Приватизация в Российской Федерации: цели, способы и результаты

Приватизация как особая форма преобразования собственности - это: процесс передачи государственной собственности в частные руки и передача управления сервисом от государства в частный сектор. Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей.

Способы приватизации:

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия.

Результаты:

В России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

Приватизационные процессы привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом (2003г.):

1) частная собственность 77%;

2) муниципальная собственность – 6%;

3) государственная собственность – 4%;

4) прочие формы собственности (смешанные (государственно-частные) формы собственности, в т.ч. с участием нерезидентов) – 13%.

В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.

В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий.

Научные основы системы государственного управления.

ГУ рассматривается как управление делами государства и как исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Этапы становления науки ГУ:

Камералистика (18 – начало 19 века) в Германии – цикл административных, экономических, финансовых знаний требовавшихся для подготовки чиновников по управлению камеральными (казенными) имуществами. Развитие знаний о ГУ во Франции. В 19 веке Самое громкое имя этой эпохи Александр Вивьен. Его очерки «об администрации» представляют собой серьезную работу в области науки ГУ. Практические результаты деятельности Вивьена: были созданы специализированные министерства, разработан закон о госслужбе и процедура их набора. Основные современные направления науки ГУ:

1. Структурно-институциональное – предметом исследования в этой области служит организация правительственных служб, центральные органы ГУ и периферийные службы, структура органов ГУ, административная иерархия.

2. Социологическое и социально-психологическое – изучение некоторого набора моделей коллективного и индивидуального поведения управленческого персонала, прикладные исследования в области административного права.

3. Дисциплины изучающие вопросы организации – любая организация подчиняется каким-то общим принципам, которые раскрываются в работах представителей этого научного направления (управление госаппаратом приравнивается к управлению крупным предприятием для которой соображение эффективности и рентабельности находятся на первом месте).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: