Концепция о частичном доминировании мозга

В 1981 году Нобелевская премия по медицине «за выдающиеся открытия в области функциональной специализации полушарий мозга» была вручена Роджеру Сперри. «То, что было некогда диалогом между разными людьми становиться диалогом внутри одного мозга». (Выготский) «Левополушарное» - формально-логическое мышление. Оно мыслит знаками, вербальными и легкоразличимыми понятиями.

«Правополушарным» стилем мышления связана чувственное восприятие, ориентация в пространстве, художественное мышление, творчество. Оно мыслит образами, невербальными, трудноразличимыми понятиями. Посмотрите сколько вопросов возникает только по одному предмету – геометрии: дать ли сначала определение или сперва нарисовать образ? Аксиомы изучают перед теоремами как эмпирически очевидные знания или после как обоснование проведенного доказательства? Знание теоремы как результат эмпирического измерения чертежа или результат доказательств?

Нейробиологи утверждают, что лучше всего:

 

Левополушарное Правополушарное
Частное                          общее Общее                               частное

Одно из полушарий является ведущим, что во многом определяет особенности характера человека.

Внутренний диалог полушарий – блестящее изобретение эволюции. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Она развивается в процессе творческой деятельности, и, в свою очередь, усиливает умственные способности. Когда человек решает задачу, требующую умственных усилий, асимметрия его мозговых биоритмов возрастает.

В зависимости от того, какое полушарие мозга больше развито различаются:

· аналитический склад ума (мыслительный).

· Образный склад ума.

Но есть люди, у которых эти компоненты развиты относительно равномерно (смешанный) склад ума. По некоторым данным у 21% людей, один вид мышления резко преобладает над другим. Безусловно, эти особенности необходимо учитывать педагогами в своей работе.

Идея об общеучебных умениях и навыках была высказана ещё Г. Песталоцци (1746 – 1827г.г.) в его теории элементарного образования. И он считал возможным формировать эти умения путём многократных упражнений.

В своей работе мы опирались на труды и идеи П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Давыдова В.В., Занкова Л.В., Е.Н. Кабановой – Миллер, Калмыковой З.И., Рубинштейна С.Л., Скаткина М.Н., Поташкина М.М. и др.

Специальные исследования показывают, что причиной не успешности многих учеников является несформированность умений и навыков учебной деятельности. В первую очередь эти дети не умеют или плохо мыслят в силу влияния многих неблагоприятных факторов: рост заболеваемости, задержка в развитии психики, лень, хулиганство и т.д. Поэтому бесспорно то, что учащихся надо вооружать системой специфических приёмов деятельности – как теоретической, так и практической.

Родители хотят от школы, чтобы их дети получили толковое образование и могли поступить самостоятельно (бесплатно) в ВУЗ, ученики хотят самоопределиться и получить образование. Бизнес – сообщество, различные работодатели надеются получить сотрудников – профессионалов, способных самостоятельно и качественно работать.

Знаниевому образованию стратегия модернизации противопоставляет ориентацию на ключевые компоненты. Ключевые компоненты не хаос, а жесткая прагматическая ориентация образования. Это заказ на толковых, образованных, самостоятельных сотрудников, которые:

· владеют информационными технологиями;

· обладают базовыми коммуникативными умениями;

· владеют программно – целевыми методами организации своей деятельности;

· умеют самостоятельно учиться;

· берут ответственность за свои действия.

 Во всех документах правительства РФ по модернизации системы образования говорится о важности обучения ключевых компетенций школьников. В государственных программах по каждому предмету выделяются необходимые общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции. Даже в решении коллегии МОН РФ «об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2004 году и задачах эксперимента на 2005 год» отмечается, что контрольно-измерительные материалы (КИМ) будут корректироваться по части проработки вопросов проверки общеучебных навыков и умений выпускников. На наш взгляд, формирование наиболее значимых компетенций (практических умений очень важных для жизни человека) произойдут не при условии технологических изменений, а при введении нового содержания образования.

1. При этом центральное место должна занимать коммуникативность:

· Межкультурное взаимопонимание

· Знание информатики, иностранных языков

2. Освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений, правовая культура, умение отстаивать свои права.

3. Способность к самоорганизации, саморазвитию, умение строить собственную жизнь (личные цели, поиск способов их реализации, распределение времени, сил и средств).

4. Способность работать в команде и отвечать за собственное благосостояние и за общее дело.

Л.С.Выготский писал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она становится его собственной. Наша педагогическая практика показывает, что не только дошкольники, но большинство школьников успешно обучается по учебной программе при условии, если она становится их «собственной». В противном случае возникает ситуация, о которой мы говорили выше: не хочется учиться. Одним из путей преодоления этого психологического барьера в учении является использование тех видов деятельности, которые приглашают ученика быть автором своего образования.     

Основным структурным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Она отличается от всяких других задач тем, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта деятельности, а не в изменении предмета деятельности. Учебная задача – это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т.е. достигают поставленной цели.

Решение учебных задач складывается из системы учебных действий, направленных на достижение цели. Учебные действия включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий: восприятие сообщений, наблюдение, актуализация опорных знаний, предметно-практические действия, изучение содержания предметной задачи и преобразование ее условия, выдвижение и проверка гипотез, составление плана решения, проведение эксперимента, выполнение упражнений, самоконтроль и самооценка действий и т.д. Содержание и «глубина» такого преобразования материала может быть различной, она определяется тем составом способов учебных действий, которыми обладает ученик, и степенью их сформированности. Богатство освоенных способов и гибкость их применения определяют степень сложности учебной деятельности для ученика.

Наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности, Е.Н.Кабанова-Меллер называет приемом деятельности. Схема действий или операций (состав приема) может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания; правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу, его можно перестроить и создать на этой основе другой прием.

Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением; умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык. Если при наличии умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль за выполнением действий, то на уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности (хотя при необходимости может это свободно сделать). Таким образом, термины «умение» и «навык» отражают разный уровень сформированности соответствующих действий и операций. Понятие «уровень» относится и к программе деятельности в целом. На основе того, структуру каких компонентов деятельности она отражают, выделяют программы трех уровней: 1) только исполнительских, 2) информационных и исполнительских компонентов, 3) мотивационно-целевых, информационных и исполнительских. В процессе деятельности на основе программы – инструкции у субъекта формируется своя индивидуальная программа деятельности.

Среди приемов учебной деятельности выделяются различные виды и категории.

Приведем известную классификацию Ю.К.Бабанского основных общеучебных умений и навыков, соответствующих структуре учебной деятельности и процессу усвоения знания:

1) учебно-организационные (определение задач, рациональное планирование, создание благоприятных условий деятельности),

2) учебно-информационные (работа с книгой и другими источниками информации, библиографический поиск, наблюдение),

3) учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, самоконтроль учебно-познавательной деятельности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: