И реакция британского общества

 

Концепция мультикультурализма предусматривала два под-хода к развитию иммигрантских сообществ. С одной стороны, община иммигрантов получала возможность сохранять свои традиции и свою культуру, в том числе и за счёт средств государства. С другой, государственные и общественные институты через систему образования внедряли в сознание прибывших азиатов, африканцев и латиноамериканцев принципы западной демократии, включая уважение к закону и правам человека.

В период последнего лейбористского правления (1997–2007 гг.) мультикультурализм превратился по существу в одно из на-правлений национальной политики. Школы и культурные центры иммигрантов подобно соответствующим учреждениям коренных жителей получали субсидии от государства. Более того, именно инорелигиозные общины (мусульмане, индуисты, сикхи) стали адресатами специальных муниципальных программ. Власти надеялись, что мультикультурализм послужит «мягкому» приобщению мигрантов к британским законам и обычаям и в условиях отдаления прибывших от их родины приведёт к ослаблению этнических, расовых и религиозных привязанностей.

Нельзя сказать, что усилия оказались напрасными. Предста-вители первой волны иммиграции, поставленные в жёсткие ус-ловия из-за своей малочисленности и разрозненности, сумели интегрироваться в британское общество. Вполне благополучную картину можно наблюдать в отношении индуистской общины. Её члены, составляя 1,5% населения Британии, являются по большей части выходцами из Индии и по численности занима-ют третье место после христиан и мусульман. Благодаря непри-нятию насилия как одного из принципов индуизма его приверженцы легко уживаются с представителями других религий и культур. Выявилась и их склонность к врачеванию. 23% докторов, имеющих сертификат Национальной службы здравоохранения Британии, составляют индусы. Об особом уважении к этой категории иммигрантов свидетельствовало празднование в сентябре 2004 г. в парламенте дня рождения индуистского бо-га Кришны. В светской жизни депутатов событие стало поистине уникальным[84].

Что же касается мусульман второго и третьего поколения, детей и внуков выходцев из Пакистана и Бангладеш, углублённое изучение своей религии и традиций в специальных школах и мечетях привело к раздвоенности их сознания. Как правило, они считают себя британцами, но чужды, а порой даже враждебны к ценностям западной цивилизации с её светской направ-ленностью. Ислам остался для них не только религией, но и об-разом жизни. Опросы общественного мнения, проведённые в 2007 г. среди мусульманской молодёжи, показали её радикализацию, включая не только следование исламу в его экстремистском варианте, но и откровенную симпатию к террористам. Си-туацию усугубляли проповедники из арабских стран, которые нередко в качестве политических беженцев находили приют в Британии и одновременно призывали к борьбе с иноверцами. Единению мусульманской общины способствовало участие Ве-ликобритании в военных операциях в Ираке и Афганистане, на-селение которых исповедовало ислам.

Экономический кризис, переживаемый страной с 2007 г., обострил этнические, религиозные и социальные противоречия. Коренные жители Соединённого Королевства были обеспокоены угрозой терроризма со стороны исламских экстремистов, не-малыми бюджетными выплатами на содержание детей и родст-венников иммигрантов, высокой рождаемостью в их семьях, воз-росшей конкуренцией на рынке труда и, наконец, повышенным вниманием к культуре новых граждан при заметном пренебрежении к национальным традициям в свете политкорректности.

Для большей части британцев малая эффективность мульти-культурализма стала очевидной. Лидер Консервативной партии Д. Кэмерон, ещё теневом кабинете оппозиции, выступил с критикой концепции. Он также выражал понимание того, что азиа-ты не принимают западный образ жизни из-за свойственного ему культа потребления и развлечений. Однако при подготовке предвыборной программы тори Кэмерон ратовал за ужесточение правил по приёму иммигрантов, введению квот для беженцев и даже за выход страны из Женевской конвенции по бежен-цам 1951 г., так как, по его мнению, она открывала двери для приезда на острова исламских проповедников экстремистского толка.

Настоящую сенсацию произвела речь Кэмерона в качестве главы кабинета в Мюнхене 5 февраля 2011 г. на 47-й Конферен-ции по безопасности. Британский премьер-министр указал на то, что раньше политика его страны поощряла инорелигиозные общины жить обособленно друг от друга и от принятых в обще-стве ценностей. В результате их изоляции ослабла британская идентичность и усилилась восприимчивость юных мусульман к призывам экстремистов.

Свою речь Кэмерон охарактеризовал как обвинительный акт мультикультурализму и заявил о провале этого подхода. Отвер-гая «пассивную толерантность», утвердившуюся в британском менталитете, премьер-министр призвал к внедрению в сознание людей «активного и сильного либерализма», при котором национальная идентичность формируется за счёт уважения к пра-вам человека, верховенству закона, атрибутам британской куль-туры и свободе слова. Организации, которые не следуют данным правилам, Кэмерон предложил лишить доступа к государственной казне, а их представителей – возможности пропагандировать свои взгляды в университетах и других заведениях. При этом глава правительства провёл чёткую границу между исламом как религией и исламизмом как политической идеологией с её экстремистской направленностью. «Свобода слова, свобода вероисповедания, верховенство закона, равные права для всех независимо от пола, расовой принадлежности, сексуальной ориентации. Вот что определяет наше общество, – заявил Кэмерон. – Каждый должен иметь возможность сказать: “Я – мусульманин, я – индуист, я – христианин, но также и лондонец”»[85]. Несостоятельность мультикультурализма признали так-же лидеры Германии и Франции.

В самой Британии почва для вспышки антимусульманских настроений была подготовлена. По совпадению или в связи с выступлением Кэмерона в г. Лутон прошла демонстрация сторонников «Лиги английской обороны» (English Defence League), собравшая от двух до трёх тысяч человек. Эта организация, со-зданная в 2009 г., объединяет представителей молодёжных суб-культур с ультраправыми взглядами. Сюда же входят и некото-рые группировки футбольных фанатов. Демонстранты требова-ли от правительства остановить рост экстремистских организаций в мусульманской среде, запретить шариатские суды, подпольно или неофициально действующие в стране, скандировали оскорбительные для мусульман лозунги: «Мусульмане-терро-ристы вон с наших улиц», «Нет строительству мечетей!». Демонстрации Лиги противостояла манифестация «Объединения против фашизма», насчитывавшая около тысячи человек. Акции переросли в столкновения. Для предотвращения кровопролития в город были введены более тысячи полицейских[86]. В целом происшедшие события свидетельствовали о наметившемся рас-коле в британском обществе.

Мусульманские организации обвинили Кэмерона в том, что он своей речью спровоцировал выступления правых. Так, генеральный секретарь Мусульманского совета Британии доктор Файсал Ханжра заявил, что свет софитов вновь направлен на му-сульманскую общину, которая рассматривается как часть про-блемы, не способствующая её решению. Глава мусульманской молодёжной организации «Фонд Рамадана» высказался в поддержку концепции мультикультурализма.

Деятели оппозиционной Лейбористской партии, включая бывшего министра внутренних дел Дж. Стро и министра юстиции в теневом кабинете Садика Хана, были солидарны с лидерами Мусульманского совета Британии и Фонда Рамадана, и предупредили Кэмерона, что он играет на руку ультраправым. В ответ пресс-служба британского премьер-министра заявила, что Кэмерон не намерен извиняться за свою речь, поскольку её готовили давно и она никоим образом не связана с событиями в Лутоне[87].

Позиция Камерона нашла поддержку у значительной части британцев, что, однако, не означает, что коалиционному прави-тельству удастся, как выразился Камерон, оставить мультикуль-турализм в прошлом. Мусульманская диаспора увеличивается за счёт естественного прироста и притока экономических имми-грантов, столь необходимых британской экономике. Нельзя не согласиться с точкой зрения, высказанной известным российским востоковедом А.В. Малашенко, который считает, что в перспективе британцам, как и многим другим европейцам, пред-стоит осознать, что в ближайшие десятилетия коренным жителями островов окажутся миллионы мусульман. Все они, даже при наличии стремления вписаться в европейскую культуру, бу-дут сохранять генетическую и конфессиональную привязанность к своим историческим корням[88]. В сложившихся обстоятельствах мультикультурализм будет единственной альтернати-вой конфликту цивилизаций.

Нельзя не учитывать и новый акцент в политике США и ве-дущих стран Запада – их поворот в сторону «третьего мира», в первую очередь – к государствам Ближнего Востока. Неслучай-но президент США, выступая в британском парламенте в мае 2011 г. в ходе трёхдневного визита в Великобританию, подчер-кнул свою причастность к иммигрантам, преуспевшим на новой родине. «США и Великобритания, – сказал он, – продемонстри-ровали всему миру, что дети выходцев из колоний могут стано-виться членами палаты этого великого парламента и слушать выступление внука кенийца, служившего поваром в британской армии, который сегодня выступает перед Вами как президент Соединённых Штатов»[89].

В целом можно сказать, что проблема адаптации иммигран-тов, имеющих неевропейские корни, особенно мусульман, стала для Британии одной из самых актуальных проблем.

 

А.Б. Берсон*

 

«ЛОНДОНСКАЯ МОДЕЛЬ» МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

 

В последнее время в Великобритании, как и в других европейских странах, мегаполисы оказались перед лицом серьёзных культурных и социальных изменений. Иммиграционная полити-ка европейских стран развивалась с учётом концепции мультикультурализма, которая оценивается всё более противоречиво.

Столица Соединённого Королевства – крупнейший европей-ский мегаполис – один из самых разнообразных, с точки зрения населения, городов мира, характеризуется высокой степенью культурной гетерогенности и социокультурной динамикой. По мнению газеты «Гардиан», Лондон – самый диверсифицирован-ный город на земле: никогда ещё столько непохожих людей с различными корнями не жили в одном месте[90].

Лондон показателен для анализа политики мультикультура-лизма в Европе в целом и в Великобритании в частности. На официальном сайте администрации города Лондон назван «ми-ром под одной крышей», в котором нет места дискриминации и предрассудкам[91].

Нынешний мэр Лондона Борис Джонсон в документе «Пла-нируя лучшее для Лондона – 2008» (Planning for a better London 2008) подчёркивает, что его жители представляют все континенты, страны и культуры, в результате чего формируется непревзойдённая атмосфера лондонской жизни[92].

Основные этнические меньшинства в Лондоне – бангладеш-цы, китайцы, афро-американцы, индусы, пакистанцы и ирланд-цы[93]. 27% лондонцев родилось за пределами Евросоюза. Для каждого третьего лондонского школьника родной язык – не анг-лийский. Согласно исследованию 2005 г. в Лондоне существует около 50 этнических сообществ численностью более 10 тыс. человек; в этом городе можно отведать кухню более чем 70 стран мира.

Осознав, насколько общество стало разнообразным в культурном и этническом плане, Лондон избрал для себя политику мультикультурализма. Она признаёт право на сосуществование различных культур и выражение своей идентичности их представителями.

Культурная и этническая интеграция иммигрантов в городскую среду Лондона служит локальным примером иммиграционной политики Великобритании. Реализация «лондонской мо-дели» мультикультурного развития привела во многих случаях к успешной интеграции этнических меньшинств, но её изъяны в августе 2011 г. вылились в погромы.

К основным чертам «лондонской модели» мультикультурного развития относятся:

Ø Интеграция «сверху» и «снизу»: диалог властей и имми-грантов.

Примером интеграции «сверху» служит подготовка к Олим-пиаде 2012 г.Помимо спортивной составляющей при подготов-ке к Играм администрация Лондона придаёт особое значение многокультурному развитию. В рамках организационного комитета лондонских олимпийских игр создан «Форум равноправия и разнообразия Лондона 2012» (London 2012 Equality and Diversity Forum)[94]. Р. Барнс, заместитель мэра Лондона и глава Форума, во вступлении к отчёту обещает, что олимпийские и Паралимпийские игры учтут разнообразие населения города и при проведении игр будут использовать этот фактор как преиму-щество британской столицы. Игры он называет самыми открытыми, а также подчёркивает, что они создадут новые рабочие места в районах спортивных мероприятий, и многие смогут при-нять участие в их организации. Отмечается, что игры пройдут в пяти районах Лондона, где сконцентрированы этнические меньшинства.

Пример интеграции «снизу» – сквоттинг[95]. Лондонские сквоттеры напомнили о себе в марте 2011 г. Лондонский дом сына Ливийского политического лидера М. Каддафи (ценой около 11 млн ф.ст.) захватила группа активистов «Долой тиранов!». Сквоттеры вывесили баннер с надписью «Вон из Ливии! Вон из Лондона!». «Мы не верим, что британское правительство поступит с собственностью режима Каддафи должным образом, поэтому мы взяли дело в свои руки, – говорится в заявлении группы. – Пока мы хотели бы приютить беженцев из Ливии и всех тех, кто бежит от тирании и преследований в разных стра-нах»[96]. Таким образом, сквоттеры крупнейшего европейского многонационального города выразили свою оценку происходящего.

Напомним, что весной 2011 г. обострилась политическая си-туация в странах Северной Африки: Египте, Алжире, Ливии и Тунисе. Беспорядки и гражданские войны в этом регионе вновь подняли проблему беженцев и иммигрантов в Европе.

Развитие мультикультурализма в Лондоне привело и к неко-торым экономическим инициативам этнических меньшинств. Необходимо упомянуть о неординарном нововведении в одном из беднейших и небезопасных районов британской столицы на юге города – Брикстоне. Он заселён на 25% «цветным» населением и его называют «неофициальной столицей афро-карибско-го британского сообщества». Введение локальной валюты – брикстонского фунта (Brixton Pound) в 2009 г. – стало попыткой поддержать местную экономику и укрепить связи между её субъ-ектами: потребителями, производителями и магазинами[97]. Мне-ния об эффективности местной валюты разошлись. В целом, эта мера была скорее идеологической инициативой, которая укрепила веру в неповторимость и отличие данного района от остального города.

Ø Институциональность и коммунитарность.

В Лондоне существует разветвлённая сеть городских инсти-тутов и служб, занимающихся регулированием мультикультур-ных отношений.

Из городских политических институтов, в рамках которых созданы программы по культурной интеграции, следует отметить «Лондонское агентство развития» (The London Develop-ment Agency)[98]. В нём действует Департамент равенства и разнообразия, перед которым стоит цель устранить неравенство, в том числе связанного с этнической принадлежностью и достичь социальной справедливости. Агентство публикует ежегодно об-новляемую «Программу расового равноправия» (Race Equality Scheme).

В 2002 г. опубликована первая программа расового равноправия. Основные её успехи отмечаются в таких областях, как транспортные услуги, образование, охрана правопорядка и стро-ительство. Благодаря программе увеличено количество транспорта и маршрутов в тех районах, где из-за притока иммигрантов проживает больше людей. Создан «Совет по борьбе с преступностью в афро-американской общине» (Black and Minority Ethnic Crime Cracking Partnership Board). Программа на 2010–2011 гг. получила название «Равные жизненные шансы для всех сообществ Лондона» (Equal Life Chances for All London’s Com-munities).

Также действует «Лондонский консорциум по делам бежен-цев» (The London Asylum Seekers Consortium) – основной ресурс, который поддерживает беженцев, особенно детей и моло-дых людей. Действует совместно с различными городскими районами, Службой пограничного контроля (UK Border Agen-cy) и районными советами (London Councils)[99].

Отметим, что английская модель мультикультурного разви-тия отличается коммунитарностью. Сообщества, общины (com-munity) всегда занимали главенствующую роль в конструировании социально-политических связей.

Ø Сбор и обновление статистики по этническим меньшин-ствам.

В марте 2011 г. прошла перепись населения Великобритании. Этнические вопросы в перепись были введены лишь в 1991 г. Предыдущая перепись проходила в 2001 г. и имела значительные отличия от последней. Перепись 2011 г. была доступна для заполнения в Интернете на официальном сайте[100]. Она включала вопросы, адресованные мигрантам: дату въезда в Бри-танию, период пребывания, вопрос о знании английского языка, если он не является родным. За отказ заполнить анкету и да-чу ложных сведений предусматривался штраф до 1000 фунтов.

Национальное статистическое агентство проводит работу с местными администрациями районов Лондона и сообществами для учёта разнообразия населения. Особое внимание отводится тем группам, которые сложнее всего подсчитать: цыганам и эт-ническим меньшинствам из среды иммигрантов.

Ø Городские культурные мероприятия.

В Лондоне ежегодно проводят несколько масштабных куль-турных мероприятий, подчёркивающих культурное разнообразие города и его жителей. Примеры: латиноамериканский«Кар-навал дель Пуэбло»[101] (крупнейший в Европе), для афро-кариб-ских общин – «Карнавал Ноттинг Хилл»[102], азиатский «Лондон Мела»[103].

Русская культура также не остаётся в стороне. Русская масленица в Лондоне – одно из крупнейших ежегодных событий, посвящённых русской культуре, за пределами России. Массовое празднование состоялось в марте 2011 г. на Трафальгарской площади. «Русских в Лондоне становится всё больше, они очень важны для города. Российская диаспора во многом изменила город и во многом к лучшему», – заявил мэр Б. Джонсон[104].

Ø Мультилингвистичность.

По результатам исчерпывающего исследования многоязыч-ного Лондона («Multilingual Capital: The Languages of London’s Schoolchildren and Their Relevance to Economic, Social, and Educational Policies») 850 тыс. школьников Лондона говорят на 300 различных языках. В первую десятку языков вошли: арабский, бенгальский, креольский, гуджарати, хинди, панджаби, турецкий, кантонский диалект китайского языка, йоруба, на каждом из которых говорят не менее 40 тыс. детей. Более 25 языков, по-мимо английского, используются в Лондоне в религиозных це-лях (арабский, китайский, армянский, иврит, японский, польский, португальский, русский и др.).

В Великобритании существует государственная программа по обучению английскому языку иммигрантов, направленная на то, чтобы дать им возможность общаться с социальными работ-никами, врачами, учителями, понимать законы, а также пройти тест на гражданство (The Life in the UK Test).

Отметим также, что до 2008 г. Лондонское агентство развития выпускало газету «Лондонер» (The Londoner) на нескольких языках и распространяло её бесплатно среди жителей города. Мэр столицы Б. Джонсон отказался от данного инструмента по-литики из соображений экономии. Он предложил потратить сэ-кономленные средства на посадку в городе 10 тыс. деревьев[105].

Ø Академичность.

Впечатляет количествомозговых центров, изучающих проблему иммиграции и культурной интеграции Лондона. Пробле-мой культурной интеграции озабочены не только власти, но и научное сообщество британской столицы. Среди них: независи-мая организация по вопросам расового равенства в Великобритании «Раннимид траст» (Runnymede Trust)[106], Центр изучения экономических и социальных проблем Лондона при Лондонской школе экономики[107], Центр изучения вопросов миграции, этничности и расы при Лондонском городском университете (Ci-ty university of London)[108].

Ø Критика городской модели мультикультурного развития со стороны правительства vs локальная поддержка со стороны мэрии Лондона.

Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон не раз высказывал отрицательное мнение о мультикультурализме в стра-не и в столице, а городская администрация, напротив, развивает данную концепцию. Точка зрения Кэмерона (высказанная им ещё в годы пребывания в оппозиции в 2006 г.) о несостоявшем-ся мультикультурализме в Великобритании администрация Лондона приняла в штыки[109].

«Лондонская интернационализация и мультикультурализм – ключи к успеху города. А слушая высказывания Кэмерона, каж-дый представитель этнических меньшинств узнаёт, что от него ожидают отказаться от культурной идентичности ради того, чтобы считаться гражданином Великобритании», – заявил мэр.

Предыдущий глава города К. Ливингстон охарактеризовал высказывания тогдашнего лидера оппозиции, как мягкую версию «теста Теббита». Ещё в 1990 г. консерватор Н. Теббит утверждал, что иммигранты, которые болеют не за британские спортивные команды, а за команды стран своего происхождения, не станут патриотами новой родины.

За последние несколько лет целый ряд европейских полити-ков высказались против политики мультикультурализма. Д. Кэ-мерон примкнул к её критикам в «мюнхенской речи» 2011 г. Он объявил, что Великобритания нуждается в сильной национальной идентичности, что предотвратит участие людей в экстремистских группировках. По словам Кэмерона, доктрина мультикультурности поощряет «жизнь в разобщенных, изолированных друг от друга этнических общинах», в то время как для предотвращения роста экстремизма, британцы нуждаются в более определённой и чёткой национальной идентичности[110].

Речь британского премьер-министра в очередной раз вызва-ла критику городской администрации Лондона. «Как Кэмерон может критиковать мультикультурализм Лондона, когда благо-даря ему создаётся экономическое благополучие города? Как он может ратовать за либеральные ценности, отрицая “здравое раз-нообразие”?», вопрошал нынешний мэр, член Консервативной партии.

Ø Столкновения полиции с этническими меньшинствами и лондонские мятежи.

Несмотря на многочисленные меры, принятые властями для поддержания межэтнического мира, в городе с определённой периодичностью происходят выступления населения и беспорядки, демонстрирующие изъяны концепции мультикультурализма. Особую озабоченность вызывает активный рост экстремистских организаций и распространения радикальных идей среди английской молодёжи.

В августе 2011 г. Лондон охватили погромы: беспорядки на-чались в районе Тоттенхэм и распространились на Хэкни, Пекхэм, Брикстон, Кройдон, Клэпхэм, Илинг и Камден. Мародеры выбивали витрины магазинов и ресторанов, грабили и нарушали порядок и днём, и ночью. В разных частях города вспыхива-ли пожары. Погромы продолжались больше недели. Арестованы были тысячи человек. Беспорядки прокатились и по другим городам: Ливерпулю, Манчестеру, Бирмингему[111].

Поводом для этих событий стало убийство полицейскими Лондона чернокожего Марка Даггана. Случившееся вызвало оживлённые дискуссии в СМИ и в обществе. По данным полиции, Дагган являлся наркоторговцем в районе Тоттенхэм, и за ним уже давно была установлена слежка. Как объяснили полицейские, им пришлось застрелить его при задержании в целях самообороны, так как преступник был вооружён. Родственники Дуггана, а также многие жители района утверждали, что он был не виновен и что полицейские с пристрастием относятся к темнокожему населению этого городского района[112]. Поначалу ло-кальная волна протеста в связи с убийством Даггана распространилась на многие кварталы столицы.

Основной причиной беспорядков, как считают многие, стала социальная напряжённость, возникшая вследствие курса коа-лиционного правительства по сокращению расходов на социальную политику. С прихода к власти коалиции митинги и выступления студентов, забастовки работников социальных служб и профсоюзов набирали обороты. Крупнейшей за 2011 г. стала забастовка учителей, прошедшая 30 июня 2011 г. В тот день около 12 тыс. школ по всей стране закрыли свои двери. В районах Брент и Камден не работало 90% школ[113].

Политика сокращения расходов на социальные нужды усугубляет проблему социальной исключённости, увеличивает раз-рыв между бедными и богатыми, ведёт к росту безработицы. Особенно сильно эти процессы отражаются на этнических мень-шинствах, которые проживают в наименее благополучных рай-онах.

Несмотря на то что оплата труда в Лондоне выше, чем в це-лом по стране, уровень безработицы в городе – самый высокий в Великобритании (8,8%, в среднем по стране – 7,8%). Иммигрант при поиске работы сталкивается с большими трудностями, малым количеством возможностей для низкоквалифицированных рабочих, с языковым барьером. Лондонское агентство развития работает над решением этих проблем. В 2009–2010 гг. 35 тыс. жителей столицы получили от него поддержку в поиске работы, улучшили свои профессиональные навыки, 2600 человек нашли себе работу[114].

Безработица среди молодёжи в кризисные 2008–2009 гг. лишь увеличивалась. Процент безработных в возрасте от 16 до 24 лет вырос с 14% в первом квартале 2008 г. до 20% в первом квартале 2011 г.[115] При этом, уровень безработицы в Тоттенхэме, где начались беспорядки, ещё не самый высокий в Лондоне (район находится на 16 месте среди районов города с наивысшей безработицей)[116].

Большой интерес представляют результаты опроса среди жителей Лондона, проведённого агентством «ЮГав» (YouGov): 42% назвали причиной беспорядков криминалитет, 24% – куль-туру уличных молодёжных банд, 8% – урезание социальных расходов, 5% – безработицу и столько же – политические конфликты, 3% – плохое городское управление[117].

Нельзя снимать со счетов и пагубное влияние на молодёжь рэп-культуры, прославляющей наркотики, антисоциальное поведение. Среди причин беспорядков называют также консюмеризм, слепое стремление к потребительству[118].

Отметим, что многие представители этнических меньшинств призывали прекратить беспорядки, включая тех, кто сам пострадал от погромов. В основном это были взрослые люди, им-мигранты первого и второго поколения, которые ценят то, что получили от новой родины.

В сложившейся ситуации, когда в Лондоне каждый третий имеет иммигрантские корни, мультикультурализм должен суще-ствовать и работать на благо жителей города. Однако властям следует задуматься о внесении в доктрину корректив. Особое внимание государственные и муниципальные власти должны уделять вопросам образования и трудоустройства молодёжи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: