Процес с- единое последовательное определенное движение системы. Процессы могут протекать как в организованной, так и в неорганизованной форме. Неорганизованные процессы ведут к нарушению равновесия системы и ее разрушению. Можно говорить о классификации процессов по фазам жизненного цикла системы.
1. Процессы образования системы: В процессе образования новорожденная система получает: - структуру, обеспечивающую стабильность системы; - базовый уровень организованности, - исходный потенциал;
2. Процессы роста системы, обеспечивающие увеличение количественных параметров: рост, как «взросление» новорожденных систем; - устойчивый рост зрелой системы; - циклический рост.
3. Процессы развития системы, предполагающие качественное совершенствование и повышение уровня ее организованности: развитие новорожденных систем;- развитие со стадии глубокого спада;
4. Процессы функционирования системы на одном и том же уровне организованности и при тех же параметрах системы.
5. Процессы спада характеризуются падением количественных параметров системы и сужением ее масштаба. Виды: - спад, как «старение» системы; - спад как временное ослабление; - циклический спад.
|
|
6. Процессы регрессирования системы характеризуются ухудшением качественных характеристик системы и снижением уровня ее организованности.
7. Процессы разрушения системы, завершающиеся потерей ее качественной определенности: - разрушение как завершение процесса старения.
Бюджетный дефицит и государственный долг.
Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.
дефицит бюджета классифицируют по таким критериям:
- по форме проявления: открытый (официально провозглашенный в законе о бюджете на соответствующий год) и скрытый (не определенный официально, проявляется в повышении плановых объемов доходов, включенных в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита).
Скрытый дефицит бюджета содержит в себе такие составляющие:
- финансирование государственными предприятиями излишней занятости в государственном секторе и выплаты ими заработной платы по ставкам, более высоким, чем рыночные, за счет банковских займов или путем накопления взаимной задолженности;
По причинам возникновения: вынужденный (следствие недостаточности финансовых ресурсов у государства, низкий уровень производства ВВП) и сознательный (следствие финансовой политики государства).
По направлениям дефицитного финансирования: активный (из-за направления денег в развитие экономики для роста ВВП) и пассивный (для покрытия текущих затрат).
Государственный долг определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты. результат финансовых заимствований государства, осуществляемые для покрытия дефицита бюджета
|
|
Государственный долг может быть представлен в форме:
1)кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени государства как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2)государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени государства;
3)договоров и соглашений о получении государством бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы государства;
4)договоров о представлении государству государственных гарантий;
5)соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени государства, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет.
Государственный долг подразделяют на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).
По условиям привлечения средств различают внутренний и внешний долг.
Внутренний государственный долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами, т.е. задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.
Внешний государственный долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке, другим странам и международным экономическим организациям.
Основными причинами бюджетного дефицита и увеличения государственного долга являются:
1.Возникновение чрезвычайных обстоятельств (войн, больших стихийных бедствий).
2.Низкая эффективность общественного производства; высокий потенциальный вес убыточных предприятий в общем их количестве;
3.Нерациональная структура бюджетных расходов.
4.Несовершенство налоговой системы.
5.Некомпетентность руководства государства, его неспособность держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
6.Большие расходы на содержание силовых структур.
7.Предоставление бесплатной помощи другим государствам.
8.Невозможность получения долгов от других государств.
9.Неудовлетворительная работа государственных служб, в компетенцию которых входят сбор налогов и других отчислений.
10.Кража средств госбюджета.
11.Необходимость осуществления в особенно больших размерах государственных вложений (инвестиций) в экономику.
Билет 11.
Правовой статус государственных служащих.
Основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений.
Финансовая политика государства.