Формы и направления экологического воспитания школьников

Достигнуть поставленные цель и задачи можно различными способами. В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому экологическое воспитание учащихся проводится в учебной, во внеклассной и во внеучебной деятельности.

Рассмотрим реализацию экологического воспитания в учебной деятельности:

Экологические знания, разъяснения идей охраны природы учащиеся получают на уроках биологии, лабораторных и практических работах, факультативе, во время фенологических наблюдений, участия в школьном мониторинге.

Во внеклассной деятельности экологическое воспитание осуществляется в следующих формах:

В школе проводятся беседы, кинолектории, игры, викторины, КВН с экологическим содержанием, рейды в природу, беседы о правилах поведения в ней.

Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляется в выполнении домашних работ экологической тематики, опытов, наблюдений в природе, живом уголке, работ на пришкольном участке [42,230 - 232].

 

 

Выводы по I главе

 

 

На основе анализа педагогической, методической и специальной литературы мы пришли к следующим выводам:

1) Развивалось как само понятие «Экология», так и понятие «экологическое воспитание». Исторически существовала динамика процесса становления экологической культуры у детей как на научном, теоретическом, так и методическом уровне, обусловленная изменением социального заказа. На современном этапе процесс формирования экологической культуры у детей находится также в стадии разработки.

2) Становление экологического воспитания началось XVIII -XIX веке и продолжается и настоящее время. Эта проблема остается актуальной и на сегодняшний день.

3) Существуют разные трактовки понятия «экологическое воспитание». Мы вслед за И. Н. Понамаревой понимаем под экологическим воспитанием формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще.

4) С 2002 года существует концепция экологического воспитания. Она представляет собой методологические, теоретические, и методические основы экологического воспитания. Она включает в себя совокупность целей, задач, содержания, закономерностей, принципов, методов и форм.

5) Целью экологического воспитания является создание оптимальных условий для развития у индивида гармонического взаимодействия с природой, другими людьми и самим собой, иными словами, развитие его экологической культуры до типа экологической гармонии. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности личности.

6) Содержание экологического воспитания включает ряд идей: развитие целостности природы, взаимосвязь природы и общества, среда и здоровье человека, совершенствование природы, ее профессиональное использование и другие.

7) современная концепция экологического образования и воспитания детей раскрывает как воспитательный аспект педагогической деятельности, направленной на формирование ответственного отношения к природной среде; накоплен большой опыт в данной сфере, сориентированный на то, что вся духовная жизнь человека неразрывно связана с природой.

8) Существуют различные формы реализации экологического воспитания в учебной деятельности. К формам внеклассной работы относятся: беседы, кинолектории, игры, викторины, КВН с экологическим содержанием, рейды в природу, беседы о правилах поведения в ней. Внеурочная работа включает в себя домашнюю работу, работу на пришкольном учебно-опытном участке, в живом уголке, летние задания. В следующей главе мы остановимся на организации внеурочной работы по экологическому воспитанию.

 

Глава 2. Методика организации экологического воспитания во внеурочной деятельности

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: