспечения был внесён в парламент 19 января 2011 г.[77] Он предусматривал самые значительные перемены в деятельности НСЗ за всю её историю с 1948 г. Министры неод-нократно отрицали, что намеченные изменения фактически оз-начают приватизацию НСЗ, однако противники реформы доказывали, что «приватизация станет неизбежным последствием многих положений законопроекта»[78]. В законопроекте предусматривалась ликвидация «трестов первичной медицинской по-мощи» и «стратегических органов здравоохранения» – управля-ющих структур НСЗ, одновременно с передачей от них 60-80 млрд ф.ст. (порядка 65% бюджета НСЗ) нескольким сотням «консорциумов», управляемым врачами общей практики. Министр здравоохранения Э. Лэнсли настаивал на введении в НСЗ большей конкуренции.

Законопроект о Национальной системе здравоохранения столкнулся с резкой критикой. Бывший лейбористский министр здравоохранения А. Милберн назвал планируемую консервато-рами реформу «самой крупной национализацией с тех пор, как Эньюрин Бивен создал НСЗ в 1948 г.»[79], а профсоюзы заявили, что реформа приведёт к сокращению более чем 50 тыс. рабочих мест в НСЗ. В марте 2011 г. в Лондоне состоялся организованный Британским конгрессом тред-юнионов (БКТ) многотысячный марш протеста против политики сокращений социальных расходов и предстоящих увольнений в госсекторе. В нём приня-ли участие от 200 до 500 тыс. британцев. Cреди выступавших на митинге в Гайд-парке были генсек БКТ Б. Барбер и лидер оп-позиционной Лейбористкой партии Эд Милибэнд.

В мае 2011 г. партнёр консерваторов по правительственной коалиции либерал-демократ Н. Клегг заявил, что билль о НСЗ необходимо отослать для внесения существенных изменений.

Свои критические замечания в адрес социальной политики Кэмерона высказал архиепископ Кентерберийский Р. Уильямс. В журнале «Нью стейтсмэн» он открыто поставил под сомнение легитимность правительственной коалиции, отклонил концепцию «большого общества» как «до боли избитый» лозунг, и за-явил, что министры не должны возлагать ответственность за эко-номические и социальные проблемы Британии лишь на послед-нее лейбористское правительство. Уильямс предостерёг, что об-щественность «охвачена опасениями» относительно правитель-ственных реформ образования, НСЗ и системы пособий. Архиепископ обвинил Кэмерона и Клегга в навязывании «радикальной политики, за которую никто не голосовал»[80]. Отвечая на его обвинения, премьер-министр заявил, что совершенно с ними не согласен, особенно по таким вопросам, как социальное обеспечение и образование[81].

Столкнувшись с противодействием реформам НСЗ со сторо-ны общественности, профсоюзов и партнёров по коалиции, Кэ-мерон пообещал, что универсальный и интегрированный харак-тер НСЗ будет сохранён, и что на протяжении всего срока прав-ления нынешнего Кабинета ежегодно её бюджет будет повышаться в реальном выражении. Назвав НСЗ «институтом, кото-рый мы все любим и дорогим нашему сердцу», премьер-ми-нистр сказал: «Если вы беспокоитесь о том, что мы собираемся продать НСЗ и создать частную систему американского образца, то мы не сделаем этого».

В июне 2011 г. Кэмерон объявил о внесении значительных изменений в законопроект о НСЗ. Он признал, что допустил определённые ошибки и заявил: «Билль будет дополнен с тем, чтобы стало ясно – главная задача Регулятора НСЗ – не поощре-ние конкуренции. Она приветствуется лишь тогда, когда идёт на пользу пациентам…. Конкуренция вводится не ради конкуренции, а для улучшения жизни пациентов»[82].

Изменения коснулись также предложений законопроекта о ликвидации трестов первичной медицинской помощи и увеличении полномочий практикующих врачей в финансовых вопро-сах. Кэмерон пообещал ввести в консорциумы не только практикующих врачей, но и других работников медицинской отрас-ли, создать «клинические сенаты» из старших медицинских про-фессионалов для наблюдения за интеграцией служб НСЗ. Он сообщил о намерении создать управляющую структуру НСЗ и ввести в ней механизм, который не позволит частным группам выбирать только «рентабельных» пациентов. Премьер-министр также подтвердил, что коалиция сохранит намеченные цели, в том числе снижение до 18 недель ожидания госпитализации в больницах Англии.

Лидер Лейбористской партии Э. Милибэнд, который идее «большого общества» противопоставляет идею «хорошего общества», подверг критике политику тори в области здравоохра-нения. Он заявил: «Дэвид Кэмерон – первый премьер-министр в истории, который пять раз обещал защищать НСЗ… однако он уже нарушил два из них. Количество людей, которые ожидают лечения на протяжении 18 недель, выросло. Он не защитил бюд-жет системы здравоохранения». Милибэнд обвинил премьер-министра в «бюрократической реорганизации» и «неправильном управлении НСЗ». «Сотни миллионов фунтов, – сказал он, – ко-торые должны были быть израсходованы на лечение пациентов, потрачены на вручение извещений об увольнении работников трестов первичной медицинской помощи, которые теперь, возможно, будут снова приняты на работу»[83].

Однако Кэмерон рассматривает разворот в политике правительства в отношении здравоохранения как признак силы. Но британцы иного мнения: в июне 2011 г. консерваторы, согласно социологическим опросам, отставали от лейбористов на пять процентных пунктов. Время покажет, достаточны ли уступки Кэмерона в области социальной политики для возвращения до-верия избирателей.

 

Г.С. Остапенко*

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: