Объяснение насилия в семье над детьми и подростками

Несмотря на все многообразие видов насилия над детьми и подростками, можно выделить ряд взаимосвязанных факторов, характерных для разных типов жестокого отношения:

- неравенство сил обидчика и жертвы, усиленное экономическими факторами, что позволяет доминирующему индивиду агрессивными методами насаждать собственные требования и при этом оставаться безнаказанными;

- нормативная структура, потворствующая использованию насилия в качестве метода разрешения конфликта, что способствует переходу стилей агрессивных реакций от поколения к поколению;

- наличие внешних стрессов, например безработицы или неудовлетворение жилищных условий;

- пережитое в детстве насилие со стороны взрослых;

- личностные характеристики обидчика, например, индивидуальная психопатизация личности или неадекватные навыки разрешения конфликтов.

Большинство теоретических объяснений насилия над детьми и подростками можно причислить к одному из трех уровней:

- макроуровень общества или социальных групп, в рамках которых наблюдается насилие;

- микроуровень семейной среды;

- уровень индивидуальных характеристик жертв и обидчика.

Теории макроуровня.

Теории данной группы причины насилия над детьми и подростками ищут в социальной структуре и целостных системах общества или отдельной социальной группы. Считается, что на распространенность жестокого обращения с детьми и подростками влияет то, насколько насилие приемлемо в культуре данного общества.

Помимо культурных ценностей, потворствующих проявлению агрессии по отношению к детям и подросткам, другими макроуровневыми переменными, которые могут оказать влияние на насилие над детьми и подростками, считаются экономические условия. Внешний стресс может способствовать уязвимости ребенка для насилия.

Теории макроуровня описывают те общесоциальные условия, при которых может возникнуть и развиться насилие над детьми и подростками. Они не рассматривают вопрос о том, почему в одних случаях насилие имеет место, а в других нет, почему его проявляют одни, но для других индивидов не характерно.

Теории микроуровня.

Данные теории рассматривают детей и подростков в качестве единицы анализа и пытаются вычленить те особенности их динамики, которые повышают вероятность агрессии. Среди факторов риска здесь доминирует напряжение, являющееся следствием конфликта, неадекватных коммуникативных навыков и домашнего раздражения. Кроме того, утверждается, что взрослые могут освоить модели агрессивного поведения через механизмы подкрепления и подражания. Если обидчик усваивает, что акты насилия приводят к рассчитанным последствиям, а жертва – что насилие можно прекратить, подчинившись требованиям агрессора, то происходит становление шаблонов взаимодействия, подкрепляющих демонстрацию агрессивного поведения. Более того, обидчики могут выступать в качестве ролевых моделей для других детей и подростков, внушая им мысли, что агрессия – это приемлемая и, возможно, единственная стратегия разрешения конфликтов.

С точки зрения теории социального обмена, удовлетворенность детей и подростков основана на анализе затрат и выгод, при котором дети и подростки сопоставляют свои вложения (например, эмоциональный вклад, время) с ощущаемыми преимуществами (например, эмоциональным удовлетворением). Если индивид полагает, что его вложения перевешивают полученную выгоду, то, согласно этой теории, возникает неудовлетворенность, и будут изучены альтернативные варианты взаимоотношений. С учетом того, что взаимоотношения между родителями и детьми разорвать практически невозможно, насилие при таком теоретическом подходе понимается как реакция на неудовлетворенность, проистекающую из взаимоотношений, которые не соответствуют ожиданиям.

4. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ                                                                                  

Как говорится в ст. 6 «Конвенции о правах ребенка», неотъемлемым правом ребенка является право на жизнь, и государство должно обеспечить в «… максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».

Ряд статей «Конвенции о правах ребенка» указывают на необходимость гарантирования защиты ребенка от насилия и эксплуатации. Так, в ст. 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья; ст. 34 - «от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения»; ст. 36 - «от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка».

Так, предусмотрено наказание за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, к которым отнесено, например, убийство, сопряженное с изнасилованием ребенка (ст. 102 «Уголовного кодекса Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 13 июня 1996 года № 63 – ФЗ (УК РФ), и без таковых (ст. 103 УК РФ).

Ответственность за нанесение ущерба здоровью ребенка предусмотрена по статьям 108, 109 и 112 УК РФ – за умышленные телесные повреждения различной степени тяжести и ст. 113 УК РФ за систематическое нанесение побоев или иные действия, носящие характер истязаний.

Оставление несовершеннолетнего в опасности и вовлечение его в преступную деятельность также являются уголовно наказуемыми деяниями (ст. 127 и 210 УК РФ).

В «Конвенции о правах ребенка» говорится о необходимости принятия всех мер «… для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и любой форме» (ст. 35), «…для предотвращения бесчеловечных, жестоких, унижающих достоинство видов обращения или наказаниям (ст. 37). УК РФ предусматривает наказания за преступления, связанные с насильственным лишением свободы, которые, как правило, сопровождаются психической или физической травматизацией ребенка: похищение или подмену ребенка (ст. 125), захват заложников (ст. 126-1), незаконное лишение свободы (ст. 126). Под незаконным лишением свободы в отношении ребенка подразумевается насильственная его изоляция на продолжительный срок, используемая родителями или воспитателями в качестве наказания.

К числу воздействий, наносящих существенный вред здоровью ребенка, относится употребление несовершеннолетними наркотических веществ, алкоголя, об этом говорится в ст. 33 «Конвенции о правах ребенка: «Государства – участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные, а также меры в области образования, с тем, чтобы защитить детей и подростков от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей и подростков в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими».

Согласно УК РФ преступлениями считаются следующие деяния:

- доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения (ст. 210-1);

- вовлечение его в немедицинское потребление лекарственных или иных средств, «не являющихся наркотиками, влекущих одурманивание» (ст. 210-2);

- склонение несовершеннолетнего к потреблению наркотических средств (ст. 224-2).

Наказание за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения предусмотрено также в «Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях» - в редакции Федерального Закона от    30 декабря 2001 года № 195 – ФЗ (ст. 163).

К преступлениям, наносящим ущерб здоровью, относится также заведомое заражение венерической болезнью, в том числе и СПИДом. При этом заражение несовершеннолетнего считается отягчающим вину обстоятельством (ст. 115 УК РФ).

1. Защита несовершеннолетних от сексуальных посягательств.

В УК РФ предусматриваются наказания за половые преступления, при этом сексуальные преступления против несовершеннолетних являются либо отягчающим вину обстоятельством (ст. 117 о наказании за изнасилование и ст. 121 – за мужеложство), либо выделяются в самостоятельные статьи, такие, как ст. 119 – половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости и ст. 120 – развратные действия в отношении несовершеннолетних). К сожалению, не раскрывается само понятие «развратные действия», но судебная практика показывает, что к этим действиям относятся как любые формы телесного контакта между взрослым и несовершеннолетним, направленные на удовлетворение полового влечения, обнажение взрослого или принуждение ребенка к обнажению, демонстрация детям порнографических материалов, так и развращение в словесной форме.

Ст. 118 УК РФ, предусматривающая наказание за «понуждение женщины к вступлению в половую связь с лицом, в отношении которого женщина является материально или по службе зависимой», эта статья может применяться также и в том случае, когда подобные действия в отношении девушек, не достигших 18 лет, совершаются в семье отцом, отчимом или опекуном, когда доказана материальная зависимость ее от него.

Закон запрещает заключение договора о вступлении в брак с лицом, не достигшим брачного возраста (ст. 234 УК РФ).

В соответствии с требованиями ст. 17 (п. «е») «Конвенции о правах ребенка «… государства – участники... поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию». В нашей стране также предприняты определенные меры по ограничению распространению материалов, способствующих сексуальной стимуляции ребенка, нарушению его нравственного здоровья:

- Постановление Пленума Верховного Совета СССР от 07 июля 1979 года № 9 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

- правовые аспекты предупреждения распространения порнографии отражены в ст. 228 УК РФ, в которой предусмотрено наказание за изготовление и сбыт порнографических предметов.

- согласно ст. 228-1 УК РФ наказанию также подвергаются лица за «…изготовление, распространение, демонстрацию или хранение с целью демонстрации или распространения кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости».

2. Защита детей от психического насилия.

До недавнего времени психическому насилию не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится и широкий спектр нефизических воздействий:

- натравливание на запугивание;

- оскорбление ребенка;

- унижение его чести и достоинства;

- нарушение доверия.

Предупреждение подобного отношения и защита детей и подростков от недопустимых методов воспитания актуальны как для семей, так и для школ, интернатских учреждений. В ст. 23, п. 2 «Конвенции о правах ребенка» сказано: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией». Принятый Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 года № 12 – ФЗ также утверждает право детей, обучающихся во всех общеобразовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5, п. 4).

Этим же законом предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника, проявляющееся в том, что администрация может уволить педагога или воспитателя за указанные действия, даже если они однократны, до истечения срока действия контракта» (ст. 56, п. 36). Эти меры распространяются и на те случаи, когда действия педагога или воспитателя не содержат состава преступления, предусмотренного УК РФ.

К уголовным преступлениям относятся такие формы психического насилия над личностью (ст. 207 УК РФ), как:

- угроза убийством;

- нанесение тяжких телесных повреждений, если «имелись основания опасаться исполнения этой угрозы».

В уголовном порядке наказываются также оскорбления, т.е. «унижение части и достоинства личности, выраженной в неприличной форме» - (ст. 121 УК РФ). В этих статьях нет разъяснений по поводу возраста потерпевшего и его взаимоотношений с обидчиком, поэтому они могут применяться и в тех случаях, когда жертвой становится несовершеннолетний, а оскорбление или угроза исходит от лица, с которым он состоит в родственных отношениях или испытывает зависимость, то есть от воспитателя, учителя, опекуна.

В профилактике насилия и жестокого обращения с детьми помогает ст. 53, п. 2 Закона «Об образовании», в которой сказано: «К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления».

3. Защита детей от жестокого обращения в семье.

В ст. 27, п. 2 «Конвенции о правах ребенка» говорится: «Родители и/или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка».

Особое место в «Конвенции о правах ребенка» уделяется обеспечению безопасных условий жизни в семье, этому посвящена ст. 19, п. 1: «Все государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

Если родители или лица, их замещающие, совершают в отношении ребенка противозаконные действия, квалифицирующиеся как уголовные преступления, то в этих случаях применяются соответствующие статьи УК РФ. Сюда, например, входят преступления против жизни и здоровья ребенка (ст. 102, 103, 106, 108, 109, 112 и 113), половые преступления (ст. 117, 119, 120 и 121), оскорбление (ст. 131), а также: оставление в опасности (ст. 127), вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, пьянство, занятие проституцией, азартными играми, и равно использование несовершеннолетних для целей паразитического существования (ст. 210), склонение к употреблению наркотических средств (ст. 224-2), злоупотребление опекунскими обязанностями (ст. 124). Хотя эти действия можно рассматривать как злоупотребление родительскими правами, лица, виновные в них, должны привлекаться к уголовной ответственности, а не только лишаться родительских прав.

Защита жизни, физического и нравственного здоровья ребенка предусмотрены также «Кодексом о браке и семье РСФСР» от 30 июля 1969 год (КоБС), в ст. 59 которого говорится о лишении родителей или одного из них родительских прав, «… если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным антиобщественным поведением, а также, если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами».

Разъяснение понятий, касающихся уклонения от выполнения родительских обязанностей или злоупотребления родительскими правами, дано в Постановлении Пленума Верховного Совета СССР от 07 июля 1979 года № 9 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Уклонением родителей от выполнения своих обязанностей считается и то, что они не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии, обучении и подготовке детей к общественно полезному труду.

Под злоупотреблением родительскими пра­вами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например, препятствие в обучении, в выполнении общественных поруче­ний, склонение к попрошайничеству. Как говорит­ся в ст. 60 КоБС, «родители, лишённые родитель­ских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком» (получение пособий, льгот по налогообложению), но не освобождаются от своих обязанностей по содержанию ребёнка.

Важным для защиты ребёнка последствием лишения родительских прав является полное пре­кращение личного общения между ним и родите­лем, лишённым родительских прав. Выполнение этого условия возможно благодаря ст. 98 «Жилищного кодекса Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 188 – ФЗ.

После лишения отца и матери родительских прав ребёнок нуждается в устройстве, поэтому в п. 16 Постановления Пленума Верховного Совета СССР от 07 июля 1979 года № 9 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» подчёркивается, что в ре­шении суда о лишении родительских прав должно быть указано: кому ребёнок передаётся на воспи­тание - другому родителю, органам опеки и попе­чительства или опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном законом порядке.

В «Кодексе о браке и семье РСФСР» предусмотрены дальнейшие, после отстранения родителей от вос­питания ребёнка, действия по обеспечению ему бе­зопасных условий жизни. Так, в статьях 119,122, 123 и 126 говорится о целях опеки и попечительст­ва, об обязанностях органов опеки и попечительст­ва по временному устройству несовершеннолетних, порядке установления опеки и назначении опекуна.

Согласно ст. 120, ч. 3 КоБС осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возлагается на отдел народ­ного образования.

Помимо лишения родительских прав, ст. 64 КоБС предусматривает отобрание ребёнка у родите­лей по суду и передачу его на попечение органов опеки и попечительства без лишения родительских прав. Такое решение принимается судом в тех случа­ях, когда родители хотя и оставляют ребёнка без по­печения, что создаёт опасность для его жизни, здо­ровья или воспитания, но вина их в этом не столь се­рьёзна, чтобы возбудить иск о лишении родитель­ских прав. Например, если неблагоприятная для ре­бёнка обстановка в семье сложилась из-за психиче­ского заболевания, тяжёлых личных переживаний отца или матери, неблагоприятного стечения обстоя­тельств, неправильного поведения других членов се­мьи (дедушек, бабушек, братьев, сестёр).

При отобрании ребёнка по суду родители ут­рачивают все свои права, но не обязанности по отношению к отобранному ребёнку. Это означает, что личное общение между родителями с отобран­ным ребёнком полностью прекращается, а на его содержание с родителей могут высчитываться али­менты. Иск об отобрании детей может быть воз­буждён как в отношении родителей, так и усыно­вителя или опекуна, если нет основания для отме­ны усыновления или опеки. Если причины для ото­брания ребёнка отпадут, то суд может вынести ре­шение о возвращении его родителям.

В случаях, когда в семье складывается край­не неблагоприятная для ребёнка обстановка и ос­тавление его в ней создаёт прямую угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетнего, органы опеки и попечительства в административном порядке до решения суда могут отобрать ребёнка. Решение органа опеки и попечительства подписывается за­ведующим отделом (департаментом) образования и инспектором и удостоверяется печатью. К нему прилагаются копия свидетельства о рождении и два экземпляра акта обследования условий его жизни с обоснованием необходимости отобрания ребёнка. Не позднее, чем в пятидневный срок по­сле административного отобрания ребёнка, орган опеки и попечительства должен направить по это­му поводу иск в суд. Орган опеки и попечительства может предъявить иск об отобрании детей не толь­ко родителям или лицам, их заменяющим, но и к другим лицам, у которых ребёнок прожива­ет, если общение с ними опасно для него.

Родители, оставляющие своих малолетних или больных детей, которые не в состоянии принять ме­ры к самосохранению в условиях, представляющих опасность для их жизни, подлежат уголовной ответ­ственности по ст. 127 УК РФ (оставление в опаснос­ти). Если ребёнок погиб из-за невнимания или пре­небрежения его интересами, уголовная ответствен­ность наступает по ст. 106 УК РФ (неосторожное убий­ство). Опекуны, использующие опеку в корыстных целях или оставляющие подопечных без надзора и необходимой помощи, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ.

В ст. 122 КоБС предусмотрен механизм выяв­ления детей, страдающих от жестокого обращения в семье, недееспособности родителей или остав­шихся без попечения родителей: «Учреждения и ли­ца, которым станет известно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, обязаны не­медленно сообщить об этом органам опеки и попе­чительства по фактическому месту нахождения детей». Органы опеки и попечительства, получив эту информацию, обязаны немедленно провести обсле­дование и «…при выявлении факта отсутствия попе­чения родителей обеспечить временное устройство несовершеннолетних до разрешения вопроса об ус­тановления опеки или попечительства».

В том случае, если опекуны или попечители справляются со своими обязанностями по отноше­нию к детям ненадлежащим образом, то ст. 138 КоБС предусматривает их отстранение от выполне­ния этих функций, если согласно ст. 124 УК РФ не на­ступает уголовная ответственность за это.

Определённые меры наказания родителей или лиц, их заменяющих (в виде денежных штра­фов), за невыполнение ими обязанностей по вос­питанию и обучению детей или доведение детей до состояния алкогольного опьянения предусмотрены «Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях» - в редакции Федерального Закона от 30 декабря 2001 года № 195 – ФЗ (ст. 164 и 163 соответственно).

4. Порядок применения норм уголовного права, обеспечивающих защиту детей от насилия и пренебрежения их интересами.

«Уголовно-процессуальным кодекс Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 18 декабря 2001 года № 174 – ФЗ (УПК РФ) содер­жит нормы, регламентирующие порядок предвари­тельного следствия и судебного разбирательства, определяет права участников процесса. Соблюде­ние этих норм гарантирует установление истины как окончательного результата судебного разбира­тельства.

Ряд статей УПК РФ определяет порядок возбуж­дения уголовного дела. Так, ст. 108 УПК РФ указывает поводы и основания к возбуждению уголовных дел. Согласно этой статье заявления и письма граждан являются достаточным основанием для возбуждения дела.

Ст. 27 УПК РФ определяет, что дела по ст. 112 (по­бои, умышленные лёгкие телесные повреждения) и 131 (оскорбление) УК РФ возбуждаются только по жалобе потерпевшего. Однако эта статья предусмат­ривает, что в тех случаях, когда пострадавший (ребё­нок) не в состоянии защищать свои интересы или находится в зависимости от виновного (родителя, учителя или воспитателя), уголовное дело возбуждается про­курором без жалобы потерпевшего и не подлежит прекращению за примирением сторон.

В ст. 109,110 и 114 УПК РФ говорится, что заяв­ления могут быть не только письменными, но и устными. Они подлежат рассмотрению в течение 3 суток. Если уголовное дело не возбуждается, то со­ставляется мотивированное постановление, о чём сообщается заявителю (ст. 113 УПК РФ). Отказ в воз­буждении уголовного дела может быть обжалован в вышестоящий суд или прокуратуру.

В случаях физического насилия следует по­мнить, что установление причины смерти и характера телесных повреждений является основанием для обязательного проведения судебно-медицинской экспертизы (ст. 79 УПК РФ). Ст. 81 УПК РФ определяет случаи проведения повторной и дополнительной судебно-медицинских экспертиз.

Из статей, регламентирующих ход предвари­тельного следствия, важное значение имеет ст. 131 УПК РФ, которая гласит, что следователь не может от­казать потерпевшему или его законному предста­вителю в допросе свидетелей, производстве экс­пертизы, если это позволяет установить обстоя­тельства, имеющие значение для дела.

Порядок допроса несовершеннолетних свиде­телей и потерпевших определён в ст.159 УПК РФ. Пе­дагог, присутствующий на допросе, вправе задавать ребёнку вопросы, которые обязательно заносятся в протокол.

Признав предварительное следствие закон­ченным, следователь обязан уведомить об этом по­терпевшего или его представителя, разъяснив им, что они вправе ознакомиться с материалами дела. Следователь составляет протокол о том, с какими материалами дела ознакомлены потерпевший или его представитель и какие ходатайства при этом были заявлены (ст. 203 УПК РФ).

В случае прекращения дела следователь обя­зан проинформировать об этом заявителя (лицо или учреждение). Постановление о прекращении дела может быть обжаловано прокурору в тече­ние 5 суток с момента уведомления (ст. 209 УПК РФ). Жалобы на органы дознания и следствия подаются прокурору в письменной или устной форме. Следователь обязан в течение 24 часов направить прокурору поступив­шую жалобу со своими объяснениями (ст. 218 УПК РФ). Прокурор обязан в течение 3 суток рассмотреть её и уведомить заявителя о своём решении (ст. 219 УПК РФ). Жалобы на действия прокурора приносятся вышестоящему прокурору. Порядок отвода следо­вателя определяется ст. 130 УПК РФ.

Представитель пострадавшего может обра­титься к суду с ходатайством об истребовании до­полнительных доказательств (ст. 223 УПК РФ). Ст. 250 УПК РФ позволяет представителям общественных органи­заций, в задачи которых входит защита прав детей и подростков, участвовать в судопроизводстве по уголовным де­лам в качестве общественных обвинителей и ого­варивает права общественного обвинителя.

Обязательным участником всех споров, свя­занных с воспитанием детей, являются органы опе­ки и попечительства: «…при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должны быть привлечены органы опеки и попечительства» (ст. 65 КоБС). Это относится и к судебным процессам по лишению родительских прав и отобрания детей у родителей независимо от лишения родительских прав.

Жалобы и протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение 7 суток с момента провозглашения приговора (ст. 328 УПК РФ). Ст. 329 УПК РФ определяет порядок восстанов­ления срока обжалования приговора суда.

В заключение хочется отметить, что толь­ко знание психолого-педагогической, медицинской и юридической сторон проблемы жестокого обра­щения с детьми и подростками и пренебрежения их нуждами и ин­тересами позволит максимально верно и эффек­тивно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления в обществе.


ЧАСТЬ II. ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ [3]                                                                                       

1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ                                                          

 

Специалисты в области работы с детьми и подростками, подвергшимися насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, а при длительном насилии необходима и длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей или коллективом. Tennant предлагает следующие общие рекомендации учителям, родителям и психологам:

1. Внимательно выслушивать ребенка.

2. Сверяться с ребенком, понимает ли взрослый смысл используемых ребенком слов, и наоборот.

3. Обсуждать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения.

4. Обсуждать права ребенка, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит этого позволять; кого ребенок имеет право трогать сам.

5. Объяснять ребенку, что «нехорошие» прикосновения могут исходить от близких людей.

6. Обучать ребенка говорить «нет» при попытках «нехороших прикосновений».

7. Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.

 

В целом исследователи считают, что наиболее сложная и длительная работа с детьми и подростками, пережившими насилие, происходит тогда, когда помимо факта совершенного насилия у ребенка существуют давние психологические и поведенческие проблемы. Тем не менее, выделяются общие рекомендации для проведения психотерапии с такими детьми.

1. Основная цель работы психолога и психотерапевта с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний.

2. В процессе консультирования этих детей и подростков чрезвычайно важным аспектом является установление контакта психолога с клиентом-ребенком, причем акцент должен быть сделан на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего, ребенок будет постоянно проверять адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.

3. Основные техники консультирования должны быть направлены на преодоление у ребенка чувства собственной неполноценности, чувства вины, а также на формирование адекватной самооценки. Чувство вины приводит к тому, что ребенок лишается определенной свободы действий, поведение становится саморазрушающим – ребенок как бы застревает в прошлом, в травматической ситуации насилия. Следовательно, важно подвести ребенка к понимаю того, что забыть произошедшее нельзя, но жить с этим в новом качестве можно.

4. Задачи, стоящие перед психологом и психотерапевтом:

- способствовать уменьшению, у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;

- помочь в укреплении чувства собственной значимости;

- сформировать новые поведенческие паттерны;

- способствовать дифференцированию взаимодействия с окружающими людьми;

- способствовать развитию восприятия ребенком собственного организма, самоопределения.

5. Консультирование лучше проводить в игровой или релаксационной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения с ребенка, появлению ощущения большей безопасности и контроля над ситуацией. По данным исследований, игровая деятельность детей, переживших насилие, как правило, примитивна и хаотична, что отражает поведенческие проблемы; также эти дети чувствуют себя бессильными повлиять на поведение окружающих. Следовательно, именно посредством организации игровой деятельности психолог обучает ребенка контролировать свои импульсы, поддерживать социально одобряемое взаимодействие со взрослыми.

6. Дети и подростки, пережившее сексуальное насилие, нуждаются в усиленном внимании, понимании и поддержке со стороны психолога. Наличие сильного чувства вины не позволяет детям и подросткам обсуждать свою проблему с психологом: они считают, что каким-то образом спровоцировали атаку или должны были бы сделать что-нибудь, чтобы ее предотвратить. Стыд за себя не дает им раскрыться – дети и подростки больше боятся последующих вопросов и реакций, нежели непосредственно самого инцидента. Поэтому при интервьюировании детей и подростков следует избегать закрытых или направляющих вопросов, которые могли бы повлиять на ответы.

7. Следует с большой осторожностью использовать групповое психологическое консультирование для детей и подростков, переживших сексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства в присутствии группы.

8. Детям и подросткам необходимо научиться определять, какое поведение взрослых, то есть какие поведенческие формы насилия, являются неподобающими и как реагировать в соответствующих ситуациях.

9. Детей и подростков необходимо научить немедленно обращаться за помощью в случае возможного или уже случившегося насилия, несмотря на то, что взрослые-насильники убеждают их все держать в секрете. Детям и подросткам необходимо помочь разобраться, какая информация должна быть конфиденциальной, а что следует сообщить окружающим; с кем им стоит поделиться своими проблемами и что делать в случае, если взрослый им не поверит.

10. У детей и подростков, переживших насилие, проблема доверия к окружающим, и взрослым, в частности, одна из самых актуальных. Групповые дискуссии и упражнения могут помочь детям и подросткам решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными.

11. В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми и подростками. Наиболее эффективными считаются визуализация, гипноз, работа с эмоциями, ведение дневника, написание писем, когнитивное переструктурирование, техника «пустого стула», психодрама, арттерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.

 

2. ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ  – ЖЕРТВАМ НАСИЛИЯ                                                                     

 

Первичная беседа

Посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка – жертвы насилия начинается с первичной беседы, которая предполагает решение следующих задач:

- сбор информации для подтверждения факта насилия и установ­ления его виновника;

- конкретизация плана беседы, предполагающего исключение воз­можности оказания на ребенка давления, как со стороны специа­листа (консультанта), так и любого другого лица;

- выбор места и создание оптимальных психологических комфортных условий для интервьюирования детей, пострадавших от насилия.

Первичное консультирование может включать в себя информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.

До начала беседы необходимо осуществить сбор информации из раз­личных источников о случившемся для выяснения характера перене­сенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подо­зреваемого, реакции ребенка на случившееся.

Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая инфор­мацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родственниками и детско-родительских отношениях, распорядке дня, интере­сах и увлечениях ребенка. Целесообразно получить информацию о ребенке из детского учреждения, узнать, как он учится, каковы его отношения со сверстниками, каков он по характеру и не отмечались ли в последнее время эпизоды немотивированного изменения его поведения. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка, увидеть случившееся в более широком контексте. Необходима также инфор­мация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллек­туальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных им заболеваниях, частоте и причинах обращения за медицинской помо­щью и т. д. Все эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, тяжелое испытание.

До начала беседы следует составить план интервьюирования, в кото­ром должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточ­нения. Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития. Важным этапом подготовки является вре­мя планирования беседы, определение ее оптимальной продолжитель­ности. Если не удается получить необходимые сведения в ходе первой беседы, то в этом случае целесообразно провести тем же консультантом повторное, дополнительное интервью.

При планировании беседы необходимо учитывать, так называемую, готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети и подростки делятся на четыре группы:

1) дети и подростки, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;

2) дети и подростки, которые могут сделать лишь частичное признание – они либо преуменьшают, либо скрывают информацию о насилии;

3) дети и подростки, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;

4) дети и подростки, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.

К основным мотивам отказа детей и подростков от сообщения информации о фактах перенесенного насилия можно отнести:

- недоверие к взрослым, ожида­ние новых неприятностей с их стороны;

- чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться;

- страх или привязанность к насильнику;

- опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей.

Место, выбранное для проведения беседы, должно, прежде всего, от­вечать удобствам ребенка. При выборе времени беседы обязательно учитывается режим дня ребенка. Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка нецелесо­образно, поскольку ребенок будет стараться говорить то, что эти взрослые хотят от него услышать. Однако зачастую дети младше шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомыми взрослыми. В этих случаях можно допустить присутствие во время беседы близких ребенку людей, которые будут находиться где-то рядом, чтобы он в любой мо­мент к ним обратился.

Проведение интервью - это наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком, пострадавшим от насилия. На этом этапе целесообразно выделить следующие стадии:

1. Установление консультантом контакта с ребенком.

Несомненно, для того, чтобы добиться доверия ребенка, необхо­димо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта необходимо начинать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или любимых героев книг или телепередач ре­бенка.

2. Оценка развития ребенка.

Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенно­сти определяются через анализ соответствия возрасту, развития памя­ти, запаса знаний, способности понимать происходящие события, уровня психологической зрелости.  

3. Получение информации.

Общим принципом интервьюирования детей и подростков - жертв насилия яв­ляется получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если не удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, исполь­зуя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых об­щих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совер­шившем насилие.). Важное значение имеют стимулирующие воп­росы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие воп­росы необходимо задавать, если все остальные возможности получе­ния сведений от ребенка не дают эффекта.

4. Завершение беседы.

В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, ока­зать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защи­щенности. При анализе полученной информации необходимо учи­тывать возможность искажения информации, поэтому очень важно использовать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных со­бытиях сообщают мало сведений о насилии, жертвой которого они стали. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополни­тельной информации, причем максимально объективной.

5. Анализ полученных сведений.

Основными принципами проведения анализа являются объектив­ность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проана­лизировать возможные искажающие влияния (искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, под­тверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать дан­ные, полученные при его медицинском осмотре, наличие веще­ственных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы.  

Общие правила психологической поддержки ребенка, пострадав­шего от насилия:

1)  во время беседы уделять внимание, прежде всего самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического со­стояния;

2)  устанавливать максимально возможные доверительные, поддер­живающие отношения между консультантом и ребенком;

3)  создавать условия для адекватной оценки специалистом лич­ностного потенциала пострадавшего от насилия ребенка;

4)  использовать многовариантность беседы для создания психоло­гически комфортных условий;

5) обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстанов­ления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.

Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с ро­дителями или другими членами семьи, что позволит не задавать ребен­ку лишних вопросов.

Беседа с близкими жертвы насилия должна проводиться в эмоцио­нально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вы­зывает чувства недоверия, отвержения, шок или агрессию. Чувство вины и самообвинение - также типичные реакции, особенно в ситуациях, в которых родитель подозревал или знал, что происхо­дило злоупотребление, однако не противодействовал этому. В связи с этим специалист должен помочь в прояснении эмоций и распознании определенных внутрисемейных причин, вызывающих те или иные эмоциональные реакции. Чрезвычайно важно не проектировать чувство тревоги на ро­дителя, в противном случае контакт может нарушиться, что не позво­лит получить достоверную информацию.

В частности, при получении информации, касающейся сексуально­го насилия, необходимо выяснить имена тех лиц, которые обычно имеют доступ к ребенку; имена любых лиц, которые подозреваются; кроме того могут быть привлечены любые другие факты, которые касаются насильственных действий. Кроме того, необходимо оценить способ­ность родителей справляться со стрессовыми ситуациями, используя данные о кризисах в семье в прошлом. Такая оценка может быть полез­ной, чтобы определить способности родителей защитить ребенка от возможного дальнейшего насилия.

Групповая терапия

Групповая терапия детей и подростков, пострадавших от наси­лия, одной из главных своих целей предполагает реальную помощь ребенку в формировании технологии продуктивного общения и взаи­модействия на основе общепринятых норм поведения, которые под­черкивают необходимость уважения прав и возможностей каждого че­ловека.

Попадая в группу поддержки, дети и подростки преодолевают ситуации соци­альной изоляции и формируют контакты с другими детьми и подростками, пережив­шими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психо­логические кризисы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких-либо признаков стигмации. Это обусловлено тем, что в процессе групповой работы происходит социализация ребенка, его учат навыкам формирования адекватных дружеских отношений со сверстниками.

Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения. Ребенок, переживающий ситуации насилия, испытывает противоречивые чувства - с одной стороны, он надеется разрушить это непереносимое для него молчание о страш­ных событиях его жизни, разделить свою непосильную ответственность за эти события с другими, понимающими его людьми, а с другой сторо­ны, ребенок мучительно боится, что, узнав его тайну, близкие будут избегать или осуждать его, либо будут искать пути жестокого наказания. Очень часто привязанность к человеку, который совершил наси­лие, сочетается в душе ребенка с гневом, ненавистью, с желанием разру­шить с ним отношения. Часто дети, жертвы насилия, «не хотят выносить сор из избы» и, даже сделав первый шаг признания, потом отвергают информацию, которую сами предоставили специали­стам, работающим с ними.

Таким образом, задачей групповой терапии является не только по­мощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной пренебрежением или любой другой формой насилия, но и формирова­ние у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.

Если групповая терапия организована недирективно и спонтанно, это может усилить скрытность и тревогу детей и подростков, поэтому групповой про­цесс должен быть хорошо структурирован. В процессе групповой те­рапии ребенок получает возможность отреагирования своих амбива­лентных чувств, анализа внутренних и внешних конфликтов и переживаний для создания оптимального способа собственного пове­дения.

Эффективность структурированного подхода к групповой терапии у большинства отечественных и зарубежных специалистов не вызывает сомнения. В частности, Дж. Г. Мэнделл и Л. Дамон утверждают, что наиболее эффективной работы добиваются группы с директивной и структурированной программой, которая реализуется в структуре со­временного гуманистического направления. Данные авторы разработа­ли специализированную программу групповой психотерапии с детьми и подростками, пережившим различные виды сексуальных злоупотреблений, которая включает в себя идеи и рекомендации по подготовке и проведению па­раллельной групповой терапии с родителями и опекунами детей. Про­грамма терапии разбита на несколько модулей, включающих в себя боль­шое количество практических групповых заданий. При описании каждого модуля обсуждаются различные проблемы, с которыми могут столкнуться психотерапевты во время работы. Данную программу груп­повой психотерапии можно использовать при работе, как с мальчика­ми, так и с девочками. Кроме того, эта психотерапевтическая програм­ма может быть скорректирована с учетом конкретной ситуации и возможностей той организации, которая проводит групповую работу с жертвами насилия.

План групповой терапии включает в себя параллельную работу с ро­дителями или опекунами, не причастными к насилию. Это позволяет взрослым, несущим ответственность за ребенка, почувствовать свою вовлеченность в процесс его выздоровления, проанализировать свои собственные переживания, лучше понять влияние психической травмы иа дальнейшее развитие ребенка.

В ходе систематической долгосрочной программы групповой пси­хотерапии, когда все сложные и конфликтные вопросы обсуж­даются в спокойной и доброжелательной обстановке, дети и взрослые могут осознать все последствия насилия и интегриро­вать свои чрезвычайно сложные и противоречивые чувства. Кроме того, не следует забывать, что дети находятся в том возрасте, когда конфлик­тные переживания чаще проявляются в поведении, а не в словах. По­этому эта программа разработана по принципу от простого к сложному, переход к более проблемному материалу происходит только тогда, ког­да участники терапии к этому готовы. Как правило, групповая терапия рассчитана на длительный срок, что дает детям и взрослым возмож­ность проработать свои чувства и психологические проблемы без спеш­ки и давления. В ходе работы важно понимать, что психологические состояния взрослого и ребенка сильно взаимосвязаны. Например, если родитель или опекун ребенка отказывается выполнять то или иное груп­повое практическое задание, то и сам ребенок, как правило, очень нео­хотно включается в выполнение этого задания.

Групповая терапия, которая используется в практике психологичес­кого сопровождения детей и подростков - жертв насилия, включает следующие по­ложения:

- в группу должны входить дети и подростки, разница в возрасте которых не пре­вышает двух лет;

- дети и подростки должны быть в состоянии говорить о собственном опыте пе­реживания насилия без эмоционального срыва и обладать потен­циалом для того, чтобы выслушать других;

- члены будущей группы должны обладать приблизительно равным
уровнем интеллектуального, эмоционального, социального и фи­зического развития, так как дети и подростки с интеллектуальной задержкой испытывают большие затруднения в процессе групповой работы;

- дети и подростки, участвующие в групповом процессе, должны иметь разви­тую произвольность, чтобы поддерживать в группе сформирован­ные правила и контролировать собственную импульсивность;

- детям и подросткам, входящим в группу, необходим хороший уровень кон­центрации внимания, который способствует более продуктивно­му разрешению существующих проблем и созданию положитель­ной атмосферы в группе.

Таким образом, важным условием результативности консультатив­ной работы является подбор и предварительная подготовка будущих членов терапевтической группы.

Параллельно с детской группой должна формироваться группа взрослых, в которую могут входить родители, приемные родители, опе­куны и другие лица, непосредственно несущие ответственность за ре­бенка. Для этого требуется тщательно проанализировать их инди­видуальные психологические особенности. Исходя из опыта ведения родительских групп Дж. Г. Мэнделл и Л. Дамон сформулировали ряд ограничений для отдельных категорий взрослых. К этим категориям были отнесены люди:

1) имеющие различные формы психических расстройств, злоупот­ребляющие алкоголем или наркотиками;

2) отрицающие правдивость рассказов собственных детей и продолжающие поддерживать теплые и дружеские отношения с насиль­ником;

3) отрицающие факт насилия по отношению к их детям;

4) испытывающие психологическую зависимость от собственных де­тей;

5) имеющие высокий уровень конфликтности и желающие прохо­дить эту группу совместно с супругом (в этом случае консультант должен настоять на участии только одного из супругов).

На протяжении всей работы группы необходимо постоянно уточ­нять и повторно оценивать индивидуальные и ситуативные особеннос­ти конкретной семьи. В некоторых случаях психотерапевты бывают вы­нуждены предложить какой-нибудь семье досрочно прекратить участие в групповой терапии. Например, семьи, которые, несмотря на неоднок­ратные предупреждения, продолжают систематически пропускать со­брания группы или опаздывать на значительное время к началу заня­тий, должны быть исключены из группы.

В том случае, если досрочное завершение работы одной из семей пойдет на пользу группе в целом, психотерапевт должен действовать решительно, стараясь, чтобы это событие не отразилось на групповой сплоченности. Тем не менее, нужно быть готовым к тому, что на какое-то время процесс терапии замедлится, возможен даже некоторый рег­ресс в развитии групповых отношений. В таких случаях целесообразно скорректировать план работы, учитывая особенности сложившейся в группе ситуации.

В процессе групповой терапии необходимо учитывать все обстоя­тельства каждой семьи и особенности психологического состояния каж­дого работника. Как правило, у большинства детей и подростков жизнь после проис­шедшего еще не устоялась. Часто дети и подростки вынуждены жить не у себя дома. Например, в случаях инцеста они могут быть переданы на попечение приемным родителям или родственникам. Если ребенок возвращается жить к тому из родителей, который не имел отношения к сексуальному злоупотреблению, желательно включить этого родителя в работу груп­пы. В том случае, когда семья готовится к воссоединению, то наряду с опекунами ребенка имеет смысл привлечь к участию в программе и био­логических родителей. Те биологические родители, которые по тем или иным причинам не могут участвовать в работе группы, должны иметь возможность в качестве альтернативы пройти семейную терапию. В этих случаях психотерапевту предстоит решать очень сложную задачу о со­ставе детской и взрослых групп, учитывая при этом множество различ­ных переменных. Например, в том случае, когда группа состоит из детей и подростков, проживающих со своими родителями, включение в нее приемного ребенка может создать немало проблем.

Объединение приемных и биологических родителей также может отрицательно сказаться на сплоченности группы. Исключение составляют случаи, когда приемный родитель сам пережил в детстве насилие и может поделиться своим опытом с остальными. Даже в однородной группе, состоящей только из биологических родителей, обсуждение таких неоднозначных тем, как характер их взаимоотношений с совра­тителем или сексуальное злоупотребление, пережитое самими родите­лями, могут осложнить формирование групповой сплоченности.

Какие именно факторы будут учитываться в первую очередь, зави­сит от специфики каждой группы. Поэтому главной задачей психотера­певта является создание у участников группы чувства безопасности и психологического комфорта, так как лишь в этом случае они смогут сво­бодно обсуждать свои семейные и личные проблемы, оказывая поддер­жку ребенку и способствуя его выздоровлению.

Значительного профессионального мастерства требует проведение терапевтических групп с детьми и подростками, пострадавшими от сексуального на­силия. Каждая семья, пережившая такую трагедию с ребенком, как правило, приносит с собой множество проблем, решить которые не всегда возможно только методами групповой терапии. У детей и подростков часто наблюдаются такие серьезные нарушения как суицидальные мысли, страх разлуки с близкими, негативизм. Взрослые могут испытывать депрессию, тяжело переживать жизненные перемены, сталки­ваться с финансовыми проблемами. Поэтому помимо участия в группе этим семьям рекомендуется пройти курс индивидуальной или семей­ной психотерапии. Это позволит детям, подросткам и взрослым быть уверенными, что любые волнующие их вопросы они смогут обсудить на дополни­тельных встречах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                

 

 

Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей. Именно поэтому насилие есть общественное отношение.

Насилие разрывает общественную коммуникацию, разрушает ее общепризнанные основания, получившие выражение в традициях, обычаях, праве и иных формах культуры. В этом смысле оно всегда представляет собой нарушение некого договора, нормы, правила, односторонний выход за принятые рамки коммуникации. Совершающий насилие в отношениях с теми, на кого направлены его насильственные действия, преступает некую черту, которую они ранее обязались не преступать – насилие есть преступление.

Насилие есть внешнее, силовое воздействие на человека с целью подчинить его (человека) воле того, кто осуществляет такое воздействие. Оно представляет собой узурпацию человеческой свободы в ее начальном бытии, внешнем выражении. Собственно говоря, механизм, технология насилия состоит в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого физического воздействия.

Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть интерпретировано как разновидность отношений господства или власти. Власть есть господство одной воли над другой, применительно к человеческим отношениям ее можно определить как принятие решения за другого. Она может иметь, по крайней мере, три существенно различных основания. Она может базироваться на реальном различии волевых качеств и тогда более зрелая воля естественным образом господствует над незрелой волей. Она может иметь своим источником предварительный более или менее выраженный договор, когда индивиды сознательно и в целях общей выгоды отказываются от некоторых прав и передают решения по определенным вопросам определенным лицам. Наконец, власть может основываться на прямом физическом принуждении – и тогда она выступает как насилие. Рассмотрение насилия как разновидности властных отношений позволяет отличать его от других форм принуждения – патерналистского и правового. Патерналистское и правовое принуждение характеризуется тем, что на них получено (или предполагается, что могло бы быть получено) согласие тех, против кого оно направлено. Поэтому сопряженное с ними внешнее воздействие, а оно неизбежно присутствует и в том и в другом случае, считается легитимным насилием – это своего рода частичное насилие или полунасилие. В отличие от них, насилие в собственном смысле этого слова есть действие, на которое в принципе не может быть получено согласие тех, против кого оно направлено.

От других форм общественного принуждения насилие отличается тем, что оно доходит до пределов жестокости, характерных для природной борьбы за существование. А от собственно природной агрессивности оно отличается тем, что апеллирует к праву, справедливости, человеческим целям и ценностям. В этом смысле насилие можно охарактеризовать как право сильного или как возведение силы в закон человеческих отношений. Оно не является элементом естественного состояния в качестве гипотетической природной предпосылки общественной жизни. Его нельзя также считать элементом цивилизационно-нравственного существования. «Насилию нет места ни в природе, ни в пространстве человеческого разума… Путь к добру лежит только через добро… Через насилие нельзя прийти к обществу без насилия. Аморальные средства не могут вести к морали так же, как богохульство не может приблизить к Богу… Насилие не может получить нравственной санкции даже в порядке исключения. Нет таких ситуаций и аргументов, которые позволяли бы считать насилие благом» (Л.Н. Толстой и современный мир. – Тула, 1998.).

И в заключение, хочется еще раз подчеркнуть, что одним из самых опасных последствий примененного к ребенку насилия, кроме нанесенных ему физических и психических травм, является то, что в сознании ребенка прочно закрепляется возможность применения насилия им самим по отношению к другим. 

   

 

 

Коллектив авторов выражает особую благодарность Е.Н. Волковой, И.А. Алексеевой, И.Г. Новосельскому, Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонову, за их научные труды и материалы, которые были использованы при подготовке данного пособия.

 

 

Приложение

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ    

1. «Конвенция о правах ребенка» - Ведомости Совета народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, № 45, 1990 г.;

2. «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» - Генеральная Конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры – 14 декабря 1960 г.;

3. Дополнительный протокол I к Женевским Конвенциям 1949 года – «О защите жертв международных конфликтов» от 06 июня 1977 г.;

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;

5. «Семейный кодекс Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 28 декабря 2004 года № 223 – ФЗ;

6. «Уголовный кодекс Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 13 июня 1996 года № 63 – ФЗ;

7. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от18 декабря 2001 года № 174 – ФЗ;

8. «Трудовой кодекс Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 30 декабря 2001 года № 197 – ФЗ;

9. «Гражданский кодекс Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 30 ноября 1994 года № 51 – ФЗ;

10. «Жилищный кодекс Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 188 – ФЗ;

11. «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях» - в редакции Федерального Закона от 30 декабря 2001 года № 195 – ФЗ;

12. «Кодекс о браке и семье РСФСР» от 30 июля 1969 г.;

13. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 03 июля 1998 года № 124 – ФЗ, в редакции Федерального Закона от 20 июля 2000 года № 103 - ФЗ

14. Федеральный Закон Российской Федерации «О содержании лиц под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» от 15 июля 1995 года № 103 – ФЗ, в редакции Федерального Закона от 05 февраля 2007 г.;

15. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 года № 12 – ФЗ;

16. Федеральный Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53 – ФЗ;

17. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации» от 27 июля 2009 года № 215 – ФЗ;

18. Постановление Пленума Верховного Совета СССР от 07 июля 1979 года № 9 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

19. Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1991 года «О неотложных мерах по пресечению пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости»;

20. Указ Президента Российской Федерации от 08 июля 1994 года № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования».

 

 

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: