Лидер принимает решение и объявляет его | Лидер внушает решения | Лидер представляет идеи и провоцирует вопросы | Лидер представляет пробное решение для возможного изменения | Лидер представляет проблему, получает предложения и принимает решение | Лидер определяет границы и просит группу принять решение | Лидер позволяет действовать в определенных им границах |
Существует и другая классификация стилей управления (лидерства):
1. Управление по результатам
2. Бюрократическое
3. Управление по целям
4. Управление по процессу
Ниже схематично представлен процесс принятия решения при стиле лидерства «Управление по результатам» (рисунок 2).
Рисунок 2 – Процесс принятия решения при стиле лидерства «Управление по результатам»
Зависимость стиля лидерства от уровня зрелости рабочей группы
Функциональное лидерство.
Основные действия Руководителя:
§ Устанавливать цели
§ Устанавливать стандарты
§ Устанавливать объекты целей
§ Устанавливать процедуры
§ Осуществлять планирование
|
|
§ Осуществлять контроль
§ Осуществлять мониторинг проекта
Основные действия Индивида:
§ Понимать других
§ Выслушивать/задавать вопросы
§ Создавать мотивацию
§ Консультировать
§ Тренировать
§ Оценивать
§ Ставить цели
§ Устанавливать дисциплину
Обучать и развивать
Основные действия Команды
§ Улаживать конфликты
§ Совместно решать проблемы
§ Общаться
§ Наблюдать за действиями команды
§ Давать обратную связь
§ Создавать команду
§ Играть в команде определенные роли
Заключение
Работа в команде - это прежде всего «игра» по определенным правилам, которые должны разделяться всеми членами группы. Командная работа, как и езда на автомобиле, возможна только при соблюдении взаимной договоренности. К тому же, в некоторых странах правила дорожного движения имеют свои особенности (например, левостороннее и правостороннее движение или допустимый уровень алкоголя в крови). Возникает дополнительная сложность - научится действовать по правилам той страны, в которую въезжаешь. Так и команды могут отличаться друг от друга правилами внутренней организации своей работы.
Нормы командной работы, как правило, задаются особенностями решаемой задачи и лидером, который к тому же обеспечивает их поддержание. Решаемая задача накладывает ограничения на тип совместной деятельности и распределение ролей членов группы. Лидер задает и поддерживает нормативы принятия решений и контроля за их выполнением. Однако, на правила могут оказать влияние и члены команды, посредством их принятия (конформности); нарушения (дивиантного поведения) и, в предельном варианте, за счет порождения новых правил работы.
|
|
Таким образом, решаемая задача, лидер и члены команды, задают правила, по которым будет осуществляться совместная деятельность.