Общественная природа сознания

 

Человеческое сознание, как уже отмечалось, – социально обусловленное отражение, отличающееся особой формой человеческого способа бытия и его взаимодействия с окружающим миром. Доминирующим фактором становится практически-перобразовательное отношение человека к природе, к обществу, к самому себе и собственной жизнедеятельности. В процессе практической деятельности человек создает как бы «вторую природу», орудия и свойства производства, новую среду обитания и соответствующие ему семейно-нравственные установления, строит целесообразные формы общения и социальной организации. Происходит высвобождение времени для развития умственных и физических сил, повышения образованности, для активных творческих занятий во всех областях жизни. Разумеется, «значения», как и знания о свойствах предметов, их функционировании, о способах использования, изменяются по мере развития приемов взаимодействия человека с объективным миром, приобретают личностный смысл в виде оценки субъектом жизненного значения определенных вещей и явлений. Но одновременно с тем происходит переоценка ценностей, меняются мотивы дальнейших действий, возможно совершенствование межличностных отношений. Формируются способы деятельности и поведения, особенности существования и жизненной ориентации, имеющие специфически человеческий характер, общественную природу.

Главное качество человека – общинность. Человек – существо «общно-общинное», коллективное, общающееся. Социально-общинный способ существования человека обусловил складывание надындивидуального механизма переработки и хранения коллективного опыта, ставшего общим достоянием. Достигнутое знание, приобретая относительно самостоятельное существование, закрепляется, умножается, отчужденное от его создателя, приобретает доступность, передается социальной лестнице. Таким образом, человек впитывает в себя опыт предыдущих поколений и применяет его в последующем на личном опыте. Человек не может существовать вне социума. История дает примеры, когда дети, лишенные социального окружения, воспитанные в среде животных, не обладали признаками сознания, хотя у них и сохранялся физиологически нормальный мозг. Причем этот процесс носил необратимый характер даже тогда, когда детей возвращали в общество. Это понятно с точки зрения развития и эволюции общества: «если бы люди никогда не стали жить общественной жизнью, то их положение едва ли чем-либо отличалось от положения других живых существ. Все их занятие состояло в том, чтобы удовлетворять элементарные потребности» (Грей Д. // Собр. соч. – М., 1995. – С.20).

Основой изменений, сделавших человека человеком, явился труд. Труд сплачивал людей и приучал к совместным действиям, возвышал человека и не позволял ему остановиться на достигнутом, многосторонне развивал его способности и способствовал формированию разумных потребностей. Постепенно происходил процесс совершенствования и перестройки психических структур человека. Формировались и развивались и развивались такие свойства, как мышление, воля, память, эмоции, способность управлять собственным поведением, умение видеть и оценивать мир глазами социума, тех или других социальных групп, используя исторически сложившиеся понятия. Безусловно, «труд создал человека» и внес решающий вклад в становление и развитие его сознания, духовности и культуры в целом.

Становление и развитие сознания неразрывно связано с речью. Человек – существо мыслящее. Чтобы результаты его мыслительной деятельности не исчезали бесследно, нужна их кристаллизация, закрепление, а самое главное, чтобы при необходимости они могли быть свободно вызваны с помощью каких-либо материальных знаков – жестов, специализированных знаков, слов и иных символов различных языковых систем.

Сущность языка определяется его функциями. Среди них главные – средство общения и орудие мышления. Функциональные особенности языка определяют единство последнего с сознанием. Сознание получает свое адекватное выражение в языке как материальном носителе. Язык – непосредственная действительность мысли, сознания. Символизируя в особой форме все стороны внутренней духовной жизни людей, от чувственности до рациональности, язык обладает в контексте слов выраженным смыслом, вносит некоторый порядок и логику познания и поведения индивидов, придает звуку или письму определенность. С другой стороны, отсутствие единых предметных характеристик, общепринятых кодов восприятия мира порождает семантическую дифференциацию носителей различных языков, что, в свою очередь, вызывает содержательные разрывы в понимании и истолковании одних и тех же явлений у представителей разных языковых общностей. Действительность предстает такой, какой ее истолковывает для восприятия язык. Соответственно и формируется сознание.

Сознание отличается исключительной сложностью не только с точки зрения своего возникновения и развития, но и по принципам функционирования, в частности, по особому характеру своей способности отражения. Уже на биологическом уровне проявляется так называемое опережающее отражение – способность организмов «предвидеть» будущие изменения окружающей среды и целесообразно к ним приспосабливаться. У человека эта способность многократно умножается и принимает качественно новый вид, раскрываясь в деятельности, в активности. Человек не только отражает мир, но и творит его, целесообразно с ним взаимодействует.

Деятельность человека связана, так или иначе, с постановкой целей и задач, с поиском оригинальных решений. Человек не просто приспосабливается к природе как животное, он переделывает ее в соответствии с объективной логикой вещей и собственный пониманием развивающегося бытия. В целенаправленной и целеобразующей деятельности заключен основной смысл сознания, его сила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: