Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Система регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Российской Федерации, которой придерживается Минфин РФ, предполагает наличие следующих уровней правовой значимости актов:

I уровень – Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ;

II уровень – Инструкция по бюджетному учету №25-н от 10.02.2006 года, которая соответствует уровню решений, принимаемых министерствами и ведомствами;

III уровень - иные правовые акты Минфина России по вопросам бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, а также правовые акты других федеральных органов исполнительной власти, которые могут принимать участие в правовом регулировании бухгалтерского учета;

IV уровень – документы, формирующие учетную политику бюджетного учреждения.

Действующее законодательство Российской Федерации определяет иерархию правовых актов. Наивысшую ступень занимает Конституция Российской Федерации. Затем следуют:

- Постановления и распоряжения правительства Российской Федерации;

- Решения министерств и ведомств Российской Федерации;

- Решения органов исполнительной власти: (Устав Амурской области, закон о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год).

Так как Конституция Российской Федерации - главный основополагающий документ, она определяет форму государственного устройства страны. Одной из важнейших характеристик бюджетного устройства государства является структура его бюджетной системы. Построение бюджетной системы зависит в первую очередь от формы государственного устройства страны. Поэтому в соответствии со статьями 1, 5, 71, 73 и 132 Конституции РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней – федерального, регионального (уровень субъекта РФ) и местного.

Бюджетный кодекс РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения (п.1 ст. 1 Бюджетного кодекса). Указы Президента не могут противоречить Бюджетному кодексу. В случае противоречия между кодексом и нормативно-правовыми актами применяется Бюджетный кодекс.

Полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений состоят из полномочий относящиеся только к бюджету субъекта РФ и бюджету субъекта и местных бюджетов. Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 № 273, функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней и бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях возложены на Минфин Российской Федерации, который устанавливает единый для всех бюджетных учреждений порядок учета исполнения сметы доходов и расходов.

С вступлением в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятием Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях можно говорить о четырех уровнях правового регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

На первом уровне регулирование осуществляется Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Федеральными Законами, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. С 1 января 2000 г. правовое регулирование бюджетного учета осуществляется Бюджетным кодексом РФ, ст. 240 которого определено, что все доходы, источники финансирования дефицита и расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе его исполнения, подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях является составной частью бюджетного учета заключающего в себя также бухгалтерский учет исполнения бюджетов. Поэтому правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется, помимо Федерального закона «О бухгалтерском учете», в первую очередь Бюджетным кодексом РФ. Бюджетным кодексом установлено, что все доходы, источники финансирования дефицита и расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе его исполнения, принадлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Единый порядок ведения бюджетного учета во всех бюджетных учреждениях, основанный на общих для всех учреждений Инструкцией о плане счетов, обеспечивает единство бюджетной системы РФ, которая является ключевым принципом этой системы. Бюджетным кодексом РФ определены основы планирования деятельности бюджетного учреждения, прежде всего через утверждение доходов и расходов.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности. В смету также вносятся доходы от оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением.

При этом бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Статьями 158 и 159 Бюджетного кодекса РФ определено что, сметы доходов и расходов для бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, в ведении которых находятся бюджетные учреждения. Планирование сметы доходов и расходов должно осуществляться в соответствии с определенными распорядителями бюджетных средств, заданиями по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат.

Кроме того, в отношении подведомственных бюджетных учреждений главные распорядители, распорядители бюджетных средств обеспечивают:

-целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;

-достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой документации, связанной с исполнением бюджета;

-своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств собственным получателям и распорядителям бюджетных средств;

-своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;

-соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете;

-соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;

-эффективное использование бюджетных средств.

Указанные функции реализуются, в том числе, через организацию системы внутриведомственного контроля.

В Бюджетном кодексе РФ содержатся нормы, изменяющие характер правоотношений бюджетных учреждений с органом, исполняющим бюджет соответствующего уровня. Бюджетные учреждения наделяются правами, обеспечивающими выполнение взятых на себя государством или соответствующим муниципальным образованием обязательств:

-правом на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером (с учетом сокращения);

-правом на своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств.

Указанные права подкреплены реальными механизмами их реализации.

Как и до введения в действие Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения обязаны:

-своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

-эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

- своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

При рассмотрении вопросов правового регулирования положения бюджетных учреждений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ необходимо учитывать положения Федерального закона «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ». Статьей 7 этого Закона установлено, что законодательные акты РФ в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие Кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу.

Таким образом, правовые акты, регулирующие финансовые условия деятельности бюджетных учреждений в указанных областях, в полной мере сохраняют свои положения.

Второй уровень правового регулирования составляет Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина России от 10.02.2006 г., № 25н, которая формирует государственную учетную политику для бюджетных учреждений и устанавливает единый для всех бюджетных учреждений порядок учета исполнения сметы доходов и расходов, бюджетная классификация.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобрена приказом Минфина РФ от 01 июня 2004 г. №180, вводится с учетом Международных стандартов финансовой отчетности. Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет, как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

Вот основные направления реформы бюджетного учета, которые получили отражение в новой Инструкции:

1. Использование метода начисления – принцип, который объединяет бюджетный учет с хозяйственным, преимущества метода начисления по сравнению с кассовым методом общеизвестны. Расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы признаются в период, когда они заработаны (в хозяйственном учете значит получить право в момент совершения реализации (передачи права собственности)). То есть разница между двумя методами заключается в том, что при кассовом методе на финансовый результат за отчетный период (разница между доходами и расходами) влияет движение денежных средств, а при методе начисления этого не происходит.

2. Интеграция плана счетов бюджетных учреждений с бюджетной классификацией – принцип, который отличает бюджетный отчет от хозяйственного.

Для проведения более эффективной бюджетной политики важно знать не только общую величину активов и обязательств государственного баланса, но и в результате каких решений в области налогового или отраслевого (социального) права они образуются. Нужно видеть не столько общий объем доходов бюджета, сколько объем доходов по видам налогов и сборов, поскольку именно эта информация должна лежать в основе принимаемых решений в области налогового права. В части социальных обязательств важно видеть не столько их общий объем, сколько то, какие именно законы их порождают, с тем, чтобы иметь возможность своевременно и осознанно пересматривать соответствующие законы.

3. Объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. В центре всей новой бюджетной системы стоит администратор бюджетных средств. В силу ст. 125 Гражданского кодекса РФ каждая институциональная единица (Российская Федерация, субъект РФ или муниципалитет) должна иметь полный баланс своих активов и обязательств. От ее имени и за ее счет органы государственной власти (местного самоуправления) приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Таким образом, создаваемая система бюджетного учета станет информационной основой для качественно новой отчетности, по данным которой будут приниматься наиболее эффективные решения в бюджетно-налоговой сфере.

Учетные данные участников процесса исполнения бюджета, основанные на новой Инструкции и Едином плане счетов, могут быть использованы для получения следующих отчетов об операциях сектора государственного управления. Это и отчет по кассовым операциям, составляемый органом, обеспечивающим исполнение бюджета, и отчет главного распорядителя об исполнение бюджета. Также отчетность главного распорядителя, содержащая показатели финансовой деятельности, бухгалтерский баланс, отчетность о финансовом результате деятельности, отчет о движении средств, формирование таких отчетов происходит на основании данных Главной книги без использования аналитического учета.

Новая система должна повысить прозрачность и эффективность бюджетной политики. Для этого вводится:

1) Новая редакция Бюджетного кодекса РФ. Уточняется бюджетное устройство и общие принципы организации бюджетной системы РФ, разграничение налоговых доходов и расходных обязательств между бюджетами разных уровней и др.

2) Новая система бюджетного учета. Она сближается с международными статистическими стандартами и гармонизируется с учетом в коммерческих организациях. Это позволяет не только формировать качественную отчетность для целей принятия решений в бюджетно-налоговой политике, но и создает аналитическую основу для оценки влияния сектора государственного управления на экономику страны, с точки зрения системы национальных счетов, а также для сопоставления показателей деятельности сектора госуправления с аналогичными показателями других стран в рамках статистики государственных финансов;

3) Новая система Кодов Бюджетной Классификации. Она направлена на то, чтобы давать четкое представление о финансовых результатах по каждой бюджетной программе или социальному закону.

В целом Концепция реформирования бюджетного процесса предполагает смещение акцентов бюджетного процесса от управления ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и самостоятельности участников бюджетного процесса.

Иные правовые акты Минфина России по вопросам бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях (например, нормативные акты по составлению бухгалтерской отчетности), а также правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют правовое регулирование бухгалтерского учета, формируют третий уровень.

К четвертому уровню относятся рабочие документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Такими документами являются:

- приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении учетной политики и графика документооборота;

- приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации;

- документы, устанавливающие конкретные условия отнесения расходов к распределению на отдельные виды по источникам финансирования;

Разделение активов в балансе и средств по источникам в отчете требует составления раздельных смет по источникам финансирования. Инструкция ориентирована на четкое разграничение средств, получаемых из внебюджетных источников, на средства от предпринимательской деятельности и целевые средства, а также безвозмездные поступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: